Золотые слова Василия Сухомлинского о детях, семье и школе.

Первый советский учитель, поставивший личность ребёнка выше всего.
Сухомлинский всегда ориентировал детей на успех, предлагая отставшим задания попроще, чтобы могли выполнить их и не ощущали себя ниже других. После этого хвалил ребенкаУчитель не выделял ребенка в коллективе как неуспевающего, все были равны. Как и везде, были сильные дети и слабые, но Сухомлинский боролся с этим и открывал таланты детей, чтобы каждый нашел себя в каком-то занятии.
Преподаватель создал превосходные работы: «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека». Каждая из книг необходима для ознакомления учителям и родителям.
О наказании детей
-
Когда ребенок ощущает несправедливость в отношении себя, воспитание теряет свою ценность. Несправедливость вызывает обиду, возмущение, корысть и двуличность.
-
Ребенок никогда не действует злонамеренно, а совершает оплошности. При правильной помощи он осознает суть своей ошибки и стремится не повторять подобного, хотя иногда у него это не получается.
-
Цените стремление детей к доброте, храните его, как хрупкое проявление человеческой души, не злоупотребляйте своим положением, не искажайте мудрость родительского руководства. в деспотическое самодурство.
-
Необходимо оградить ребенка от утраты самоуважения, ценности собственного достоинства и стремления к совершенствованию.
-
Нельзя Превращать детские чувства в страх. Она прячется в углу клетки, ожидая кары. Сердце, восприимчивое к добру, справедливости, отзывчивости, нуждается не только в тишине, но и в спокойном тоне.
-
Даже если детский проступок серьёзен, за него не следует налагать наказание, если он совершен без злого умысла.
-
Над головою ребенка не должно быть меча наказания за неумышленный, поспешный поступок. Дети с подавленными эмоциями обычно обладают подавленным интеллектом и бедным мышлением.
-
Физические наказания – это насилие не только над телом, но и над душой человека. Ремешок онемевает не только спину, но и сердце, чувства.
-
В системе, основанной на наказах, отсутствует самовоспитание, а без него невозможно нормальное воспитание вообще. Это невозможно потому, что наказание освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть является главным двигателем самовоспитания. Где совесть покоится, речи о самовоспитании быть не может. Получивший наказание думает: мне больше нечего размышлять о своем поступке; я получил заслуженное.
-
Если кого-то бьют, ему самим хочется бить; кто в детстве хочет бить, становясь взрослым, захочет убивать — преступления, убийства, насилие исходят из детства.
-
Хулиган, осознающий нарушение порядка, формируется не сразу. Годы безразличия и жестокости окружающих его людей способствуют этому.
О семье
-
Ребенок — словно зеркало семьи: в нём, как в воде, видно доброту родителей.
-
В семьях, где родители искренне любят друг друга и других людей, воспитываются замечательные личности.
-
Критика твоих детей — это критика тебя самого.
-
Семейная жизнь ориентирована на воспитание детей. Взаимодействие супругов, родителей служит основой в этом процессе.
-
Воспитание ребёнка — это воспитание самого себя, подтверждение своей человеческой ценности.
-
В юные годы пусть тревога за родных — мать, отца, бабушку и дедушку живёт в сердце ребёнка. Пусть грустит и болит детское сердце, если у близких что-то идёт не так, пусть ночью ребёнок не спит, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: если будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, в котором нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать настоящим патриотом.
-
Заменить на того же уровня рабочего, будь то охранник или министр, возможно другим столь же квалифицированным человеком. Заменить хорошего отца на такого же доброго уже нельзя. Тот, кто с детства искренне переживает чужие радости и печали, кто готов пожертвовать своей собственным счастьем ради родных — отца, матери, сестры, брата, никогда не станет поднимать руку на другого человека. дедушка, бабушка не знали горя, страданий.
-
Первым и главным воспитателем ребенка, первым и главным учителем служит мать, служит отец.
-
Когда родители отдают частичку себя окружающим, сопереживают чужим чувствам, дети становятся добродушными, внимательными и отзывчивыми. Самое страшное – это эгоизм и самолюбие некоторых матерей и отцов.
-
Воспитание сына – это быть настоящим человеком.
-
Будут у тебя дети, и тебя будет волновать, станут ли они настоящими людьми. Знай же, что важнейшее в формировании человека — воспитание умения ценить человеческую жизнь как самое драгоценное, бесценное сокровище.
О добре и зле
-
Для того чтобы воспитать в детстве человека с высокими нравственными качествами и чувством патриотизма, нужно показать ребёнку разницу между добром и злом.
-
Дети должны быть открыты к радостям и печалям окружающих.
-
Без выкормленных в детстве добродетелей воспитать их позднее невозможно.
-
Всё вокруг каким-то образом связано с тобой.
-
Маленького человека никто не учит: быть равнодушным к людям, ломать деревья, попирать красоту, ставить выше всего личное.
Если учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает) — в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать. -
Зло прочно закрепится, если не воспитывать ребенка ни в добре, ни в зле.
-
Сочувствие самому себе — источник эгоизма, который нужно избегать. Не позволяй ему возникнуть у детей, так как это порождает жестокость. Человек должен жалеть себя только в той мере, в которой умеет быть добрым и сострадательным к другим.
-
С юных лет тренируй себя в жизни так, чтобы благодеяния приносили радость, а злодеяния — омерзение.
-
Рассказывай о людях, делах, явлениях, событиях так, как думаешь. Не пытайся предсказать, какие слова кто-то от тебя хочет услышать. Попытка это сделать может превратить тебя в лицемера, подхалимщика и в конце концов — негодяя.
-
Нет детей беспричинно трудных или плоховоспитанных, каждому нужно было дать любовь и правильное воспитание с самого детства.
-
Друг для заботы — ценный дар для ребёнка.
-
Без частички сердца, оставленной в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном цветке, деревце или любимой книге, глубокое чувство дружбы, верности и преданности недоступно маленькому человеку.
О мотивации достижения
-
Не должно быть людей незаметных, бесвестных пылинках. Каждый должен ярко светиться, как миллиарды миллиардов Вселенных на небе. Быть неповторимой личностью — дело большей части личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.
-
Ребенку полезно иметь пример для подражания — персонажа, который совершил героический поступок.
-
Древняя мудрость гласит: чтобы разрушить человека, исполни всё его желания.
-
Работа для детей — прежде всего, переживания и эмоции. Малыш занимается деятельностью, которая доставляет ему удовольствие.
-
Не опасайтесь детского труда, дорогие родители! Не беспокойтесь о том, что ребёнок принес для полива цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвертое, что он вспотел и устал — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.
-
Если кто-то не выходит за рамки детства до пяти лет, становление взрослым для него окажется сложным.
-
Не омрачайте солнце золотого детства страхом того, что ребёнку будет трудно, и что приложив все усилия, он добьётся большего, чем могут показаться его малыми силами.
-
Ребенку важно познать труд, подходящий по силам, чтобы понять радость от работы.
-
Освобождение человека от принудительных работ не преследовало цели превратить его в лентяя.
-
Тот, кому с детства всё достаётся без усилий, может вырасти ленивым. повелевать и капризничать. Ленивый вырастает в среде, где всё просто и человеку незнакомы сложности.
-
Разбалованные люди вырастают из тех, кому всё же приносит счастье – лишь акт потребления.
-
Важно, чтобы человек считал труд удовольствием, а не обязанностью. В труде необходимо видеть возможность принести пользу людям, сделать мир лучше: создать материальные ценности или идеи, способствующие появлению чего-либо нового.
О школе и учителях
-
Образование — это часть того, что мы называем воспитанием.
-
Только человек, помнящий свое детство, может быть настоящим учителем.
-
Учитель превращается в воспитателя, обладая инструментом — знанием о нравственности, этике.
-
Человечность, сердечность и доброта каждого оцениваются по тому, как к человеку относятся дети. Тот, кто любим детьми, — настоящий человек.
Детей невозможно обмануть, перед ними никогда не удаётся скрыть истинного себя. -
Детям не нужно много говорить, не стоит их заваливать рассказами. Слово — не игра, а словесная перегрузка — одно из самых вредных увлечений. Ребенку нужно не только слушать воспитателя, но и молчать: в эти моменты он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивных слушателей. Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.
-
Не стоит спешить с осуждением нежелательных действий ребёнка, демонстрируя недостатки перед другими. Дайте ребёнку возможность использовать собственные силы, чтобы исправить ошибки, и покажите обществу его положительные стороны.
-
Воспитатели как садовники должны бережно сохранять и развивать добродетели ребенка.
-
В воспитании через слово кроется наибольшая сложность и трудность всего педагогического дела.
-
Оглушающий клич учителя ошеломляет ребенка. Дети, которым часто говорят резким голосом, утрачивают способность распознавать тончайшие нюансы чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде и справедливости. Крик заглушает детский внутренний голос. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит.
-
Учителя своим криком воспитывают взрослых, которые кричат, не интересуются людьми и не испытывают сострадания.
-
Часто учитель, наш брат по званию, скажет: из этого ученика ничего не выйдет, безнадёжный человек… Хочется ответить: не торопитесь с выводами — на вашей совести лежит человек. Врач произносит роковые слова — безнадежно больной лишь тогда, когда убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя бессильна перед силами природы.
Интересные и полезные материалы по воспитанию детей ждут вас на нашем канале. Яндекс.Дзен.