Семья

Защита детей от негативной информации в разных возрастных группах

Источник:

Shutterstock/Fotodom.ru

Константин Богатыревинформационная безопасность

Маленькие дети дошкольного возраста (до 6-7 лет)

Ребенок воспринимает информацию, но её проходит сквозь себя и продолжает жить спокойно. Фокус у него на себе и на семье, всё остальное интересует лишь в том случае, если коснулось его или важных для него вопросов.

Дети в начальной школе

В этом возрасте дети проявляют всё более пристальный интерес к окружающему миру и формируют собственное мировоззрение. У этих детей ещё недостаточно опыта и критического мышления, чтобы полноценно оценивать мир.
Желательно, чтобы критическое мышление сформировалось в начальной школе благодаря поддержке родителей, окружения и учителей, или же если у ребёнка есть склонность к такому анализу. Но это свойственно не всем детям. В связи с этим возникает проблема: ребёнок может принимать информацию без критического осмысления.

Дети растут в семьях с разными культурными традициями и материальным благосостоянием. приходят в школуПогружаясь в окружение сверстников, дети неизбежно рискуют столкнуться с их коварством. Детский мир может быть жестоким: историю о подобной деградации несовершеннолетних на необитаемом острове рассказывает книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Хотя нельзя утверждать, что всё детское общество таково, важно помнить, что если ребёнок в начальной школе получает беззащитную информацию, способную ему навредить, то ему необходима помощь.

Подростки

В средней школе происходит много перемен. Возраст этот часто характеризуется критическим мышлением, которое можно назвать даже гиперкритическим. К 5-6 классу ребенок начинает осознавать себя в окружающем мире и задавать вопросы: «почему я такой, какой я есть?», «почему мир устроен так, а не иначе?», «как он должен быть устроен?». Мнение некоторых взрослых о том, что у детей совсем нет критического мышления, мешает правильно оценить этот возраст. Снисходительное отношение может вызвать неприятие даже полезной информации, в то время как негативная информация, поданная подростку уважительно, способна найти благодатную почву для усвоения.

Нельзя контролировать получение информации ребенком каждую минуту, особенно с неограниченным доступом к интернету и отсутствием родительского контроля на гаджетах.

Что может быть опасным с точки зрения информации?

Источник:

Shutterstock/Fotodom.ru

Вопрос непростой. Можно обратиться к закону и утверждать, что всё вредное запрещено. Все понимают, что никто не желает сталкиваться с клеветой и оскорблениями. Никто не хочет столкнуться с распространением личной информации о своей жизни. Пропаганда негативных явлений также существует: политическая, религиозная, любая другая.
Как же отделить вредное от полезного? Нужно обращать внимание на того, кто и зачем распространяет эти идеи. Но главное – то, что эти идеи ведут в практической плоскости. Ведь любая идея без воплощения ничего не представляет.

Опасности цифрового мира для детей.

В любой области знаний есть потенциал как для добра, так и для зла. Важно направлять интерес ребенка в позитивное русло.

Родителям важно понимать, что угроза может прийти откуда угодно; им нужно объяснить детям, что этот мир небезопасен. Маленьким детям это объяснять рациональными аргументами бесполезно (лучше давать четкие правила и руководства к действию, например — не открывать дверь незнакомым или не общаться с ними в интернете), тем более, что маленьким детям всегда нужен родительский надзор.

Когда ребёнок взрослеет, учится в школе и формирует своё мировоззрение, необходимо постепенно разъяснять ему разницу между хорошим и плохим не как абстрактными понятиями, а на конкретных примерах.

Родители непременно должны проявлять интерес к занятиям детей и не отдавать воспитание на откуп школе, улице или присмотр чужих людей. Необходимо всё равно следить и осуществлять контроль. Потому что опасность может исходить от любого места.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Множество маркеров и признаков свидетельствуют о том, что что-то происходит не так: психологические, лингвистические, внешние изменения. Резкие сдвиги в поведении ребенка, изменение имиджа, прекращение общения с прежними друзьями, многословность по поводу ранее не обсуждаемых тем – все это повод задуматься.

Любой родитель с радостью наблюдает, когда ребёнок проявляет усердие в чём-либо. демонстрирует неординарные способностиКогда человек усердно изучает что-либо новое, приобретает навыки, занимается физической и духовной культурой, это прекрасно. Но необходимо понять его стремление: узнать, зачем ему это нужно, что его движет.

Лучше всего, когда родители проводят время вместе с ребенком. Если у него возникают вопросы, родителям стоит постараться ответить на них сами, а не ждать, что кто-то другой сделает это хорошо. Не стоит шутить или пренебрегать вопросами ребенка, так как это может сильно подорвать его доверие и привести к печальным результатам в будущем.