Семья

Восьми шагов к воспитанию у ребёнка настойчивости

Фото: img.freepik.com

Каждый родитель желает воспитать победителю. Однако множество детей отказываются продолжать рисовать зайчика при неудачном изображении уха. Как действовать, когда пословица «Терпение и труд всё изменят» оказывается безрезультатной?

Сначала необходимо разобраться в причинах того, что ребенок не лезет выше по канату. Трудности могут быть не психологическими. Человек может висеть в 10 см от земли не из-за неуверенности, а потому что впервые видит этот канат и пока не успел развить нужные мышцы. Возможно, он вообще не понял, что надо лезть наверх (не всегда дети понимают инструкции взрослых). Иногда возникают сложности с концентрацией внимания. с моторикойС артикуляцией, да ещё и кучей вещей… Короче, прежде чем списывать всё на слабость воли, осмотрите малыша и убедитесь, что он способен выполнить то, что предложено: вышить крестиком два метра полотна с ромашками.

1. Найдите оптимум мотивации

Этот уровень мотивации обеспечивает наилучшие результаты в деятельности. Профессор психологии Михай Чиксентмихайи предложил идею потока — состояния полного погружения человека в дело и полному овладению им. В этом состоянии не ощущается течение времени, а радость от занятия наиболее полно переживается. Поток — оптимальный вариант мотивации, зависящий от сложности дела. Задача не должна быть слишком легкой, иначе возникнет скука, и не должна быть слишком сложной, чтобы не вызвать тревогу. Чтобы ребенок усердно собрал пирамидку, убедитесь, что эта задача не слишком проста для него. Если человек испытывает скуку, усложните задачу — пусть собирает пирамидку ногами. Если он боится неудачи, упростите или разбейте задачу на этапы, пусть соберет лишь два колечка, но выполнит задание.

2. Выражайте одобрение

В психологии принято считать, что положительное подкрепление Лучше позитивной поддержки. Фразы типа «Ох, растяпа ты моя, ничегошеньки у тебя не выходит!» лучше запретить законодательно. Поддерживайте человека, говорите о его настойчивости и сильной воле, позволивших ему создать книгу из двух страниц и трех рисунков.
Можно действовать по плану: сначала ждите результата (что-то обязательно получится, не зацикливайтесь на одной до-мажоровой гамме). Если человек, отвергающий гаммы, пропрыгал на одной ноге три квартала, хвалите его невероятную целеустремленность. Потом опять ждите удач, хвалите, радуйтесь, дайте обратную связь. Когда человек уверен в своих силах, вводите новую задачу — помучить мажорную гамму хотя бы семь минут. Когда музыка закончится, пусть все, включая соседей, хлопают в ладоши не от наступившей тишины, а в честь упорного ребенка.

3. Вводите дополнительные мотивации

В занятиях, которые ребёнку кажутся скучными, ждать от него большого терпения и усилий не стоит. Можно рассказывать о силе воли, Суворове, перебравшемся через Альпы, и Ди Каприо, шедшем в шкуре медведя и получившим «Оскара». Это поучительные и вдохновляющие беседы, но они не всегда помогут довести до конца прописи. Иногда эффективнее использовать дополнительную мотивацию: игровую, соревновательную, предлагая награды. Например, вместо того чтобы идти длинной улицей в жару, можно играть в караван, бредущий по пустыне к оазису. Вместо уборки комнаты наводить особый порядок, чтобы домовой нашёл свою кроватку. В музее не скучать, а искать коня с крыльями на картинах; после трёх таких коней в кармане у малыша появляется конфета или волшебный кристалл.

В будущем прорывы в какой-либо области станут сами по себе мотивацией для развития, а пока удалённые цели — не лучшая стратегия. Лучше потратить деньги на мороженое, чем разрушать отношения из-за разногласий.

4. Не говорите, что это ужасно легко

Нам часто кажется, что сообщая ребёнку о простоте задачи, мы его ободряем. Завязывание шнурков — не такая уж простая задача, особенно когда берёшься за это впервые. Дети склонны делать необычные выводы из наших слов и действий. походя брошенных фразМалыш может решить, что совсем никудышный человек, если простая задача превращается у него в проблему. Сообщите, что понимаете, насколько трудным может быть предприятие впервые, но верите и поможете по мере сил. Если пришлось помочь, не хлопайте себя по колену: «Ну, чего, опять все мать за тебя сделала?». Наоборот, поставьте акцент на том, что вместе старались, и всё получилось. А в следующий раз ему вновь… удастся одолеть коварные шнурки.

Пусть ребенок действует сам.

Важно это, особенно во время трехлетнего кризиса, когда малышу нужно убедиться, что сможет действовать сам, независимо от мамы. Невыносимо смотреть, как человек пытается надеть комбинезон в комических попытках. Так и хочется вытащить ноги из рукавов… Но в будущем привычка делать всё за ребёнка сыграет злую шутку и может привести к выученной беспомощности: когда без мамы в себя не веришь и ничего не хочешь делать.

В семье должно быть тепло и безопасно допускать ошибки.

Когда все домашние собираются вокруг ребенка с напряженными лицами, ожидая, как он будет складывать икебану, это может вызывать нервозность у главного участника действия. Легкая, поддерживающая атмосфера, где к неприятностям относятся с юмором, раскрепощает и придает уверенности в собственных силах. Юмор не должен относиться к икебане, даже если она похожа на мятые ветки, на которых сидела собака.

Право на ошибку

Когда американскую бизнес-леди Сару Блэйкли, которую журнал Forbes в 2012 году назвал самой молодой женщиной-миллиардером в мире, самостоятельно заработавшей свое состояние, спросили, что помогло ей добиться такого успеха, она вспомнила, что отец каждый вечер задавал ей вопрос: «Что у тебя сегодня не получилось?». И если у Сары получалось все, то папа очень переживал: нет ошибок, значит нет роста.

Участвуйте в ролевых играх и играх с правилами.

Ведущая деятельность дошкольника — игра. Именно в игре У тренировки воли есть свои плюсы, особенно если ребенку досталась роль часового на военной границе или волшебницы, защищающей замок от ведьм. Для обычного ребенка простоять 20 минут в позе «смирно» с автоматом не представляется возможным. Но перенести действие в игру — и всё! Ребенок стоит гордый и не шелохнется. Родителям проще всего дома организовать настольную игру, чем изображать ночных фей. Дети, которые на развивающем занятии скрываются под партой после 10 минут работы, могут часами сидеть за картой и усердно считать добычу руды для своего поселения.

8. Становитесь волевым человеком сами

Пример родителей является самым важным фактором формирования личности, нежели советы из сети. Не бросайте попытки, если что-то идет не так, и проявляйте настойчивость в стремлении к задаче: прочитайте эту страницу до конца, прежде чем отдохнуть.

Познавайте больше о детской психологии – подписывайтесь на наш канал. Яндекс.Дзен.