Защита детей от негативной информации в зависимости от возраста

Маленькие дети дошкольного возраста (до 6-7 лет)
Ребенок усваивает какую-то информацию, но продолжает жить своей жизнью без особых волнений. В его центре – семья и собственные дела, остальное интересует лишь в той мере, в которой может повлиять на него лично или его близких.
Дети в начальной школе
Дети всё более детально изучают окружающий мир, формируют своё мировоззрение. В этой возрастной группе дети начали воспринимать мир, но ещё недостаточно опыта и критического мышления имеют. Хорошо, если критическое мышление сформировалось в начальной школе под воздействием родителей, окружения, учителей или самой предрасположенности к анализу. Но это не у всех. Проблема заключается в том, что ребёнок может воспринимать информацию без критики.
Детство проходит в различных семейных окружениях с разными условиями жизни. Когда дети приходят в школуПопадая в общество сверстников, дети всегда рискуют. Детский мир может быть очень жёсток: пример тому — сюжет книги Уильяма Голдинга «Повелитель мух», где дети, оказавшиеся без опеки взрослых на необитаемом острове, всё больше погружались в фанатизм, вражду и насилие. Абсолютизировать подобную негативную тенденцию не стоит, но важно понимать: если ребёнок в начальной школе сталкивается с информацией, которая может ему навредить, то ему необходимо помочь.
Подростки
В средней школе происходят важные перемены. Этот возраст часто характеризуется критическим мышлением, можно сказать, даже гиперкритичным. К 5-6 классу ребенок начинает осознавать себя в окружающем мире и задаваться вопросами о своем характере, устройстве мира и его идеальном виде. Взрослые, утверждающие, что у детей отсутствует критическое мышление, ошибаются. Такой взгляд искажает восприятие этой возрастной группы. Снисходительное отношение к ним может вызвать отторжение даже полезных сведений, в то время как негативная информация, поданная уважительно, усваивается легко.
Постоянно контролировать получаемую ребенком информацию невозможно. Особенно, если у него имеется гаджет с неограниченным доступом к сети Интернет и отсутствует родительский контроль. Это настоящая проблема.
Что считается угрожающим информацией?
Вопрос непростой. Можно изучить закон и заявить, что вредно всё запрещённое. Все понимают, что никто не желает сталкиваться с клеветой, оскорблениями или распространением персональных данных о своей жизни. Распространение негативной информации также имеет место: политическая, религиозная или любая другая пропаганда. Как же отделить вредное от полезного? Надо обращать внимание на того, кто и с какой целью распространяет эти идеи. Но самое важное — к каким практическим последствиям приводят эти идеи, ведь любое предположение без реализации не имеет значения.
Заботы родителей о ребенке онлайн.
В любой области жизни могут быть как позитивные, так и негативные аспекты. Хорошо, если ребенок интересуется техникой, химией, физикой, но плохо, если он изготавливает взрывчатые вещества в гараже или пытается собрать атомный реактор, как это делал некий американский подросток. Подобно этому, интерес к политике и функционированию общества может быть полезен, но опасен, когда ребенок принимает радикальные идеи и переходит в лагерь экстремистов, призывая к насильственным методам.
Важно родителям понимать, что опасность может исходить откуда угодно; нужно объяснить детям, что этот мир небезопасен. Детям объяснять это рациональными аргументами бессмысленно (лучше давать четкие правила и руководства к действию, например — не открывать дверь незнакомым или не общаться с ними в интернете), тем более, что дети всегда находятся под присмотром родителей.
Когда ребёнок повзрослеет, станет школьником и сформирует своё мировоззрение, нужно постепенно разъяснить ему различие между хорошим и плохим не как абстрактные понятия, а в контексте реальной жизни.
Взрослые обязаны проявлять интерес к делам своих чад и не перекладывать ответственность за их воспитание на школу, двор или присмотр посторонних. Необходимо следить и оказывать руководство. Угрозы могут исходить из самых неожиданных мест.
Как понять, что с ребенком что-то не так
Много маркеров и признаков подсказывают нам, что с чем-то может быть не так. Это психологические, лингвистические показатели, внешние изменения. Резкие перемены в поведении ребенка — повод задуматься. Если ребенок меняет имидж, перестает общаться с друзьями, о которых раньше говорил и как раньше не говорил, много и долго говорит о чем-то новом, это требует внимания.
Любой родитель счастлив, когда ребёнок проявляет энтузиазм к чему-либо. демонстрирует неординарные способностиКогда человек усердно постигает новое, осваивает навыки, занимается своим телом и душой, это прекрасно. Но нужно понять, что движет им, выявить причину его действий, суть его жизни.
Родителям желательно проводить время вместе с ребенком. В случае возникновения у него вопросов лучше попытаться ответить самому, не надеясь на помощь других. Отшучиваться или обесценивать вопросы ребенка недопустимо, так как это может разрушить его доверие и привести к негативным последствиям в будущем.