Звезды

Звезды советского экрана без диплома о профессиональном образовании

Фото: img.freepik.com

Никита Кологривый, сыгравший Кощея в сериале «Слово пацана», регулярно появляется в новостях из-за скандальных высказываний. Недавно он заявил, что стать хорошим актёром невозможно без театрального образования. Режиссер Сарик Андреасян поддержал его, рассказав, что в запрещенной соцсети его атакуют люди без профессионального образования, но с «хорошими внешними данными, харизмой и быстрой обучаемостью».

Задумайтесь: согласились бы Кологрив и Андреасян, легенды советского кино, у которых не было высшего образования, но был большой талант и работоспособность? Вспомним звёзд отечественного кинематографа, которые стали всенародно известными без диплома о профессиональном образовании.

Фаина Раневская: “Сценическая жизнь необходима”.

На счету знаменитой актрисы двадцать пять ярких ролей, три Сталинские премии, звание народной артистки СССР и орден Ленина. Ее яркий талант до сих пор восхищает миллионы.

У Фаины Георгиевны не было театрального образования: школы драматического искусства отказывались ее принимать, считали непригодной к актерскому мастерству. В юности она была стеснительной и немного заикалась. Доучиться в таганрогской частной студии Раневская так и не смогла.

Начало театральной карьеры состоялось в 19 лет после подписания первого контракта. В кино актриса дебютировала в тридцать восемь лет, исполнив одну из второстепенных ролей в фильме «Пышка». Через три года Раневская обрела всесоюзную известность благодаря роли в фильме «Подкидыш».

Для того чтобы быть актером, нужно усвоить многое.

Его кинодебют состоялся в 36 лет в эпизоде фильма «Девушка с гитарой». За жизнь Никулин снялся более чем в пятидесяти фильмах, проявив себя как профессионал и разноплановый артист. Сотрудничество с режиссёром Леонидом Гайдаем дало начало ролям, которые принесли Юрию Никулину всенародную любовь.

Несмотря на желание получить соответствующее образование, ему это не удалось. В молодости он пытался поступить сначала во ВГИК, а затем в ГИТИС, но члены приемных комиссий не обнаружили в нём актерских задатков. В итоге Никулин окончил лишь школу-студию разговорного жанра при Московском цирке на Цветном бульваре.

Смоктуновский говорил: «В любой роли нужно проявлять гениальность».

Легендарный актёр и народный артист СССР не получил профессионального образования из-за эпизода в его биографии: в 1943 году попал в плен немцев. Через месяц бежал, но этот факт так и не был забыт, несмотря на то что Смоктуновский прошёл всю войну и имел две медали «За Отвагу».

Хотя ему удалось поступить в студию при Красноярском драматическом театре, учеба продлилась недолго — Смоктуновского направили работать во 2-й Заполярный театр драмы в Норильске. Через несколько лет он переехал на юг: сначала в Грозный, а затем в Махачкалу. В 1953-1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене Областного драматического театра имени Горького. Так Смоктуновский развивал актерское мастерство на практике, играя на разных театральных сценах страны.

Роль князя Мышкина в спектакле «Идиот», поставленном на сцене ленинградского БДТ режиссером Георгием Товстоноговым, стала для актера звездной. После этого Смоктуновский получил доступ к главным театрам СССР, а затем и в кинематограф.

Наталья Крачковская: «Без приукрас, могу сказать: я — народная артистка».

С детства мечта о профессии актрисы жила в Наталье, но мама с иронией отзывалась о стремлении дочери к актерскому искусству, говоря, что таких, как Наталья, в эту профессию не берут. Тем не менее после окончания школы она подала документы во ВГИК, одновременно готовясь поступать в историко-архивный институт, так как успех в поступлении в высшее театральное учебное заведение не особо предвидела.

Девушка удивила приемную комиссию чтением монолога Иванушки-дурачка из «Конька-Горбунка». Но на первом курсе Наталья попала в аварию и временно ослепла. Врачи запретили ей нагрузки, поэтому пришлось бросить институт и мечту сниматься в кино. Желание стать актрисой пересилило: сначала она снималась в массовке, а затем в эпизодических ролях.

В 1971 году Леонид Гайдай обратил внимание на актрису и предложил ей роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев». Крачковская блистательно исполнила эту роль. После творческого успеха последовал другой: два года спустя на экраны вышла картина «Иван Васильевич меняет профессию», которая принесла Наталье Крачковской народную славу.

Татьяна Пельтцер утверждает, что второстепенных ролей нет, существуют лишь второстепенные артисты.

Не имея специального образования, девушка обучалась актерскому ремеслу отцом — актера и режиссера Иоганна Пельтцера, лауреата Сталинской премии. Благодаря полученным навыкам в двадцать лет начала работать в Передвижном театре Политуправления, затем была актрисой драмтеатра в Нахичеване, театра в Ейске, «3-го театра РСФСР. Комедия» в Москве. Всякий раз пребывала там недолго. Позднее ее приняли во вспомогательный состав театра имени Моссовета. Но и там карьера завершилась быстро: Татьяну уволили за формулировкой «за профнепригодность» как человека без актерского образования.

Звездный час Пельтцер наступил в 1947 году, когда начала работать в Театре сатиры. На сцене театра она блистала около тридцати лет. Тогда ее заметили и кинорежиссеры. Татьяна Ивановна сыграла примерно в сотне фильмов.

Что важнее для актёра: природный дар или учеба?
Талант
Образование
Важно и то, и другое