Выбор детского сада и оценка его соответствия ребёнку.

Часто родители интересуются: понравится ли ребёнку детский сад? Будет ли ему комфортно находиться в группе целый день? Как воспитатель будет общаться с ребёнком и можно ли доверять этому человеку? Чему он сможет научить детей и какой пример подаёт? Хорошо ли малыш будет себя чувствовать, постоянно находясь рядом с этим специалистом?
Схожие вопросы появляются и при решении других задач. Они тревожат родителя И после того как выбор осуществлён и ребёнок длительное время ходит в детский сад.
Решайте сами
Взрослый принимает решение о посещении детсада, учитывая образ жизни семьи и особенности ребёнка. Давайте воздержимся от предъявления малышу серьёзных решений: ему ещё рано. Не перемещайте ответственность на его плечи.
Аналитические центры коры головного мозга формируются у ребенка только к семи годам. По этой причине способность к рефлексии ему ещё не доступна. Нельзя требовать от ребёнка ответа на вопрос, нравится ли ему детский сад.
Реакции ребенка обусловлены текущей обстановкой, отношениями, чувствами, настроениями и разговорами, которые происходят в присутствии родителей. В этот период связь с родителями становится особенно крепкой. Ребенок полагается на их мнение прежде всего, так как для него родители представляют собой наиболее важных людей в окружении.
15 опорных пунктов
Обратите внимание на то, как вам подходит атмосфера детского сада.
Вот несколько критериев, которые помогут родителям определиться с выбором.
1. Локация. Детский сад стоит выбрать так, чтобы путь туда и обратно не отнимал много времени.
2. Оплата. Уточните, какие услуги входят в стоимость и есть ли скрытые платежи или вступительный взнос.
3. Процесс питания. В саду имеется собственная кухня и столовая? Готовят ли еду непосредственно в саду или её доставляют из другого места? На каком основании составлено меню? Возможна ли беседа с персоналом по этому поводу? особенности диеты для своего ребенка?
4. Детские спальни. Отдельно ли есть места для отдыха? Как проходят ночные часы у детей, где спят и отдыхают?
5. Игровые комнаты. Расположены ли они раздельно или совместно с спальней? Какие там игрушки?
6. Распорядок дня для ребенка. Постоянно ли соблюдается одинаковый распорядок дня? В чем кроется причина его организации?
7. Площадка для гуляния. Находится ли она в саду? В каком её состоянии? Закрыта ли она с всех сторон?
8. Медработник. Какой специалист трудится в детском саду (врач или медицинская сестра)? В детском саду есть подобный специалист? Вращается ли этот специалист всегда в саду? Какие задачи выполняет этот специалист?
9. Развитие персонала. В процессе повышения квалификации по специальности работникам предлагались также курсы по оказанию первой помощи.
10. Занятия. В чем состоит расписание занятий, кто их проводит? Какие из них способствуют развитию ума и творческих способностей? физического развитияВ программе занятий перечислены математика, логика, обучение грамоте и письму, иностранным языкам, спортивные занятия, хореография, музыка.
Также предусмотрены занятия с логопедом и психологом, а также шахматы.
Есть ли программа обучения и на что она направлена?
11. Юридические моменты. Получается ли разрешение на проведение образовательных занятий? Предлагается ли возможность оплаты пребывания за счёт средств семейного капитала? На территории сада имеется ли медпункт, а также изолятор для больных малышей?
12. Возможности дополнительного образования. Предлагают ли в саду курсы английского языка и других языков? Каков порядок проведения занятий? Чем занимаются дети на уроках? Что смогут освоить малыши за год занятий? В рамках какой программы проходят занятия, и к чему это стремление?
13. Подготовка к школе. Как детский сад подготавливает ребенка к школе? Кто осуществляет подготовку? Насколько тесно сотрудничает детский сад с ближайшими или престижными школами? В детском саду есть ли специальные подготовительные занятия перед школой, и каким образом проходят эти занятия?
14. Занятия с другими педагогами. Проводятся ли занятия не только с постоянными воспитателями? Как часто это происходит?
15. Мероприятия, проводимые садиком. В каких культурных учреждениях и развлекательных местах вместе с воспитанниками посещают сотрудники детского сада?
Какие мероприятия проводятся в детском саду в течении года?
Перечень вопросов поможет родителям найти детский сад по душе, соответствующий их ожиданиям. Счастливое детство — общая цель, и выбор подходящего сада важен для её достижения.
Требования к воспитателям
Эти специалисты взаимодействуют с детьми большую часть дня. Как понять, подойдут ли они вашему ребёнку? Вот несколько критериев.
-
Грамотная ли речь у педагога? Ей необходимо быть чистой, без изъянов, незаметной по особенностям и с ненавязчивым акцентом. Если ребенок еще не говорит или только учится говорить, то может принять неправильное произношение за норму и перенять этот дефект. Воспитатель должен говорить четко, правильно и при этом не употреблять двусмысленных выражений.
-
Какую программу использует воспитатель при работе с детьми? Не бойтесь задать уточняющий вопрос. Разобравшись в его направленности, узнайте, как организованы занятия: в какой форме, по какому плану проводятся. Какими вспомогательными методами пользуется педагог?
-
Выясните длительность занятий. Развивается у ребёнка упорство и концентрация внимания. СанПиН для каждого возраста предлагает разную продолжительность занятий: от 10 до 25 минут.
Тест на профпригодность
Обратите внимание на следующие моменты:
-
Может ли воспитатель устанавливать контакт с детьми, или сразу же использует манипуляции? срывается на крик и переходит к наказаниям?
-
В ограничении перемещения детей у вас есть практика? Ваш ребёнок проводит весь день сидя с сомкнутыми ладошками на коленях, или ему разрешают свободно передвигаться под наблюдением воспитателя?
-
Чем приветствует воспитатель ребёнка по утрам? Выходит ли воспитатель в раздевалку? Каково его поведение? Раздражаются ли дети при виде воспитателя?
-
Воспитатель делится информацией о прошедшем дне ребенка? Учитывает ли особенности ребенка? Рассказывает ли, что ребенок усвоил за день?
По этим признакам вы быстро поймете настроение ребенка рядом с воспитателем.
Ребенок, испытывающий трудности в детском саду, выразит это поведением. Чтобы заметить это, обратите внимание на ребенка. Не бойтесь задать интересующие вас вопросы воспитателю или психологу.
Выбирайте воспитателя, которому сможете довериться.
Как детский сад влияет на малыша?
Слежение за реакцией ребёнка на детский сад очень важно. Что-то происходит, но прежде чем сделать вывод, нужно изучить ситуацию подробно.
Адаптация ребенка к садику — отдельная тема, требующая особого внимания. Сейчас речь идёт о том периоде, когда адаптация (длительностью от одного дня до месяца) уже завершена. Рассмотрим основные ориентиры для лучшего понимания ситуации.
Дети, встречая нежелательные ситуации, начинают хуже спатьРодителям стоит изучить события, происходившие в семье и детском саду. Дети 4–6 лет обычно говорят или копируют поведение из домашней или дошкольной обстановки (в простых ситуациях: как их наказывали, ругали, запрещали что-либо).
Вторая реакция — дети отказываются ходить в детский сад, причем делают это категорично. Ребенок длительное время спокойно ходил в группу, а в последнее время начал устраивать истерики перед выходом и отказывается посещать сад. Нужно сначала выяснить, с чем связано такое поведение ребенка: со случившимся дома или с его пребыванием в детском саду.
Младшие передают своё состояние с помощью беспокойного сна и переменчивого настроения. Подростки ищут выход в играх, рассказах и словах, демонстрируя всё более тревожное поведение.
Если воспитатель сильно реагирует на события, дети копируют его поведение: капризничают, беспокоятся. Родители могут поговорить с администрацией, выразив беспокойство. Возможно, стоит предложить воспитателю отдохнуть, ведь эмоциональная нагрузка велика и нужно своевременно отдыхать.
Тревожные симптомы
Иногда период адаптации завершается, но поведение ребенка остается тревожным. Причины могут быть связаны с переменами в жизни и окружении ребёнка (переезд, появление брата или сестры, напряжённые ситуации дома, не касающиеся малыша). При отсутствии таких причин нужно обратить внимание на детский сад.
Какое поведение ребёнка заслуживает вашего внимания?
-
проявление агрессии — скрытой или явной;
-
постоянная вялость, отсутствие инициативы;
-
Тревога, бессонница, боязнь без явных поводов.
-
Изменение речи проявляется в ухудшении лексики, неточности построения фраз и возможном заикании.
-
отказ от посещения детского садика.
Важно помнить, что у родителей и детского сада одна цель — здоровье и благополучие ребенка. Для достижения этой цели необходимо обсудить все вопросы со специалистами ДОУ: администрацией, психологами и воспитателями. Выразите им свои опасения и переживания, выслушайте их наблюдения и рекомендации, а также совместно постройте план преодоления проблем и научите ребенка понимать свои эмоции и справляться с подобными ситуациями.
В содружестве с педагогами детского сада удастся разработать план действий, отвечающий потребностям ребенка и вам лично. Такой подход поможет понять, как способствовать развитию малыша в обстановке ему комфортной.
Помимо этого, станет ясно, насколько психологическая атмосфера сада для него безопасна и полезна.
Куколки, на помощь!
Чтобы узнать, как ребенок чувствует себя в новом месте, предложите ему поиграть с куклами в детский сад. Обратите внимание на поведение героев, которыми он управляет.
Есть ли в их диалогах агрессия и грубость? Какие истории разворачиваются? Это поможет понять, что происходит в душе ребенка, какие его волнуют вопросы.
Побольше ценных материалов для родителей — наш канал ждет вас.