Семья

Ввод в мир времени: часы для ребенка

Фото: img.freepik.com

Время можно «пощупать»

С самого раннего возраста ребенок слышит слово «время» часто. «Как быстро время летит, ты совсем большой!», — говорят родственники. «Время позднее!» — значит пора спать. Вечер сменяется ночью, один день — другим, лето — осенью. Родители показывают фотографии, где ребенок, а то и сами мама с папой ещё совсем маленькие, и с каждой страницей альбома все старше. Категория времени сложна даже для философов и ученых, и разумеется, никто не будет объяснять малышу это понятие через словарное определение «непространственного континуума». Оно становится частью жизненного опыта ребенка, которому нужно всё «пощупать», увидеть и услышать: мы встаем утром, идем на прогулку в новых теплых ботинках, потому что наступила зима.

Изменения свидетельствуют о постоянном движении времени вперёд.

Мы постоянно сталкиваемся с измерением времени в жизни, а для этого главное — научиться определять время по часам. Без этого невозможно организовать какую-либо деятельность.
Когда начать обучение? Завершить его желательно к началу школы. А начинать можно тогда, когда ребенок будет обладать необходимым набором знаний и умений.

  1. Ребенку нужно уметь ориентироваться в пространстве, зная не только «верх» и «низ», но и «право» и «лево».
  2. Ребенку нужно знать цифры до шестидесяти и понимать понятия «больше» и «меньше». Понимание того, что число двадцать девять находится рядом с тридцатью и меньше тридцати – предвестник того, что ребёнок готов к изучению времени.
  3. Важно обучить детей счёту по «пятеркам» как последовательно, так и наоборот. Нужно знать все числа, которые делятся на 5, от нуля до 60, и в обратном порядке — от 60 до 5.

В наше время, когда у всех телефоны, знакомство с часами лучше начать с аналоговых. Это развивает мышление и кругозор, даёт новые знания и поможет не растеряться, если электронных часов по какой-то причине не окажется в наличии. Ребенку можно доставить радость визуальным, а лучше тактильным опытом, показывая часы-будильник, часы с кукушкой, «ходики» и т. д., тем более что о них упоминается в детских стихах и сказках.

С чего начать?

  1. Обратите внимание ребенку на присутствие трёх различных стрелок на циферблате. Движение в строго определенную сторону – вправо. Понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» используются даже при открывании бутылочки с водой. Часовая стрелка самая широкая и короткая. В течение дня показываем ребенку часы и объясняем: «Сейчас три часа дня – пойдем гулять», «уже пять часов вечера – можно посмотреть мультфильм».
  2. Можно ввести понятие суток, состоящих из двадцати четырех часов. Часовая стрелка за сутки совершает два оборота, поэтому у нас есть 12 часов дня и 12 часов ночи. 8 утра и 8 вечера. Обратите внимание ребенка на часы: «Какой час?». Пусть он скажет не только цифру, но и к какому времени суток она относится: «Сейчас девять часов утра».
  3. Чтобы закрепить полученные знания, можно спросить ребенка, в какое время ему хотелось бы получить сладость к чаю или посмотреть фильм. Полезен план дня с указанием времени пробуждения и обеда, обозначенного на картинках часов в каждом столбце.

Переходим к главному

Рассмотрим теперь назначение каждой из трёх стрелок. В это время можно приобрести (а веселее создать самому, например – из картона) учебную модель часов и подарить ее ребенку. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд. Объясним: пока толстая часовая стрелка медленно добирается до новой цифры, минутная успевает сделать целый круг, а труженица-секундная… давай посчитаем, сколько кругов!

Изучение функции минутной стрелки начинается с основ. Когда стрелка указывает на 12, это «ровно» столько-то часов, на 6 – половина часа прошла. Чтобы узнать минуты, ребёнку нужно не только взглянуть на деления циферблата, но и запомнить, что цифра 1 соответствует пяти минутам, 2 – десяти, и так далее.

В этот трудный период лучше воздержаться от ускорения процесса и ожидания быстрых результатов. Закончив определение времени нужно задать вопрос: «Сейчас десять часов и – сколько минут?». Если минутная стрелка не указывает на конкретное число, необходимо рассчитать лишние деления и прибавить к предыдущему числу: пятнадцать плюс три деления – значит восемнадцать минут. Следим за тем, чтобы час назывался по предыдущей цифре, с которой часовая стрелка уже «ушла». Теперь можно назвать точное время: сначала часы, а потом минуты.

«Высший пилотаж»

Финальный, самый развитый уровень — это умение говорить о времени так же, как взрослые. Например, «без пяти двенадцать» или «четверть первого». Вспоминаем нашу «половину часа» и добавляем понятие четвертой части, или четверти: минутная стрелка на 3 и 9 (понятие «четверти» ребенок с удовольствием потренирует, например, на пицце, круглом пироге или булочке, хотя в последнем случае и решит, что четвертая часть — это очень мало). Усваиваем, что есть два типа указать время: сколько-то минут нового часа или без скольки-то минут новый час, то есть сколько до него нам не хватает. Причем час указывается последующий, а не предыдущий: тот, к которому движется часовая стрелка. Если стрелка в первой половине циферблата, то говорим «столько-то минут», если во второй, от 6 до 12, то «без стольки-то». Сколько делений прошла стрелка? А сколько нам не хватает?

Сколько времени нужно до назначенного пятичасовой вечерней прогулки?

Представляем вам электронные часы. Мы заменяем «минутная стрелка на 12» двумя нулями после двоеточия: например, 02.00. 12 часов дня будет 12.00, а 12 ночи – 00.00. Цифры от 13 заменяют «второй круг» часовой стрелки: час дня превращается в 13, два – в 14 и так далее. Важно не быстрое усвоение, а глубокое понимание.

После завершения этой работы можно будет перейти к задачам по объединению аналоговых и цифровых часов. На учебной модели можно расположить стрелки по электронным часам или поставить время на настоящих часах, если ребенок будет рад этому. Малыш научился считать время и станет пунктуальным, организованным человеком. Школа ждёт его совсем скоро. Время летит.