Семья

Законопроект об общем воспитании ребенка после развода принят в Госдуму

Фото: img.freepik.com

Депутаты от ЛДПР, СРЗП и КПРФ предложили законопроект о совместной опеке родителей над детьми после развода. Разведенные родители сохраняют равные права по отношению к ребенку и могут одинаково участвовать в его воспитании.

Законопроект предполагается ввести как отдельную статью в Семейный кодекс РФ для определения опеки над ребенком после развода. В случае если мать и отец не смогут самостоятельно решить, где ребенок будет проживать, а кто навещать его по графику, суд будет принимать решение о совместном воспитании.

Законопроект устанавливает чередование проживания ребенка у каждого родителя, при этом суд принимает окончательное решение с учётом мнения родителей. ребенка старше 10 лет.

В каких ситуациях совместное воспитание ребёнка после развода невозможна?

  • Права одного из родителей ограничены или изъяты.

  • у одного из родителей нет постоянной регистрации;

  • один из родителей проживает за границей;

  • Один из родителей трудится по нестандартному графику с вахтами и продолжительными деловыми поездками.

  • Ребенку необходима специальная забота из-за Хронического заболевания.

  • Родители проживают слишком далеко друг от друга.

  • Один из родителей проживает в непригодных условиях для воспитания ребенка.

Вступление закона потенциально повлияет на родителей двумя способами: поиск соглашения с другой стороной или ограничение родительских прав одного из участников брака, чтобы суд не принял решение самостоятельно. Юрист прокомментирует изменения порядка развода пар с детьми.

Законопроект окажется полезным лишь для тех, кто готов к воспитанию ребёнка.

Новый проект закона предлагает совместное воспитание: суд определяет расписание проживания ребенка как у отца, так и у матери. Авторы полагают, что это даст родителям равный вклад в воспитание и уменьшит количество неполных семей.

Законопроект поможет родителям, желающим активно участвовать в воспитании ребенка, если другой родитель не проявляет интереса к этому.

Суд решает, где проживатьá будет ребенок, и определяет для другого родителя условия общения с ним. В реальности эти условия могут быть весьма строгими: допустим, несколько часов будни, пару выходных в месяц и часть каникул.

Законопроект предоставляет возможность расширить рамки минимального контакта и укрепить полноценное участие обоих родителей.

Однако для ситуаций, где один из родителей сознательно препятствует участию второго Не выполняет обещания по передаче ребенка, пренебрегает соглашениями и нарушает расписание – новый порядок едва ли принесет изменения.

Независимо от решения суда о совместном воспитании детей, без механизмов их реальной реализации действия сведутся к очередным исполнительным производствам. Судебный акт сам по себе не обеспечивает выполнение, а предлагаемый законопроект не предусматривает дополнительных инструментов для этого.

Заявляемая цель проекта закона — уменьшение количества неполных семей — кажется неудовлетворительной.

  • Закон прямо устанавливает: если родитель подает ходатайство об отказе от совместного воспитания, суд обязан его удовлетворить. Текст не требует обоснования такого заявления — достаточно формального отказа по тексту законопроекта. В результате, законопроект фактически предоставляет родителю право без объяснений отказаться от полноценного участия в жизни собственного ребенка.

  • Закон исключает совместное воспитание, если один из родителей без уважительных причин более полугода проживает отдельно от ребенка и уклоняется от его воспитания и содержания. Однако именно такая ситуация — дистанция, отстраненность, отсутствие постоянного участия — является типичной для неполных семей, с которыми законопроект, по задумке, должен был бороться.

    После развода многие семьи сталкиваются с ситуацией, когда один из родителей уходит из жизни ребёнка. Законопроект вместо поощрения возвращения такого родителя к участию в воспитании лишает его возможности быть в совместной опеке.

Законопроект может быть полезен при единодушном желании обоих родителей воспитывать ребенка. В конфликтных ситуациях, типичных для практики, когда один родитель отсутствует или исключает другого, он не предлагает новых решений и не мотивирует на вовлеченность.