Здоровье

Врач на удалёнке: как правильно консультироваться с врачом по телефону или почте

Врач на удалёнке: как правильно консультироваться с врачом по телефону или почте

Сейчас, когда из-за пандемии коронавируса, серьезно возрастает нагрузка на систему здравоохранения, получить медицинскую помощь становится сложнее. Одним из выходов в этой ситуации может показаться возможность удаленного консультирования и даже удаленного приема с помощью телефона, электронной почты или мессенджеров. Опираясь на инструкцию, составленную коллегами из издания «Медуза»* (СМИ признано иностранным агентом в РФ), рассказываем, что можно и нельзя обсуждать с врачом удаленно и как это лучше делать.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

В каких случаях можно обращаться к врачу удалённо?

Законодательство Российской Федерации прямо запрещает лечение и постановку диагноза вне очного приема специалиста. Все, что может сделать врач без личного приема – сделать предположение относительно вашего состояния, прокомментировать результаты исследований, порекомендовать обратиться за консультацией к тому или иному специалисту. Но, несмотря на ограничения, в некоторых случаях все же есть смысл обращаться к врачу удаленно.

  • Для корректировки или уточнения лечения, дозы препаратов, процедур – если вы уже были у этого врача на личном приеме;
  • Для получения второго мнения или предварительного заключения относительно результатов исследований или анализов, которые у вас уже есть на руках;
  • Для понимания, к врачу какого профиля стоит обратиться и вообще, стоит ли обращаться аз медицинской помощью;
  • Вы находитесь в удаленном населенном пункте и у вас просто нет другой возможности получить медицинскую помощь.

Как и когда общаться с врачом?

Наименее эффективный способ коммуникации – через чаты, паблики, сообщества в соцсетях и так далее. Прежде всего, в таких случаях нельзя быть уверенным, что вас действительно консультирует специалист (и его квалификации можно доверять). С другой стороны, сам врач не уверен в том, что консультирует именно вас. В случае коммуникации в публичном пространстве выше вероятность разглашения врачебной тайны – это тоже аргумент против. Наконец, сама по себе консультация в публичном пространстве может нарушать нормы этики: врачу могут понадобиться многочисленные подробности вашего состояния и болезни, какие-то факты о здоровье ваших родственников и так далее.

Если врач сам оставил вам свой номер телефона или другие контактные данные, вы можете обращаться к нему напрямую, но, разумеется, не круглосуточно. Лучше всего будет, если во время личного приема вы уточните, каким образом и в какое время можно связаться с доктором, если возникнут какие-то вопросы или ситуация будет резко ухудшаться.

Если ситуация со здоровьем экстренная, и вы подозреваете, что здоровье ваше или близкого в серьезной опасности, лучше сразу вызывать скорую или самостоятельно обращаться в больницу. Если же дело не настолько серьезно, но до очного приема ждать нет возможности, можно попробовать связаться с врачом.

Делать это стоит в рабочее время и только в будние дни. Если врач сбрасывает звонок, скорее всего, это означает, что он занят. Не надо перезванивать снова и снова, вместо этого лучше написать (с помощью смс или сообщения в мессенджере) кратко, кто вы, в чем дело, и уточнить, когда уместно перезвонить.

Если проблема не очень срочная, лучше вовсе не звонить, а описать возникшую ситуацию (в мессенджере или на электронную почту) и попросить консультации.

Какая информация понадобится врачу?

Чтобы консультация была максимально эффективно, стоит к ней хорошо подготовится. Помните, скорее всего, у врача действительно мало времени, потому лучше максимально четко и кратко предоставить ему все необходимые данные.

Прежде всего, нужно представиться. Если вы были у него на приеме, то сообщите те сведения, которые позволят ему вспомнить ваш случай. Например, диагноз, который он вам поставил, примерное время обращения, возможно, какие-то личные подробности, которые позволят вас вспомнить.

Если же вы обращаетесь впервые, то сообщите имя, возраст, пол, хронические заболевания, препараты, которые принимаете, а также когда и как был поставлен диагноз (или появились и как развивались симптомы), что было предпринято для лечения и какой дало эффект.

Если вы проводили какие-либо исследования, то их результаты также лучше прикрепить к письму или сообщению. При этом желательно, чтобы названия файла было максимально информативным (например, флюорография_18.10.2020). Если вы прикрепляете фотографии исследований, то следите, чтобы снимки были четкими и ясными, а также прикрепляйте их ровно – переворачивать документы, прикрепленные вверх ногами, никто не любит.

Наконец, после консультации уместно спросить, как можно оплатить ее – особенно если общение было не вполне официальным.


Источник