Семья

Восемь принципов воспитания по Масару Ибуки

Фото: img.freepik.com

Масару Ибука, один из основателей Sony, разработал необычную методику воспитания малышей, сменившее представление о педагогике много лет тому назад.

Теория утверждает, что ребёнок усваивает информацию стремительно, словно губка, и справляется с трудными заданиями без особых усилий. Родителям достаточно воспользоваться этим периодом с максимальной эффективностью.

В бестселлере «После трех уже поздно» издательства «Альпина» Масару Ибука детально изложил принципы воспитания, направленные на развитие личности и творческого потенциала ребенка.

Первым правилом станет то, что в дошкольной организации будет уже опасно.

Масару Ибуки утверждает: возможности и личность формируются в раннем детстве, а не заданы природой. Человек не рождается умным или глупым – его потенциал зависит от стимуляции развития мозговых клеток за первые три года жизни.

Кроме того, родители часто совершают одну и ту же ошибку: предоставляют ребёнку возможность делать всё, что угодно ему, а затем резко становятся строгими воспитателями, когда ребёнок идёт в сад или школу. При этом Ибука отмечает, что… раннее развитие Не воспитывает гениев. Ставит перед собой другую задачу — помочь ребёнку развить безграничные потенциальные возможности, наделить гибким умом и высоким уровнем эмпатии. Совокупность этих качеств сделает ребёнка счастливым и поможет увереннее чувствовать себя в этом мире.

Дети не знакомы с понятием «трудно».

Ребенку ново всё: родной язык и иностранный, детская песенка или классическая музыка, цветная картинка или полотно великого художника. Из-за возраста ребёнок не понимает, что вещи, которые ему показывает взрослый, на самом деле «сложные». До приобретения навыка анализа информации дети умеют узнавать предметы по образам: определять лицо мамы среди других, запоминать марки автомобилей без знания букв и т. д.

Ибука утверждает, что мозг младенца подобен чистой странице. От родителей зависит, что первым окажется на ней. Автор рекомендует показывать ребенку не только простые изображения, но и известные картины. Это воспитает эстетические потребности и заложит фундамент для будущего постижения искусства.

Масару Ибуки считает, что способности и характер личности формируются не сразу после рождения, а в раннем детстве. Потенциал человека складывается из стимуляции развития клеток мозга за первые три года жизни.

Родители часто допускают одну и ту же ошибку: дают ребёнку волю в желаниях, а потом внезапно становятся суровыми воспитателями, когда ребёнок поступает в детский сад или школу. Ибука считает, что… раннее развитие Система не воспитывает гениев. Ее цель – помочь ребенку развить свои безграничные возможности, обрести гибкий ум и высокий уровень эмпатии. Эти качества сделают ребенка счастливым и помогут ему увереннее чувствовать себя в мире.

Дети не понимают, что такое «трудно».

Для ребенка все ново: родной язык и иностранный, детская песенка или классическая музыка, цветная картинка или полотно великого художника. Из-за возраста ребенок не понимает, что вещи, которые ему показывает взрослый, на самом деле «сложные». Еще до приобретения навыка анализа информации дети умеют узнавать предметы по образам: определять лицо матери среди других, запоминать марки автомобилей без знания букв и т. д.

Ибука утверждает, что мозг младенца подобен чистой странице бумаги. Сначала на ней отразится то, что увидят родители. Автор рекомендует показывать ребёнку не только простые изображения, но и известные картины. Это воспитает эстетические предпочтения и заложит основу для дальнейшего постижения искусства.

Дайте ребёнку возможность узнать мир.

Масару Ибука, как и Мария МонтессориМнение таково, что для развития ребёнка вредно всё время находиться в кроватке или коляске. Развороченные погремушки не покрывают потребность в сенсорных ощущениях, а малыш познает мир слишком медленно.

Писатель советует родителям укладывать ребёнка в наклонном положении, давая ему обзор. Для этого подходят качели, гамак или кокон.
Кроме того, чем «скучнее» комната, тем хуже для развития интеллекта. Дети, которые проводят первые месяцы жизни в помещении без ярких элементов интерьера или посторонних звуков, развиваются медленнее сверстников и отстают на несколько месяцев. Отставание возможно преодолеть, но «это потребует усилий и давления».

Помощь ребёнку в обретении независимости.

В магазинах столько игрушек, что запутаться могут не только малыши, но и взрослые. Тратится много денег, а потом разочарование, ведь ребёнок быстро теряет к покушке интерес. Ибука утверждает, что на самом деле дети ощущают… Любовь к игрушкам, созданным своими руками. Это могут быть сборные игрушки, например, куклы или модели машин, которые приносят удовольствие от создания и ощущение успеха.

Принцип № 5: Способствуйте развитию способностей с помощью имеющихся ресурсов.

Чтобы начать путь в мир творчества ребенку не обязательно покупать дорогие краски и наборы. Глину можно предложить уже с года, хотя сразу может ее не заинтересовать. Разминание материала и наблюдение за изменением формы помогают малышу постигать причинно-следственные связи. Японский инженер считает лепку прекрасным методом раннего развития.

Также к этому типу деятельности относится игра по ролям и физическая активность. В теории автора особое значение имеет разучивание стихотворенийНе воспринимают повторения как скучное и трудное. Интенсивные тренировки памяти сейчас улучшают её работу в будущем.

Принцип № 6: Не подавляйте волю малыша

Стремясь к быстрому развитию и примерному поведению чада, родители иногда переусердствуют. Воспитание становится напором, мнение ребенка никого не волнует. Такой подход подрывает его веру в мир. Необходимо помнить: для младенца общение с родителями — уже обучение. Сами родители должны быть примером, ведь «родители великих людей не навязывали им книги — они окружали их ими с детства». Помимо воли, автор методики затрагивает чувство собственного достоинства ребенка. Он предостерегает от ошибки… младенца сначала балуютРодители в два-три года становятся для детей строгими наставниками, что вызывает у малышей протест. Для избежания подобных ситуаций автор советует с первых дней жизни прививать ребенку умеренную дисциплину.

Принцип № 7: Лучше похвалить, чем отругать

Препятствовать проще, чем поощрять — это быстрее и эффективнее. Но наказание провоцирует неподчинение. Часто матери сетуют на то, что взрослые дети им не помогают по дому. В каждой второй семье можно услышать историю о том, как ребенку запрещали проявлять инициативу в бытовых делах под предлогами «разольешь», «лучше я сама», «после тебя придется все убирать».

Вместо запретов родители могут предложить ребёнку другой вариант. Например, детям часто нравится рвать бумагу для познания мира через осязание. Не ругайте ребёнка, а обеспечьте его ненужными газетами. Если альтернативы нет, мама должна спокойно объяснить причину запрета.

Старайтесь быть рядом с ребёнком как можно чаще.

Споры о частоте ношения младенцев на руках не утихают. Молодая мама сталкивается с противоречивыми советами: психологи призывают носить ребенка как можно чаще, в то время как родственники предостерегают от «приучения». Ибука считает, что плач — единственный способ для малыша подать сигнал о необходимости помощи, а игнорирование его — лишить общения с самого начала. По мнению Ибуки, тактильное общение ребенка с мамой оказывает прямое влияние на его умственное развитие и формирование отзывчивости человека.