Семья

Внимания к каждому ребенку: старший, младший и третий

Фото: img.freepik.com

При появлении второго, третьего ребёнка родители часто заявляют: «Мы любим всех одинаково». Это справедливо. Но даже если сердце родителя увеличивается с каждым ребёнком, внимание, забота и тепло могут распределяться неравномерно из-за того, что у каждого свой возраст, своя роль и степень выраженности.

  • Старший — уже большой.

  • Младший — ещё маленький.

  • Средний показатель… не плохой, как бы сказать. Пока стабильно держится.

Среднего ребенка называют забытым случайно.

Ему повезло оказаться в месте, где о нем говорят реже, требования к нему скромнее, а объятия дарят словно по графику.

Бывают случаи, когда мамы сообщают мне, что один из их детей будто «исчезает»: проявляет меньше капризов, просьб и жалоб. Но потом внезапно срывается, конфликтует с братьями или уходит в себя. И тогда возникает сомнение: «А может, я его действительно не видела?».

В моей практике и в литературе я часто затрагиваю тему неравного внимания и незаметности детей. Потому что дети, которые «не докучают», на самом деле просто научились не просить. Именно поэтому им особенно важно, чтобы их заметили первыми — без повода и просьб.

Старший: ответственный и… уставший

Первенцы часто становятся хранителями родительских ожиданий. Через первородного проходят все «впервые» родителей: детский сад, школа, первая болезнь, достижения и волнения. Рост его происходит под пристальным вниманием.

Что может чувствовать старший:

  • «Я должен быть идеальным».

  • «На меня злятся чаще».

  • «У меня нет права быть слабым».

Как поддержать:

  • Позволь мне жить как все, допускать ошибки и иногда быть уставшим.

  • Вознаграждай не только за успехи, но и за добродетели души.

  • Проводите личное время не для обучения, а для совместного присутствия.

Младший: любимчик, которому всё можно

Младший является членом семьи, куда входят люди с уже сформированными привычками и установками. Родители спокойнее, старшие дети выросли, а малыш будто наслаждается повышенным вниманием и заботой. Однако и ему свойственны внутренние противоречия.

Что может чувствовать младший:

  • «Меня не воспринимают всерьёз».

  • Мне нужно быть приятным, чтобы меня поняли.

  • «Я боюсь вырасти и потерять любовь».

Как поддержать:

  • Доверяй больше, чем кажется разумным.

  • Участвуй в акции: «Хочешь надеть одежду сам? Попробо́вь!»

  • Попробуем ощутить настоящую признательность к нему, а не только ласку.

Средний: в тени, но с потенциалом

Средний ребёнок находится посередине. Как будто прижат между двумя сторонами — ни первенец, ни малыш.
Его не просят помогать, как старшего, и не берут на руки, как младшего. Часто тихо ждёт, чтобы заметили.

Родители часто говорят мне: «Наш ребенок совсем без проблем, вот бы все были такими». Но в этом и заключается проблема. Поскольку «легкий» ребенок не всегда — счастливый.

Что может чувствовать средний:

  • «Меня не замечают».

  • «Мне нужно подстроиться, чтобы не мешать».

  • «Я не знаю, кто я в этой семье».

Как поддержать:

  • Вспомните про утренние объятия или совместные прогулки.

  • Найдите то, где вы превзойдёте всех остальных.

  • Если ему нужно внимание, говори о нем с любовью.

Как разделять любовь, а не сравнивать

Сравнивая детей, мы не всегда задумываемся о том, как это воспринимается малышом.

Простые фразы, которые лечат:

  • «Ты — это ты. Я люблю тебя именно таким».

  • «Мне повезло, что ты мой сын/дочка».

  • Мне хочется тебя видеть, хоть мы только что были близко.

Любовь к детям стоит умножать, на каждого в отдельности.

Личный пример

Когда родился второй сын, я считала, что справлюсь. Старший подрос, и менять что-то в нашем распорядке не требовалось. Но однажды он спросил: «Мама, у тебя теперь другой малыш, а я, наверное, уже не малыш?»

Вдруг осознала: приход его повлиял не только на семью, но и на общение со старшим ребёнком.

Хочу вновь увидеть старшего – не как надежного исполнителя, а как ребёнка, переживающего перемены. Воссоединить нашу связь, устроить её под новую реальность, где он остаётся важным. Где его помнят. Где ему нужно быть – просто собой, а не помощником.

Мы с каждым малышом установили свои особые традиции.

  • С младшим — утренние «потягушки».

  • Вечером перед сном беседы со старейшиной.

  • Для обоих установлено правило: каждый день каждая получает «мамины глаза» хотя бы на 10 минут.

В каждой семье каждый ребенок выполняет особую роль. Старший внушает чувство ответственности, средний учит замечать детали, младший возвращает нам способность к нежности. Если мы сможем воспринимать каждого ребенка таким, какой он есть, без сравнений и распределений, то каждый вырастет уверенным в себе. «Я любим. По-настоящему. За то, что я — это я».