Я был и остаюсь очень любвеобильным человеком: Максим Аверин о Склифосовском, любимых партнершах и жизни
Улыбка и выразительный взгляд стали визитной карточной одного из самых обаятельных артистов отечественного кинематографа – Максима Аверина. Массовый зритель полюбил его по ролям в нашумевших сериалах: «Глухарь» и «Склифосовский». А театралы знают, насколько Аверин многогранен: в спектакле «Ричард III» он играет сразу три роли, одна из которых женская. Актёр уверяет, что путь к подлинному мастерству был долог и тернист, пришлось избавиться от иллюзий. Играл мимикой, буквально кривлялся – вылечили мастера искусства, осветили путь. Теперь Аверен сам преподает – растит новое поколение артистов, но мечтает как можно дольше оставаться в строю, ведь искусство для него и есть жизнь.
Кинодебют в шесть лет
Свою первую роль к кино он сыграл в шесть лет – снялся в эпизоде фильма «Похождения графа Невзорова». Отец Максима – художник декоратор, а мать – костюмер. Оба работали на Мосфильме. Брали сына с собой на работу, поэтому мальчик то и дело появлялся в массовых сценах в разных фильмах. Мир кино захватил ребенка. Он твердо заявил, что желает быть артистом, а родители решили, что с артистов особый спрос. Рос Аверин без поблажек, хотя учиться не любил, но знавшие индустрию кино изнутри отец и мать, ежедневно напоминали – ответственность и работоспособность главные качества артиста. Поэтому школу Максим не прогуливал, а фаворитами у него стали гуманитарные предметы.
«В школе я постоянно мешал педагогам – вечно кривлялся, хохмил, всех веселил, передразнивал, но мне как-то всё прощали. Любили меня почему-то. К тому же я сразу заявил о том, что буду артистом», – поведал Аверин журналу «7 Дней».
В девять лет он стал заниматься в театральной студии при Доме Кино. В это же время попал в Театр миниатюр где играл в спектакле «Бранденбургские ворота». К окончанию школы он уже считал себя готовым артистом. Но в первый же год не поступил ни в один театральный институт – провалил экзамены.
«Я был жутко в себе уверен… Но как же, все знали, что я артист… С детства артист. Ну, что же, я сейчас приду, и они меня сразу возьмут, из-за того, что я же артист. Но все оказалось гораздо сложнее. И все сложилось так, что я не поступил. Очень рад, что в этот год нужно было перейти в другое русло. Надо было на молекулярном уровне понять, что ты без этого не можешь. Я хотел учиться только в Щуке. И когда не поступил, меня охватил страх», – рассказал журналу Ruskino артист в 2006 году.
«Повесил» худрука театра
Творческая атмосфера захватила Аверина, он впервые оказался «в своей тарелке». Максим признавался, что самым грустным днём для него стал выпускной в институте. Но потом понял, что артист учится всю жизнь – следующей ступенью его образования стала труппа «Сатирикон» под руководством Константина Райкина.
Первой его работой была роль в «Трехгрошовой опере». Начало карьеры было занимательным: его герою пришлось «вешать» героя Константина Райкина. «Хорошее начало работы – вешать худрука театра! Но тогда, конечно, руки у меня тряслись», — вспоминал артист. Почти три года он играл в массовке. Но потом пошли и крупные роли. Первая серьёзная работа, оцененная зрителями и критиками выпала Максиму в 2002 году. В спектакле «Макбетт» он предстал в роли Банко. А потом были сразу три роли в «Ричарде III»: братья Кларенс и Эдвард и их мать-герцогиня Йоркская. Зрители недоумевали, как режиссёру удалось найти таких похожих актёров, даже друзья Аверина, спрашивали его об этом. Эти вопросы артист посчитал самой высокой оценкой за свою работу.
Он снимался и в кино, его называли то российским Джимом Керри – за подвижную мимику, то сравнивали с Василием Шукшиным за проникновенный взгляд. Этот взгляд заметил режиссёр Вадим Абдрашитов. Он утвердил Аверина на главную роль в фильме «Магнитные бури». За роль рабочего Валерия его удостоили сразу трёх премий.
«Вы бы все знали, кто меня вообще научил в кадре существовать! Абдрашитов! А раньше просто какой-то мультик был! А он привел меня в порядок. То же ведь режиссура.<…> Привели какого-то мальчика… ничего особенного… а там вся Москва пробовалась! Что-то он во мне увидел… Что – не знаю до сих пор», – рассказал актёр «Московскому Комсомольцу».
Но знаменит он стал благодаря телесериалам. Муж Фурцевой, капитан подлодки, и даже пёс – какие только роли не доставались Максиму Аверину. Но всенародную любовь завоевали два его персонажа.
Холмс в милицейской форме и доктор Хаус по-нашему
Сериал «Глухарь» вышел на телеэкраны в 2008 году. По оценкам СМИ, он стал одним из самых рейтинговых и «народных» российских сериалов. Доля аудитории проекта в среднем составила 35% от всей российской телевизионной аудитории, а иногда достигала и 40%. Центрального персонажа – следователя Сергея Глухарёва сыграл Максим Аверин.
Автор сериала Илья Куликов долгое время искал того самого артиста на заглавную роль, пробовали многих отечественных звёзд. Но когда на роль посмотрели Аверина, всё стало на свои места – образ сложился.
Архитип Глухарёва восходит к образу Шерлока Холмса, утверждают некоторые критики. Только вооружён герой нашего времени не одной лишь дедукцией, притом существовать ему приходиться не на Туманном Альбионе, а в российских реалиях. За реалии зрители и полюбили сериал, за харизму – Аверина. Актёр признавался, что прохожие на улицах стали его звать «наш Максимка». «Даже продукты дарят на рынке», – сетовал он о своёй популярности. Принимать такие подношения Аверину было крайне неудобно.
Черед три сезона Аверин испугался, что его персонаж «выродится», поэтому предпочёл оставить проект на пике. Слава актёра становилась всё громче, он вёл телепроекты и передачи. Без него невозможно было представить новогоднюю ночь на НТВ. Спустя несколько лет он раскрыл причины ухода: «Почему я тогда решил уйти? Наступил какой-то момент, что я практически из каждого утюга пел. Я подумал: «Так нельзя!» Публика быстро к тебе привыкнет и тебя возненавидит. Людей нельзя перекармливать. Поэтому сейчас мне ближе продолжать историю не «Глухаря», а «Cклифосовского».
Телепроект «Склифосовский» вышел на экраны в 2012 года и по сей день не теряет своей аудитории. Аверин сыграл роль талантливого хирурга Олега Брагина. Критики сравнили экранного героя с русифицированным образом Доктора Хауса. Но сам актёр отрицает, что копировал своего героя с персонажа Хью Лори, да и зарубежный сериал не смотрел. Хотя архитип неудобного, но талантливого врача, угадывается, отечественный проект сосредоточен на человеческих взаимоотношениях, а не на гениальности главного героя.
«Олег Брагин – это человек, который борется с обстоятельствами. Мне кажется, что побеждать – это сверхзадача всей моей творческой деятельности. Мой герой все-таки верит, что жизнь прекрасна и удивительна. И это самое главное, как говорят – месседж этого сериала», – пояснял Максим Аверин журналистам.
С неизменной партнёршей и подругой Анной Якуниной
Завидный холостяк
Сделавшие Аверна мегапопулярным герои – любимцы женщин. А сам артист – холостяк, несмотря на армию поклонниц. «В чём причина?» – задаются вопросом зрители.
Аверин не откровенничает на тему отношений. Ему множество раз приписывали романы с коллегами. В интервью он признался, что его мать, ныне покойная, мечтала, что Максим женился на Марии Порошиной. Оба потом обменялись шутками.
С актрисой Анной Якуниной – коллегой по сериалу «Склифосовский» ему тоже приписали бурный роман. Они знакомы более 25 лет и много времени проводят вместе. В сети появились фотографии, на которых в ЗАГСе Аверин надевает Якуниной кольцо на палец. А кадр подписали лаконично: «Вот и всё». Оказалось, что ожидая мероприятия, артисты просто решили похулиганить. Пришлось развеивать слухи. Но Аверин признался: «Она много что в моей жизни значит. Анюта, моя Нюрка — это женщина, ради которой я действительно хочу делать поступки. Так должно быть в жизни».
С Анной Ардовой артист тоже разыграл публику на шоу «Точь-в-точь». Артисты заявили, что женаты. В шутку поверили. Одни стали поздравлять, а другие недоумевали – Ардова замужем. Но потом оба признались: «Мы просто развлекались! Раз поверили, значит, мы хорошие актёры».
С Анной Ардовой
Экранные романы горячая тема, но Максим предпочитает не называть имён. Комсомолке он лишь намекнул, что многие откровенная ложь, но и доля правды в слухах тоже есть: «Уже со столькими положили в постель! Я даже думаю, какая завидная у меня биография. Мы должны на площадке сыграть любовь. И если вы верите, что между нами проскочила искра, значит, мы хорошо сделали свою работу. С кем-то у меня были отношения, с кем-то наоборот – неприязнь, категорическая. А на экране – химия получается»
Первая любовь пришла к Максиму еще в школе. Девочка была младше на год. С юношеским максимализмом Аверин представил возлюбленную в качестве будущей жены. Родители выбор одобрили, предложили подождать совершеннолетия. Но потом, в театральном, Максим окунулся в иную жизнь, отношения сошли на нет. Поэтому главный роман у него завязался со сценой. С ростом популярности времени на полноценную семью остается все меньше, утверждает актёр. Поэтому он так и не собрался связать себя узами брака. Хотя, однажды, рассказал СМИ, что у него есть любимая женщина, но она не публичный человек.
«Я всегда был и остаюсь очень любвеобильным человеком. Буквально бросаюсь из крайности в крайность. Страшно себя за это корю, но ничего не могу с собой поделать – очень уж мне нравится влюбляться. Причём часто влюбляюсь в своей жизни не тех, в кого следовало бы. Что разумеется, приносит мне в жизни много проблем», – объяснил свой статус холостяка Аверин.
Поющий артист
Театр, кино, телевидение (Аверин популярный ведущий шоу «Три аккорда» и «Точь-в-точь»), ещё и певческая карьера. Вместе с композитором Лорой Квинт он записал альбом «Многоточие» в 2013 году. «Мне нравился жанр актёрской песни – то, что делали Марк Бернес, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Николай Караченцов. Всегда хотел в этом жанре работать. Для меня большое счастье, что я нашёл своего автора – Лору Квинт. Это абсолютное попадание. Надеюсь, что мы вместе возродим музыкальное кино, о котором давно мечтаем», – рассказал артист газете «Прямая речь».
Он исполнил немало песен для телепроектов. А ещё освоил игру на саксофоне, для спектакля «Любовь и сакс». А в 2021 году его пригласили занять пост художественного руководителя Сочинского концертно-филармонического объединения. Первый проект, который артист поставил в должности худрука — «Щелкунчик». Он вообще считает, что ведущие артисты должны делать ставку на молодое поколение.
Сам же Аверин открыл для себя педагогику в Америке. Его туда пригласила почитательница таланта прочесть курс лекций в Дюкском университете. Продолжил обучать молодёжь артист в академии Никиты Михалкова. А ещё он проводит мастер-классы для ребят из разных городов, считая, что только так можно помочь таланту раскрыться, «подстелить соломку», чтобы уберечь от ошибок в начале карьеры.
Гастрольный график, телепроекты, работа в Сочи – всё это превратило артиста в кочевника. Московская квартира давно превратилась в гостиничный номер, в котором он ночует время от времени. Зато появилась недвижимость в Сочи, теперь достаточно взять плавки отправиться на юг, шутит артист.
Ему не страшны возрастные кризисы, о которых его постоянно спрашивают. Он не боится новых образов и готов пробовать свои силы в новом амплуа. И все же главная его любовь – театр. Он верит в целительную силу искусства понятную без слов. Так, в спектакле «Арбенин. Маскарад без слов» историю главный герой рассказывает лишь с помощью пластики. Куда там, Джиму Керри до русской классики!
Секрет мастерства и счастья для Аверина прост: «Любые перипетии, жизненные ситуации, которые я проходил в жизни, я могу нести на сцену. И у меня появляется возможность не депрессировать и грызть стены, а именно в работе вытягивать себя. Это и счастье приносит большое, и в горе не дает сойти с ума. И эта единственная возможность продолжаться в наших последних реалиях. Моя позиция – вот она! Сейчас залы полные, люди убрали глаза от планшетов, стали хоть немного смотреть по сторонам – а жизнь то, вот! И много молодежи приходит, и они начинают открывать для себя этот мир. Для меня это – радость, это жизнь моя».
А на традиционный вопрос: «Какая ваша любимая роль?», он неизменно отвечает: «Следующая!». А зрители ждут продолжения «Склифосовского», ведь без Брагина представить историю полюбившегося сериала представить невозможно.