Ввод в мир часов и освоение понятия времени для ребенка
![](https://finelass.ru/wp-content/uploads/2024/12/lqytqcm3ecxzjss32f.webp)
Время можно «пощупать»
Ребенок с самого раннего возраста часто слышит слово «время». Родственники говорят: «Как быстро время летит, ты совсем большой!». «Время позднее!» — значит, пора спать. Вечер сменяется ночью, один день — другим, лето — осенью. Родители показывают фотографии, где ребенок, а то и мама с папой еще совсем маленькие, и с каждой страницей альбома они все старше.
Категория времени сложна даже для философов и ученых. Никто не будет объяснять малышу это понятие через словарное определение «непространственного континуума». Оно становится частью жизненного опыта ребенка, которому нужно всё «пощупать», увидеть и услышать: мы встаем утром, идем на прогулку в новых теплых ботинках, потому что наступила зима.
В повседневной жизни нам часто приходится измерять время, и самое главное — это умение определять его по часам. Без этого навыка невозможно организовать свою деятельность. С какого возраста можно начать обучение? Обучение желательно завершить перед поступлением в школу. Начать его можно тогда, когда ребенок будет обладать необходимым набором знаний и умений.
- Ребенку нужно уметь ориентироваться в пространстве, зная расположение не только «верху» и «ниж», но и «правого» и «левого» сторон.
- Для ребёнка нужно уметь считать до шестидесяти и различать понятия «больше» и «меньше». Если малыш знает, что число двадцать девять находится рядом с тридцатью и меньше тридцати, то можно начинать обсуждать время.
- Следует освоить счёт «пятерками» — как по возрастанию, так и убыванию. Необходимо знать все числа, которые кратны 5, начиная с 5 и заканчивая 60, а также от 60 до 5.
В наше время, когда у всех есть телефоны, знакомство с часами стоит начать с аналоговых.
С чего начать?
- Обратите внимание ребенку, что на циферблате три разные стрелки. Движение происходит в строго определенную сторону: вправо. Понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» применяются и в повседневной жизни, например, при открытии и закрытии бутылки с водой. Часовая стрелка самая широкая и короткая. В течение дня показываем ребенку часы и объясняем: «Сейчас три часа дня — пойдем гулять», «уже пять часов вечера — можно посмотреть мультфильм».
- В дальнейшем может быть представлено понятие суток, состоящее из двадцати четырех часов. Со стрелкой, которая делает два оборота за сутки, получаем 12 часов дня и 12 часов ночи, 8 утра и 8 вечера. Покажите ребенку часы и спросите: «Какой час?» Пусть назовет не только число, но и время суток: «Сейчас девять часов утра».
- Чтобы закрепить изученный материал, можно спросить ребенка, когда ему хотелось бы полакомиться сладостями с чаем или посмотреть фильм. Полезно составить график дня с указанием времени пробуждения и обеда на часах в каждом столбце.
Переходим к главному
В настоящий момент можно изучить предназначение всех трёх стрелок. Покупаем (или делаем сами, например, из картона) учебную модель часов и отдаём её ребёнку. В часе 60 минут, в минуте – 60 секунд. Объясняем: пока толстая часовая стрелка медленно добирается до новой цифры, минутная успевает сделать целый круг, а труженица-секундная… давай посчитаем, сколько кругов!
Вначале изучим работу минутной стрелки. Когда указатель на часах указывает на 12 – это «ровно» столько-то часов, на 6 – половина часа прошла. Чтобы определить минуты, ребенку нужно не только рассмотреть минутные деления циферблата, но и запомнить, что цифра 1 соответствует пяти минутам, 2 – десяти, и так далее.
На этом трудном этапе лучше воздержаться от поспешных ожиданий и принудительных действий. Когда все готово, можно определить время: «Сейчас 10 часов и – сколько минут?» Если минутная стрелка не указывает на конкретную цифру, нужно посчитать дополнительные деления и прибавить к предыдущей цифре: 15 плюс три деления – значит, 18 минут. Следим за тем, чтобы час назывался по предыдущей цифре, с которой часовая стрелка уже «ушла». Теперь можно сказать точное время: сначала часы, а потом минуты.
«Высший пилотаж»
Наконец-то, самый высокий уровень — умение говорить о времени так же, как взрослые. Например: «без пяти двенадцать» или «четверть первого». Помним нашу «половинку часа» и добавляем понятие четвертой части, или четверти: минутная стрелка на 3 и 9 (понятие «четверти» ребенок с удовольствием потренирует, например, на пицце, круглом пироге или булочке, хотя в последнем случае и решит, что четвертая часть — это очень мало). Учимся, что есть два типа указывать время: сколько-то минут нового часа или без скольки-то минут новый час, то есть сколько до него нам не хватает. Причем час указывается последующий, а не предыдущий: тот, к которому движется часовая стрелка. Если стрелка в первой половине циферблата, то говорим «столько-то минут», если во второй, от 6 до 12, то «без стольки-то». Сколько делений прошла стрелка? А сколько нам не хватает?
Представляем вам электронные часы. «Минутная стрелка на двенадцати часах» теперь будет обозначена двумя нулями после двоеточия: например, 02.00. 12 часов дня будут 12.00, а 12 ночи – 00.00. Нужно понимать, что вместо «второго круга» часовой стрелки станут цифры от 13: час дня превращается в 13, два – в 14 и так далее. Важно не стремиться к быстрому результату, а добиться глубокого усвоения и понимания.
По завершении работы над этим можно приступать к заданиям по объединению аналоговых и цифровых часов. На модели разместите стрелки часов или, если ребенку повезло, установите время на настоящих часах, используя те, что уже есть дома. Теперь вы спокойны: ребенок научился считать время и сможет вырасти пунктуальным, организованным взрослым. Ведь в школу ему скоро! Время летит быстро!
Более подробную информацию об образовании и здоровье ребёнка, а также родительские блоги и советы специалистов найдите в нашем канале. «Как воспитывать детей»Загляните, почитайте увлекательные рассказы и поделитесь своим!
Вам также может понравиться
![](https://finelass.ru/wp-content/uploads/2024/12/th7dq5dqpkwvwyrr38-500x340.webp)
Вечеринки и презентации в Москве: итоги декабрьских дней
17.12.2024![](https://finelass.ru/wp-content/uploads/2024/12/j0sg0lx6wsqyrn5xt6-500x340.webp)
Психолог Анна Бабич: «Пробуйте разочарование и продолжайте жизнь!».
20.12.2024![](https://finelass.ru/wp-content/uploads/2025/01/6hsmz3oqrxvbikqlfu-500x340.webp)