Семья

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

Детство далеко не сразу стало в обществе той самой розовой беззаботной порой, которой оно представляется сейчас.

Убить, любить, в рабство продать?

Самые старые писаные европейские законы по защите детей относятся к излёту первого века до нашей эры. Первый император Древнего Рима Октавиан Август славился своим гуманным отношением к женщинам и детям — чем, надо сказать, вызывал недовольство современников — и, среди прочего, запрещал отцам продавать детей во временное рабство больше двух раз. Точнее, прямого запрета не было и быть не могло, но за такое жестокое обращение, как продажа в третий раз, отец лишался родительских прав (у матери их и не было). Ребёнок становился самостоятельным гражданином.

Этот же император запретил детоубийство отцами, вызвав волну возмущения среди сторонников традиционных ценностей. Логично же: если власть родителя над ребёнком полная и он может распоряжаться жизнью детей как хочет, то почему вдруг не имеет права отнять эту жизнь? Установившееся в Европе повсеместно христианство закрепило запрет на убийство детей как единственное, в чём невозможно проявлять свою родительскую власть: ведь каждая человеческая жизнь принадлежит Господу Богу.

В шестом веке нашей эры в Древнем Риме в кодексе Юстиниана было установлено, что за преступления дети, по слабости своей, должны нести меньшее наказание, чем взрослые, а преступники младше семи лет вообще освобождались от уголовной ответственности. Примерно такая же возрастная граница определялась по неписаным понятиям на Руси. К слову, в Индии пятнадцатого века возраст ответственности наступал с пяти лет, и это был революционное нововведение.

В христианские же времена стали принимать первые законы против растления или изнасилования детей (причём за растление мальчиков общество осуждало педофилов сильнее, чем за девочек), но в целом о том, что ребёнок — человек со своими особенными или даже обычными потребностями, до восемнадцатого века люди в Европе не задумывались. Разве что церковники предлагали делать детям послабление во время постов, отмечая, что детям голодать трудно.

Когда порка — это шаг вперёд

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

Историю детства можно рассматривать с разных сторон: например, как историю порки. Практически во всех педагогических советах, начиная с Древнего Египта, можно увидеть совет пороть детей «для их же блага». С одной стороны, такие советы выдают педагогические лень и бессилие родителей и учителей прошлого, с другой — показывают нам, что кто-то всё же своих детей пороть не любил. Иначе зачем к этому приходилось призывать отдельно?

Первые ограничения телесных наказаний касались призывов бить детей только ремнями и гибкими прутами, которые бы их не искалечили и не убили. Эти два инструмента детского наказания вошли в обиход именно как особо гуманные альтернативы более популярным выражениям родительского недовольства, вроде побоев кулаками, предметами, швыряния об стены и мебель. Правда, не введённые законодательно, предложения ограничиваться поркой вместо побоев повлияли не на такое большое количество семей. В крестьянских и мастеровых семьях беспорядочные побои оставались обычным видом наказания веками.

Удивительно, но смотрящийся по нынешнему времени сущим мракобесием «Домострой» в своё время продвигал идеи ответственности родителей за своих детей не только в плане их воспитания поркой. Согласно «Домострою», родители были обязаны одевать и кормить своих детей, держать их «в теплом дому», не забывать об обучении детей полезному ручному труду. Разговор о родительских обязанностях напрямую противоречил популярной в народе установке «мой ребёнок, что хочу, то с ним сделаю».

Дети имеют право быть небитыми

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

В восемнадцатом веке передовые мыслители стали задаваться вопросами: если мы не считаем нормальным, когда один взрослый пользуется беспомощностью другого, чтобы напасть, почему нас не смущает беспомощность детей? Начался долгий спор о телесных наказаниях для детей, который в России продолжается, в общем-то, до сих пор. Среди мыслителей, предлагавших отказаться от порки в пользу «наглядных наказаний» (сломал стул — не на чем теперь сидеть, стой за столом), был Жан-Жак Руссо. В то же время именно его трудно приводить как моральный пример, поскольку своих незаконнорождённых детей Руссо, не моргнув глазом, относил в приют. С тогдашним уровнем смертности в приютах подобный поступок можно было счесть только жестокостью по отношению к детям — недаром он привёл Вольтера в ярость и отвращение.

Впервые телесные наказания в школах были запрещены в Польше в 1783 году. В государственных школах Великобритании порку запретили только в 1967 году. В России такой запрет появился в 1917 году, и с первых дней существования в СССР велась пропаганда против телесных наказаний детей. Тем не менее, в пространстве массового искусства свободно существовали шутки о ремне и «мягком месте», а в мультфильме про Малыша и Карлссона мальчик показывает будущую реакцию отца, угрожающе приподняв кулак и скорчив злобную гримасу.

В наше время во многих странах Европы и Америк родители могут лишиться прав даже за шлепки по попе, но от принятых для этого законов никуда не деваются то и дело всплывающие случаи, когда папы и мамы годами истязают детей, просто умудряясь держать это в тайне. В так называемых странах третьего мира идея изъятия ребёнка из семьи за то, что ему сломал руку папа или дедушка, до сих пор кажется странной.

Родителям убивать нельзя, государству можно

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

В то время, как детоубийство в семье считалось грехом и преступлением в странах Европы, долгое время было нормальным приговаривать детей к смертной казни. Самым молодым казнённым в истории Европы считается семилетний британец Майкл. Его повесили в 1708 году за кражу хлеба. Вместе с ним повесили и сообщницу — одиннадцатилетнюю сестру Энн.

За восемьдесят лет до того был казнён их восьмилетний соотечественник Джон. Он поджёг два сарая. Пожар не стал причиной чьей-либо смерти, но судей это не смутило. Они признали Джона слишком злобным, чтобы жить. Нижняя граница для уголовной ответственности в Англии долго держалась на отметке в семь лет, как в Древнем Риме, а возраст младше двенадцати лет мог спасти воришку от смерти, только если кража была совершена на сумму менее двенадцати пенсов.

Но, хотя Англия считается образцом государства, жестокого к детям на протяжении чуть ли не всей своей истории, в других странах было немногим лучше. Только в 1988 году в США запретили применять смертную казнь как меру к лицам моложе пятнадцати лет, и только в 2002 году планку подняли до восемнадцати лет.

Во Франции эпохи Наполеона нижнюю границу для уголовной ответственности и смертной казни не устанавливали. Однако предполагалось, что судья потрудится установить, понимал ли ребёнок или подросток преступность своих действий. Если судья был не слишком чадолюбив, то мог спокойно отправить какого-нибудь мальчишку на гильотину. Это никак не ограничивалось и не наказывалось.

Возможность смертной казни ребёнка по приговору суда появлялась с каждой революцией, начиная от Великой Французской, хотя чаще дети убивались без суда, на волне ненависти к их родителям и сословию. Вводилась смертная казнь для подростков в СССР при Сталине.

Сексуальные злоупотребления

В Европе долгое время были непопулярны идеи о том, что дети должны быть сексуально неприкосновенны. Впрочем, уже в Древнем Риме, при императоре Адриане, педофилия даже по отношению к маленьким рабам уже считалась отвратительной страстью. Представление о возрасте согласия появилось достаточно поздно и долго держалось на уровне младшего подросткового возраста.

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

Так, при Наполеоне было законно содержать в борделе одиннадцатилетних проституированных девочек — и это несмотря на то, что ни у кого не было иллюзий относительно «добровольности» их пребывания там. В большинстве американских штатах в девятнадцатом веке считалось нормальным выдавать замуж или сексуально эксплуатировать девочек с десяти лет, если они не были чернокожими рабынями. Нижнего возраста для рабынь не существовало, и педофилы безнаказанно насиловали маленьких невольниц, что нередко приводило к смерти девочек.

О недопустимости детской проституции заговорили только в конце девятнадцатого века, но долгое время это не приводило к общественным изменениям. Только в 1929 году в Англии отменили возможность выдачи девочек замуж с двенадцати лет. Это тем удивительнее, что именно в Англии впервые, в тринадцатом веке, в Европе был введён закон, предполагавший строгое наказание за растление девочек, не достигших брачного возраста (тех самых двенадцати лет).

В наше время даже в тех странах, где крайне низкий возраст согласия (12−13 лет), незаконным является вступление в половую связь за деньги с несовершеннолетними. Этот закон борется со скрытой продажей детей и подростков в сексуальное рабство.

Право на еду

Защита детства: порка из гуманизма и отмена смертной казни для семилеток

Отдельной проблемой детства всегда было право на еду. Вплоть до начала девятнадцатого века дети ели последними, не имея возможности отстоять возможность получить кусочек получше. Начиная с девятнадцатого века, распространились идеи о приоритетном праве ребёнка на еду — но только перед матерью. Лучший кусок по-прежнему доставался отцу, вне зависимости от его реальной пользы для семьи.

Еду как средство контроля стали активно использовать в конце восемнадцатого века, предлагая заменять розги не только «естественными последствиями» и нравоучениями, но и правильной диетой, которая лишит детей строптивости и дерзости. Эта диета предполагала блюда более нежные по консистенции, чем для взрослых, но с полным отсутствием мяса и некоторыми другими ограничениями.

Кроме того, считалось крайне вредным для ребёнка вставать из-за стола с чувством сытости, это тоже делало детей слишком дерзкими. С той же целью — улучшить дисциплину — детей заставляли носить тугие корсеты, ограничивающие резвость движений, и всегда немного мёрзнуть. Лучшая одежда — та, что легче, чем для взрослых, лучшая спальня — та, в которой ребёнок не заспится и сам проснётся от холода на рассвете. По таким принципам воспитывали многих знатных девочек, включая королеву Викторию, по таким принципам была организована жизнь в российских институтах благородных девиц. Интересно, что мальчики чаще получали послабление, хотя вслух девочки назывались более нежными, менее выносливыми существами.

Только в конце девятнадцатого века врачи стали активно указывать на необходимость сбалансированной, богатой белком, полноценной по питательности диеты для растущего организма, а педагоги рекомендовали такое наказание, как лишение обеда, заменить лишением десерта: достаточно обидно, но не наносит здоровью ребёнка ущерба.

Читайте также:

Принцессы — жертвы домогательств своих царственных отцов и братьев

Почему детство до самых недавних пор было не лучшей порой жизни


Источник