Семья

Ввод в мир часов и освоение понятия времени для ребенка

Getty Images

Время можно «пощупать»

Ребенок с самого раннего возраста часто слышит слово «время». Родственники говорят: «Как быстро время летит, ты совсем большой!». «Время позднее!» — значит, пора спать. Вечер сменяется ночью, один день — другим, лето — осенью. Родители показывают фотографии, где ребенок, а то и мама с папой еще совсем маленькие, и с каждой страницей альбома они все старше.
Категория времени сложна даже для философов и ученых. Никто не будет объяснять малышу это понятие через словарное определение «непространственного континуума». Оно становится частью жизненного опыта ребенка, которому нужно всё «пощупать», увидеть и услышать: мы встаем утром, идем на прогулку в новых теплых ботинках, потому что наступила зима.

Изменения свидетельствуют о постоянном движении времени, которое не имеет обратного хода.

В повседневной жизни нам часто приходится измерять время, и самое главное — это умение определять его по часам. Без этого навыка невозможно организовать свою деятельность. С какого возраста можно начать обучение? Обучение желательно завершить перед поступлением в школу. Начать его можно тогда, когда ребенок будет обладать необходимым набором знаний и умений.

  1. Ребенку нужно уметь ориентироваться в пространстве, зная расположение не только «верху» и «ниж», но и «правого» и «левого» сторон.
  2. Для ребёнка нужно уметь считать до шестидесяти и различать понятия «больше» и «меньше». Если малыш знает, что число двадцать девять находится рядом с тридцатью и меньше тридцати, то можно начинать обсуждать время.
  3. Следует освоить счёт «пятерками» — как по возрастанию, так и убыванию. Необходимо знать все числа, которые кратны 5, начиная с 5 и заканчивая 60, а также от 60 до 5.

В наше время, когда у всех есть телефоны, знакомство с часами стоит начать с аналоговых.

С чего начать?

  1. Обратите внимание ребенку, что на циферблате три разные стрелки. Движение происходит в строго определенную сторону: вправо. Понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки» применяются и в повседневной жизни, например, при открытии и закрытии бутылки с водой. Часовая стрелка самая широкая и короткая. В течение дня показываем ребенку часы и объясняем: «Сейчас три часа дня — пойдем гулять», «уже пять часов вечера — можно посмотреть мультфильм».
  2. В дальнейшем может быть представлено понятие суток, состоящее из двадцати четырех часов. Со стрелкой, которая делает два оборота за сутки, получаем 12 часов дня и 12 часов ночи, 8 утра и 8 вечера. Покажите ребенку часы и спросите: «Какой час?» Пусть назовет не только число, но и время суток: «Сейчас девять часов утра».
  3. Чтобы закрепить изученный материал, можно спросить ребенка, когда ему хотелось бы полакомиться сладостями с чаем или посмотреть фильм. Полезно составить график дня с указанием времени пробуждения и обеда на часах в каждом столбце.

Переходим к главному

В настоящий момент можно изучить предназначение всех трёх стрелок. Покупаем (или делаем сами, например, из картона) учебную модель часов и отдаём её ребёнку. В часе 60 минут, в минуте – 60 секунд. Объясняем: пока толстая часовая стрелка медленно добирается до новой цифры, минутная успевает сделать целый круг, а труженица-секундная… давай посчитаем, сколько кругов!

Вначале изучим работу минутной стрелки. Когда указатель на часах указывает на 12 – это «ровно» столько-то часов, на 6 – половина часа прошла. Чтобы определить минуты, ребенку нужно не только рассмотреть минутные деления циферблата, но и запомнить, что цифра 1 соответствует пяти минутам, 2 – десяти, и так далее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом трудном этапе лучше воздержаться от поспешных ожиданий и принудительных действий. Когда все готово, можно определить время: «Сейчас 10 часов и – сколько минут?» Если минутная стрелка не указывает на конкретную цифру, нужно посчитать дополнительные деления и прибавить к предыдущей цифре: 15 плюс три деления – значит, 18 минут. Следим за тем, чтобы час назывался по предыдущей цифре, с которой часовая стрелка уже «ушла». Теперь можно сказать точное время: сначала часы, а потом минуты.

«Высший пилотаж»

Наконец-то, самый высокий уровень — умение говорить о времени так же, как взрослые. Например: «без пяти двенадцать» или «четверть первого». Помним нашу «половинку часа» и добавляем понятие четвертой части, или четверти: минутная стрелка на 3 и 9 (понятие «четверти» ребенок с удовольствием потренирует, например, на пицце, круглом пироге или булочке, хотя в последнем случае и решит, что четвертая часть — это очень мало). Учимся, что есть два типа указывать время: сколько-то минут нового часа или без скольки-то минут новый час, то есть сколько до него нам не хватает. Причем час указывается последующий, а не предыдущий: тот, к которому движется часовая стрелка. Если стрелка в первой половине циферблата, то говорим «столько-то минут», если во второй, от 6 до 12, то «без стольки-то». Сколько делений прошла стрелка? А сколько нам не хватает?

Заинтригует выяснение, сколько времени не хватает до запланированной на пять часов вечера прогулки.

Представляем вам электронные часы. «Минутная стрелка на двенадцати часах» теперь будет обозначена двумя нулями после двоеточия: например, 02.00. 12 часов дня будут 12.00, а 12 ночи – 00.00. Нужно понимать, что вместо «второго круга» часовой стрелки станут цифры от 13: час дня превращается в 13, два – в 14 и так далее. Важно не стремиться к быстрому результату, а добиться глубокого усвоения и понимания.

По завершении работы над этим можно приступать к заданиям по объединению аналоговых и цифровых часов. На модели разместите стрелки часов или, если ребенку повезло, установите время на настоящих часах, используя те, что уже есть дома. Теперь вы спокойны: ребенок научился считать время и сможет вырасти пунктуальным, организованным взрослым. Ведь в школу ему скоро! Время летит быстро!

Более подробную информацию об образовании и здоровье ребёнка, а также родительские блоги и советы специалистов найдите в нашем канале. «Как воспитывать детей»Загляните, почитайте увлекательные рассказы и поделитесь своим!