Семья

Золотые слова Василия Сухомлинского о детях, семье и школе.

Фото: img.freepik.com

Первый советский учитель, поставивший личность ребёнка выше всего.

Сухомлинский всегда ориентировал детей на успех, предлагая отставшим задания попроще, чтобы могли выполнить их и не ощущали себя ниже других. После этого хвалил ребенкаУчитель не выделял ребенка в коллективе как неуспевающего, все были равны. Как и везде, были сильные дети и слабые, но Сухомлинский боролся с этим и открывал таланты детей, чтобы каждый нашел себя в каком-то занятии.

Преподаватель создал превосходные работы: «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека». Каждая из книг необходима для ознакомления учителям и родителям.

О наказании детей

  1. Когда ребенок ощущает несправедливость в отношении себя, воспитание теряет свою ценность. Несправедливость вызывает обиду, возмущение, корысть и двуличность.

  2. Ребенок никогда не действует злонамеренно, а совершает оплошности. При правильной помощи он осознает суть своей ошибки и стремится не повторять подобного, хотя иногда у него это не получается.

  3. Цените стремление детей к доброте, храните его, как хрупкое проявление человеческой души, не злоупотребляйте своим положением, не искажайте мудрость родительского руководства. в деспотическое самодурство.

  4. Необходимо оградить ребенка от утраты самоуважения, ценности собственного достоинства и стремления к совершенствованию.

  5. Нельзя Превращать детские чувства в страх. Она прячется в углу клетки, ожидая кары. Сердце, восприимчивое к добру, справедливости, отзывчивости, нуждается не только в тишине, но и в спокойном тоне.

  6. Даже если детский проступок серьёзен, за него не следует налагать наказание, если он совершен без злого умысла.

  7. Над головою ребенка не должно быть меча наказания за неумышленный, поспешный поступок. Дети с подавленными эмоциями обычно обладают подавленным интеллектом и бедным мышлением.

  8. Физические наказания – это насилие не только над телом, но и над душой человека. Ремешок онемевает не только спину, но и сердце, чувства.

  9. В системе, основанной на наказах, отсутствует самовоспитание, а без него невозможно нормальное воспитание вообще. Это невозможно потому, что наказание освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть является главным двигателем самовоспитания. Где совесть покоится, речи о самовоспитании быть не может. Получивший наказание думает: мне больше нечего размышлять о своем поступке; я получил заслуженное.

  10. Если кого-то бьют, ему самим хочется бить; кто в детстве хочет бить, становясь взрослым, захочет убивать — преступления, убийства, насилие исходят из детства.

  11. Хулиган, осознающий нарушение порядка, формируется не сразу. Годы безразличия и жестокости окружающих его людей способствуют этому.

О семье

  1. Ребенок — словно зеркало семьи: в нём, как в воде, видно доброту родителей.

  2. В семьях, где родители искренне любят друг друга и других людей, воспитываются замечательные личности.

  3. Критика твоих детей — это критика тебя самого.

  4. Семейная жизнь ориентирована на воспитание детей. Взаимодействие супругов, родителей служит основой в этом процессе.

  5. Воспитание ребёнка — это воспитание самого себя, подтверждение своей человеческой ценности.

  6. В юные годы пусть тревога за родных — мать, отца, бабушку и дедушку живёт в сердце ребёнка. Пусть грустит и болит детское сердце, если у близких что-то идёт не так, пусть ночью ребёнок не спит, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: если будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, в котором нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать настоящим патриотом.

  7. Заменить на того же уровня рабочего, будь то охранник или министр, возможно другим столь же квалифицированным человеком. Заменить хорошего отца на такого же доброго уже нельзя. Тот, кто с детства искренне переживает чужие радости и печали, кто готов пожертвовать своей собственным счастьем ради родных — отца, матери, сестры, брата, никогда не станет поднимать руку на другого человека. дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

  8. Первым и главным воспитателем ребенка, первым и главным учителем служит мать, служит отец.

  9. Когда родители отдают частичку себя окружающим, сопереживают чужим чувствам, дети становятся добродушными, внимательными и отзывчивыми. Самое страшное – это эгоизм и самолюбие некоторых матерей и отцов.

  10. Воспитание сына – это быть настоящим человеком.

  11. Будут у тебя дети, и тебя будет волновать, станут ли они настоящими людьми. Знай же, что важнейшее в формировании человека — воспитание умения ценить человеческую жизнь как самое драгоценное, бесценное сокровище.

О добре и зле

  1. Для того чтобы воспитать в детстве человека с высокими нравственными качествами и чувством патриотизма, нужно показать ребёнку разницу между добром и злом.

  2. Дети должны быть открыты к радостям и печалям окружающих.

  3. Без выкормленных в детстве добродетелей воспитать их позднее невозможно.

  4. Всё вокруг каким-то образом связано с тобой.

  5. Маленького человека никто не учит: быть равнодушным к людям, ломать деревья, попирать красоту, ставить выше всего личное.
    Если учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает) — в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

  6. Зло прочно закрепится, если не воспитывать ребенка ни в добре, ни в зле.

  7. Сочувствие самому себе — источник эгоизма, который нужно избегать. Не позволяй ему возникнуть у детей, так как это порождает жестокость. Человек должен жалеть себя только в той мере, в которой умеет быть добрым и сострадательным к другим.

  8. С юных лет тренируй себя в жизни так, чтобы благодеяния приносили радость, а злодеяния — омерзение.

  9. Рассказывай о людях, делах, явлениях, событиях так, как думаешь. Не пытайся предсказать, какие слова кто-то от тебя хочет услышать. Попытка это сделать может превратить тебя в лицемера, подхалимщика и в конце концов — негодяя.

  10. Нет детей беспричинно трудных или плоховоспитанных, каждому нужно было дать любовь и правильное воспитание с самого детства.

  11. Друг для заботы — ценный дар для ребёнка.

  12. Без частички сердца, оставленной в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном цветке, деревце или любимой книге, глубокое чувство дружбы, верности и преданности недоступно маленькому человеку.

О мотивации достижения

  1. Не должно быть людей незаметных, бесвестных пылинках. Каждый должен ярко светиться, как миллиарды миллиардов Вселенных на небе. Быть неповторимой личностью — дело большей части личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

  2. Ребенку полезно иметь пример для подражания — персонажа, который совершил героический поступок.

  3. Древняя мудрость гласит: чтобы разрушить человека, исполни всё его желания.

  4. Работа для детей — прежде всего, переживания и эмоции. Малыш занимается деятельностью, которая доставляет ему удовольствие.

  5. Не опасайтесь детского труда, дорогие родители! Не беспокойтесь о том, что ребёнок принес для полива цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвертое, что он вспотел и устал — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

  6. Если кто-то не выходит за рамки детства до пяти лет, становление взрослым для него окажется сложным.

  7. Не омрачайте солнце золотого детства страхом того, что ребёнку будет трудно, и что приложив все усилия, он добьётся большего, чем могут показаться его малыми силами.

  8. Ребенку важно познать труд, подходящий по силам, чтобы понять радость от работы.

  9. Освобождение человека от принудительных работ не преследовало цели превратить его в лентяя.

  10. Тот, кому с детства всё достаётся без усилий, может вырасти ленивым. повелевать и капризничать. Ленивый вырастает в среде, где всё просто и человеку незнакомы сложности.

  11. Разбалованные люди вырастают из тех, кому всё же приносит счастье – лишь акт потребления.

  12. Важно, чтобы человек считал труд удовольствием, а не обязанностью. В труде необходимо видеть возможность принести пользу людям, сделать мир лучше: создать материальные ценности или идеи, способствующие появлению чего-либо нового.

О школе и учителях

  1. Образование — это часть того, что мы называем воспитанием.

  2. Только человек, помнящий свое детство, может быть настоящим учителем.

  3. Учитель превращается в воспитателя, обладая инструментом — знанием о нравственности, этике.

  4. Человечность, сердечность и доброта каждого оцениваются по тому, как к человеку относятся дети. Тот, кто любим детьми, — настоящий человек.
    Детей невозможно обмануть, перед ними никогда не удаётся скрыть истинного себя.

  5. Детям не нужно много говорить, не стоит их заваливать рассказами. Слово — не игра, а словесная перегрузка — одно из самых вредных увлечений. Ребенку нужно не только слушать воспитателя, но и молчать: в эти моменты он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивных слушателей. Среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

  6. Не стоит спешить с осуждением нежелательных действий ребёнка, демонстрируя недостатки перед другими. Дайте ребёнку возможность использовать собственные силы, чтобы исправить ошибки, и покажите обществу его положительные стороны.

  7. Воспитатели как садовники должны бережно сохранять и развивать добродетели ребенка.

  8. В воспитании через слово кроется наибольшая сложность и трудность всего педагогического дела.

  9. Оглушающий клич учителя ошеломляет ребенка. Дети, которым часто говорят резким голосом, утрачивают способность распознавать тончайшие нюансы чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде и справедливости. Крик заглушает детский внутренний голос. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит.

  10. Учителя своим криком воспитывают взрослых, которые кричат, не интересуются людьми и не испытывают сострадания.

  11. Часто учитель, наш брат по званию, скажет: из этого ученика ничего не выйдет, безнадёжный человек… Хочется ответить: не торопитесь с выводами — на вашей совести лежит человек. Врач произносит роковые слова — безнадежно больной лишь тогда, когда убедится, что всё сделано и мудрость исцелителя бессильна перед силами природы.

Интересные и полезные материалы по воспитанию детей ждут вас на нашем канале. Яндекс.Дзен.