Возраст для первого класса: мамы делятся опытом, а психолог дает совет

Freepik.com
Закон об образовании устанавливает возраст для поступления в первый класс: от шести с половиной до восьми лет. Такой диапазон значителен, учитывая особенности детского развития.

Екатерина Долженкопсихология
психолог
Если ребёнку исполнится семь лет к первому сентября, в школу идёт без проблем. Если же малыш появился на свет весной, многим родителям приходится решать: отдавать его в школу в шесть с половиной или семь с половиной лет.
Следует действовать в интересах ребенка, проявляя к нему внимание и не следуя стереотипам. В то же время, зрелость первоклассника зависит от множества факторов: интеллектуальной, эмоциональной, физической и психологической готовности. Необходимо вовремя распознать момент этой готовности!
В школу в 6,5 лет

Pexels.com, Thirdman
Обычно в шесть с половиной лет, а то и раньше, детей в школу приводят родители, для которых успеваемость ребенка играет огромную роль в их собственном ощущении значимости. «Такие родители уделяют чрезмерное внимание интеллектуальному развитию своих детей, и иногда к шести годам ребенок реально готов к школе,» — говорит психолог Екатерина Долженко. «Мне знакома мама, которая жалеет, что ее ребенок в два года». недостаточно хорошо читает! Но это крайность, конечно».
Готовность ребенка к школьному обучению зависит не только от умения считать и писать, но и от его психологической зрелости. Ошибка амбициозных родителей — стремление к интеллектуальной специализации ребенка, когда нужно думать шире: малыш должен быть гибким и готовым учиться, а также физически выдерживать уроки.
Дошкольники, получавшие подготовку к школе дома, часто обладают высоким интеллектуальным развитием. Однако следует помнить, что развитие познавательной сферы не является единственным важным фактором. Такие дети могут испытывать трудности в социализации, так как не знакомы с интересами сверстников и не умеют взаимодействовать с ними на равных. В коллективе ребенок, неспособный конкурировать со своими одноклассниками, рискует стать аутсайдером.
Многие малыши с трудом удерживаются на уроке даже 35 минут. В первом классе бывает 4 или даже 5 уроков. Шестилетние и чуть постарше дети могут выдержать такой график, но порой это обходится им очень дорого.
Поспешность взрослых может привести к проблемам со здоровьем у детей: среди первоклассников часто встречаются заболевания нервной системы, гастрит, язва желудка. Если ребенок психологически не был готов к школе, то в первый год обучения может сильно уставать или наоборот, становиться возбудимым и капризным. Поведение ребенка также может изменить… кризис семи летВ такой ситуации желательно не обращать внимание на капризы и утешить малыша: «Понимаю, что сейчас тебе трудно. Ты уставший, и когда сильно устаём, становяься раздражительными. Так бывает со мной тоже».

Pexels.com, Thirdman
Родителям перед началом учёбы необходимо оценить готовность ребёнка с точки зрения эмоций, физических возможностей, психологического и интеллектуального развития. Рекомендуется проконсультироваться с психологом и обратить внимание на то, испытывает ли ребёнок тревогу. В некоторых случаях за тревогой может скрываться интерес к школе, что не является негативным явлением. Важно понять, действительно ли ребёнок хочет идти в школу: дети обладают большой степенью самостоятельности в этом вопросе. подвержены эмпатииИногда, неосознанно, выражают желания близких.
Личный опыт
Татьяна А. рассказывает: «Моя Зоя пошла в первый класс ровно в шесть с половиной, о чем совершенно не жалею. У меня и в мыслях не было оставлять ее в саду лишний год. В современной школе надо учиться одиннадцать лет, это же ужас как долго! Многие говорят, что отдать ребенка в школу — значит, оборвать детство, но, на мой взгляд, это не так: моя дочка, хотя и третьеклассница, все ещё играет и в куклы, и в игрушки. И учится хорошо. Думаю, мое рвение связано с собственным жизненным опытом: я пошла в школу в семь с половиной, хотя надо было идти на год раньше. Я читала с пяти лет, хорошо соображала по математике — в общем, была хорошо подготовлена к первому классу. Но маму отговорили от этого шага, я осталась дома ещё на год. Это был абсолютно пустой, бессмысленно проведенный год: в садик я не ходила, сидела дома с бабушкой, и мне было невыносимо скучно!»
Когда ребёнок способен к умственной работе, физически окреп и готов психологически, его следует отправить в школу в шесть с половиной лет, или ещё раньше, считает психолог Екатерина Долженко. Внимательно при этом надо быть.
В одинаковой ситуации можно подарить ему лишний год золотого детства или сделать «медвежью услугу», угасив интерес к учёбе и лишив возможности гармонично развиваться и учиться. Ведь учеба (как ни странно!) может приносить удовольствие, удовлетворение и радость познания.

Annie Spratt/Unsplash
Личный опыт
Наталья Л. планировала отдавать ребенка в первый класс в 7,5 лет, считая, что позже начало учебы будет лучше для малышки. Но воспитатели из садика сказали, что девочка готова к обучению, и посоветовали отдать ее на год раньше. Наталья к этому не была готова: до начала учебного года оставалось всего полгода.
— Но ведь ей ещё совсем мало лет! Да лучше пусть пройдёт год, поступит в класс старший, где станет самой опытной, самой сильной и самой умной! — так помню, говорила я тогда.
— Не обязательно, — сказали педагоги. — Скорее наоборот: если останется ещё на год в садике, то в первом классе ей станет скучно, и учиться потом её никак не заставить!
Психологам в школе и саду я показывала ребенка, проконсультировалась с учительницей и отправила в школу. Ведь в детском саду начали сокращать образовательные программы, и еще один год подготовки показался мне лишним. Сколько можно к этому готовить? Пусть уже идет и учится!
Практически половина учеников первого класса родились летом и им по шестой год, все они хорошо учатся. Дочь справляется с программой, но постоянно напоминает, что младшая в классе (хотя есть девочка старше её всего на два дня).
Когда получает пятерки или побеждает в олимпиаде, для неё это дополнительный повод для гордости: и самая младшая, и при этом такая умная. На игру в куклы времени почти не остаётся. Но в большей степени она огорчается не из-за этого, а потому, что в школу нельзя брать игрушки. Но таковы школьные правила!
В школу в 8 лет

Pexels.com, Thirdman
Большинство родителей предпочитают не торопить ребёнка со школой. Например, поисковая система выдаст миллион ответов на запрос «В школу в 6 лет или в 7», где большинство утверждает о необходимости начинать учёбу ближе к 8 годам. Некоторые даже сожалеют, что нельзя отдать ребёнка в школу в 9 лет, чтобы он наверняка справился с нагрузками.
В отличие от родителей «амбициозных», родители «митрофанушек» больше ценят психологическую и эмоциональную готовность ребенка, чем интеллектуальную. Частично это обосновано: известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что у детей с 3 до 7 лет ведущей является игра, а познавательная деятельность становится преобладающей с 7 до 13 лет.
Но опытные воспитатели и педагоги знают, что Порой выражение «лучше поздно, чем никогда» оказывается неэффективным. Это подтверждает Светлана Юрьевна Кондякова, старший воспитатель детского сада «Жемчужина»: «Да, случаются дети, которые провели год дома больше». в детском садикеИз-за отсутствия интереса к обучению может пропасть мотивация к познанию. Дети могут отказываться учиться, если им скучно и неинтересно. Какие успехи можно ждать от таких учеников? Пережидавшие год в детском саду дети продолжают играть, воспринимая учебу как игру.
Пересиженным детям сложно. До третьего класса им приходится изучать уже знакомые знания, и школа для них — скучный опыт. Что делать готовому ребенку в классе, где все считают 2 плюс 2 равно 4, а он с дробями справляется легко? Психологи полагают, что настоящий интерес к учёбе – главный стимул достижения успеха в школе. Усвоение новых знаний должно иметь определённую сложность, располагаться в зоне ближайшего развития, чтобы стимулировать интерес к поиску, радовать открытием нового. Такая мотивация очень сильна!
Несмотря на это, к шести с половиной годам многие дети всё ещё не совсем готовы к школе.

Carl Jorgensen/Unsplash
Личный опыт
Анна Ш. рассказывает: «Я отдала дочь в школу в 7,5 лет. В 6,5 ей было ещё рано: девочка домашняя, робкая, в том возрасте ещё не читала. В нашей семье по этому поводу не было ни сомнений, ни дискуссий. Сейчас Ксения во втором классе, она хорошо учится, серьёзно относится к выполнению заданий, но среди её одноклассников много детей младше неё. В физическом развитии Ксюша опережает многих, она самая крупная девочка в классе. Думаю, что вопрос, в 7 или в 6,5 лет надо отдавать ребенка, решается индивидуально. Есть плюсы и минусы и в том, и в другом варианте. Истина, как всегда, посередине: лучше всего в школу идти ровно в 7. Но что делать тем детям, которые родились весной? Они всегда будут или чуточку маловаты, или великоваты для первого класса. Но думаю, что с взрослением эта разница становится всё менее заметной».
Ваш ребёнок может быть готов к первому классу, если:
-
Его вес превышает 23 килограмма, молочные зубы уже начинают выпадать, а правой рукой он может через макушку дотянуться до левого уха. Такое проявление – филиппинский тест, свидетельствующий о зрелости нервной системы и достаточном уровне восприятия информации мозгом.
-
Может выполнить задачу за 15 минут, запомнить 8-10 изображений и классифицировать предметы по группам, выделяя общие черты и отличия.
-
Хорошо ладит с взрослыми и детьми, не проявляет агрессии, уважает старших.
-
Нарисуйте фигуру человека с ушами, глазами, ртом, туловищем, шеей, ногами и руками с пальцами так, чтобы было видно, девочка это или мальчик.
-
Желает посещать школу для получения образования.

Pexels.com, Thirdman
Кстати!
Женщины достигают зрелости раньше мужчин и чаще добиваются успеха.
Готовность детей к школе: проверка и советы.

КУПИТЬУзнать ценуРеклама. www.labirint.ru