«Запасные женщины»: шесть историй любви к звёздам

«Верная Галя» на кресте
О какой женщине напишут и вспомнят, упомянув о Есенине? Конечно, о Дункан — танцовщице из США и Европы, одной из прабабушек современного эстрадного танца. Талантливая, с трагичной и яркой судьбой. Сам Есенин охотно позировал с ней, показывался публике и газетчикам. От неё он, как и от других, ушёл к Галине Бениславской. Была такая женщина в его жизни. Вечная запасная. Та, которой он посвятил своё «Пугачёва», с которой сравнивал свою Шаганэ.
У Галины была яркая южная внешность — наследство матери-грузинки. Необычная для Санкт-Петербурга, где родилась Галя Карьер. Это не блатное прозвище, это фамилия отца — из русских французов. Во взрослую жизнь она вышла с фамилией приёмного отца: её воспитали тётя и тётин муж, люди добрые и прогрессивные. И сама Галя была такой: открытой, дружелюбной, устремлённой в будущее. Её юность прошла как приключенческий роман. Даже в ЧК она успела послужить — туда привлекали многих грамотных юношей и девушек для работы с документами.
Оказавшись в Петрограде после революционных событий, Галина увлеклась новой поэзией и посещала вечера, где читали стихи. В 1920 году, на вечере имажинистов, она познакомилась с Есениным — ещё ярким, ясноглазым, полным обаяния. Сначала как с поэтом — молча слушая из зала. Потом — как с мужчиной.
Она называла его Солнцем, так он умел озарять всё вокруг. Любила безгранично. Быстро стали жить вместе, и она заботилась о нём с той страстью, с какой обычно матери заботятся о первенце — не ожидая ответной заботы. Ему хватало радости… Весь презренный быт, все скучные материи — редактирование, переговоры с издательствами, организация контрактов — всё было на Галине, всё она готова была тянуть для него.
В один день мужчина собрал чемодан и ушёл, чтобы жениться на Дункан. Не было ни прощаний, ни оправданий, ни объяснений. Галина вернулась в пустой дом. Бениславская понимала, что Солнце флиртует с американкой на виду у всех, но не допускала до себя предрассудков и мещанской ревности. Ведь всегда возвращался к ней…
Из руин жизни она возродилась. Занималась журналистикой. Любовь нашла в коллеге по имени Покровский. Строила новую жизнь из доступного и создавала новое. Но внезапно на пороге появился Есенин с чемоданом. Рассорился с Дункан, нехорошо же — есть Галя! И она… приняла его. Ведь вернулся к ней.
Покровский пришёл убить Есенина, но не удалось. Ушёл домой и убил себя вместо Есенина. Галина беспрекословно следовала за Сергеем на гуляния, доставала его из канав и вытаскивала из кабаков: Есенин теперь пил больше прежнего. Друзья его презирали, даже ненавидели её: пошлая мещаночка, всегда портит веселье. Лишь бы мужчина дома на перинке храпел!
Нервный срыв снова потряс её. Она собирала жизнь из обломков. Он ушёл жить к Софье Толстой-младшей, внучке Льва Толстого. Пьянство делало его грубым с Софьей, он начал видеть галлюцинации. Его поместили в больницу. Сбежав оттуда, он позвонил Галине: «Прими меня!» Месяцы прошли с момента его ухода до звонка.
Галя, верная, милая, всегда безропотная Галя, отказалась. Не железное же сердце, столько ему не выдержать. Больше пойти Есенин никуда не придумал. Снял номер в ленинградской гостинице — и в этой гостинице нашли его труп.
На кладбище собрались все — его супруги, дети, близкие, товарищи. Все, кроме Бениславской. Пришла она позже, годом спустя. Сама уселась на могилу и застрелила себя. Ее похоронили рядом, а пока не поставили надгробие, стоял простой крест с надписью: «Верная Галя».
Татьяна-не-Высоцкая
Как только Татьяна Иваненко, молодая и яркая актриса, появилась в театре на Таганке, Высоцкий не мог от неё оторвать взгляда. Многие из коллег встретили её прохладно. Все знали, что её засыпает подарками муж-циркач, и поговаривали, что именно из-за этих дорогих, часто импортных подарков она с ним сошлась. А теперь на посторонних мужчин смотрит.
Она наблюдала. Высоцкий умел нравиться женщинам, очаровывать их с первого взгляда. Её разрыв с мужем, брак с которым вызывал такую отвратительность, породил ещё больше сплетен. Муж как раз получил травму в цирке, у него упало зрение, и успешную карьеру акробата продолжать уже не мог. И именно тогда Татьяна ушла к актёру и певцу с взлетающей популярностью. Можно представить, какими глазами на неё смотрели другие. Другие говорят — потерявший профпригодность муж стал ревновать Татьяну к карьере, ревновать некрасиво и невыносимо. Оттого и случился разрыв.
Высоцкий привозил ей дорогие подарки из-за границы. Вместе ездили на море, просили поставить их вместе на гастроли. В это время Владимир был женат на Людмиле Абрамовой, но и с Абрамовой он когда-то закрутил роман, будучи женат на другой. Казалось, дело идёт к очередному разводу и немедленной свадьбе. Так и вышло. Только женился Высоцкий на французской кинодиве, Марине Влади.
Его мало смущало это. Влади не был рядом — тут же он везде появлялся с Татьяной. Их нередкие публичные ссоры помнят как семейные. Из загулов Владимир вываливался в объятия Татьяны, и она приводила его в чувство и человеческий вид.
Ирэна, кузина Высоцкого, рассказывала: в семье Татьяну всегда жалели. Говорили, будто мучат хорошую девушку. О ней отзывались комплиментарно: умница, красавица, скромница. Другие вспоминают, что теперь Владимир привозит подарки и Таниной дочке. Мол, от признания ребёнка его отделяла только боязнь быть загнобленным за некоммунистический моральный облик. Что на самом деле отделяло…
Татьяна решила не оставаться запасной на всю жизнь. В конце жизни у Высоцкого появилась другая возлюбленная – помоложе и наивнее. Именно она стала его последней женщиной. После смерти Высоцкого Иваненко не покончила жизнь самоубийством. Она попросила родителей Владимира дать дочери его фамилию, но те отказали.
Диккенс: любовь к юности
Дочь издателя Кэтрин Хогарт вышла замуж за писателя по любви. Она верила в его любовь к себе, а не к деньгам и бизнесу отца. Возможно, эта любовь была настоящей. Кэтрин была красивой девушкой с мягким и добрым характером, как ему нравилось. Но любовь продлилась недолго…
После свадьбы в назначенный срок родился первый ребенок. Роды были трудными. На помощь Кэтрин пришла младшая сестра Мэри; она поселилась в доме Диккенсов. Мэри была фактически еще подростком, и тем страннее выглядело поведение Диккенса с ней. Забыв о Кэтрин, он разговаривал теперь почти только с Мэри, любовался ею с утра до вечера, всем рассказывал о необыкновенном родстве душ. Поскольку опасных действий для Мэри он не совершал, Кэтрин отнеслась к этому странному то ли роману, то ли нет, как говорится, с пониманием.
Кэтрин рожала ребёнка за ребёнком своему мужу и творцу, занималась хозяйством и здоровьем домашних. Мэри ей помогала по мере сил. Однажды, когда все трое вернулись из театра, Мэри потеряла сознание. С этого момента Чарльз не выпускал её из объятий. Она умерла в них, и Диккенс, рыдая, попросил потом похоронить его в одной с ней могиле. Горе его было так велико, что он не замечал скорби жены по только что умершему их общему ребёнку.
Диккенс разочаровывался в жене из-за её постоянных беременностей. Считал это следствием глупости… Малышей считал милыми, но дети старше семи лет не вызывали у него чувств, лишь создавали проблемы. В общем, и в детях, и в женщинах он предпочитал юность.
После рождения шестого ребёнка Чарльз открыто флиртовал с другими женщинами, включая младшую сестру Кэтрин, Джорджину, которая переехала помочь Диккенсам. Джорджине льстило внимание Чарльза, а в его поведении она винила, конечно же, жену. Ведь такого великого человека надо уметь понять и очаровать! Теперь она охотно приняла на себя роль запасной женщины, той, к которой приходят отогреваться после любовных коллизий. Кэтрин едва позволяла себе жаловаться, безропотно заботилась о нуждах мужа и утешалась тем, что он возвращался ночами в её постель — кем бы ни восторгался, с кем бы теперь не практиковал особую духовную близость.
В сорок пять лет Диккенс встретил новую любовь — восемнадцатилетнюю актрису Эллен Тернан. Он открыто говорил о своей страстной любви к ней. Однажды Кэтрин вошла в спальню и увидела, что по приказу мужа возводят стенку, разделяя комнату на две части.
Разводы были проблемой в Англии. Многие супруги договаривались о свободе друг для друга, и один из них уезжал на материк или в имение в деревне. Муж содержал жену — заработать женщине было трудно, да и считалось неприличным. Диккенс предложил такое же положение своей жене вместо того, чтобы делать ей ещё детей. Кэтрин, всегда безропотная обслуживавшая его желания, вдруг встала на дыбы. Тем более, что он предложил ей поехать во Францию на условии оставить с ним детей и сестру.
Диккенс обходил врачей, требуя признать жену безумной. Врачи отказывались. Его это раздражало. Случай помог ему. Дорогой браслет для юной возлюбленной приехал домой при жене. Кэтрин впала в истерику и уехала с старшим сыном. Казалось бы, этого он желал? Но Диккенс не удовлетворился разрывом. Видеться с матерью детям запретил. И — опубликовал в популярном издании письмо, посвященное тому, какая отвратительная Кэтрин мать и жена. Много места в письме занимало прославление Джорджины и её невинности, которая, похоже, очень волновала сердце Диккенса. Также он упомянул, не стесняясь, что любит одну женщину — не назвав Эллен по имени.
У Эллен его любовь не принесла счастья. С Джорджиной тоже — быстро исчезло восхищение. Остаток жизни Кэтрин провела в унизительных сплетнях и слухах.
«Запасными женщинами» назывались представительницы разных сфер жизни, о которых писали Бунин, Юнг, Пикассо и Ефремов.
Известные мужчины порой использовали резервных дам, делая им подарки и обещая им будущее, чтобы при необходимости всегда вернуться к надежному контакту, не предоставляя последним настоящей независимости.
Иван БунинКлассик русской прозы напропалую изменял жене. А когда оба жили в эмиграции, вообще объявил, что встретил любовь своей жизни, и привёл в дом женщину вдвое моложе себя. Бунина решила, что запасной женщиной быть устала, а появление… Гали «Любовь всей жизни», так именовали её, посчитав завести брак официально. И… привезла в дом писателя младшего.
В этой ситуации Бунин считал жену всё ещё своей собственностью. Галина разочаровалась в нём из-за сцен ревности и признала себя свободной для других отношений. Новый роман она сразу же поселила в доме Буниных, превратив его в подобие шоу «Дом-2».
Открытые браки в Европе, где развод был затруднителен, считались нормой. Многие мужчины убеждали жен в этом, предлагая открытый брак, но только с одной стороны — мужской.
Например, так было со знаменитым психоаналитиком Карлом Юнгом и его супругой ЭммойРомантические отношения Юнга отличались продолжительностью и иногда пересекались. В определенный период он фактически взял вторую жену: посещал ее по средам и брал с собой в командировки. По выходным она приезжала обедать, приготовленным Эммой. В отличие от Богуславской или Буниной, Эмме Юнг не смогла найти в себе силы выйти из роли запасной женщины – той, что переносит бури личной жизни.
Пикассо Вряд ли какую-либо женщину считал единственной запасной, но постоянно заводил параллельные отношения. Одна из причин такого поведения — желание столкнуть двух женщин и посмотреть на их страдания от осознания предательства. Каждую возлюбленную он при этом считал навечно своей и делал всё, чтобы уничтожить её, если она с ним рвала — об этом сам сознавался.
Олег Ефремов годами поддерживал интерес к себе Нины ДорошинойГоворит о том, как однажды пригласит её на свидание и даже сыграет с ней свадьбу. Такой интерес был ему выгоден: Дорошина прибегала к Олегу на помощь по первому зову. В конце концов, после очередного разрыва с другой, Ефремов всё же стал её любовником — но рассматривал эту связь как параллельную основной жизни, где он женился, разводился и заводил детей. При любом конфликте искал утешения в объятьях запасной — и покидал её, чтобы жить с «основными» женщинами дальше.
Вам также может понравиться

Музыкальные фестивали летнего сезона

Какой сорт помидоров вы по тесту?
