Внимания к каждому ребенку: старший, младший и третий

При появлении второго, третьего ребёнка родители часто заявляют: «Мы любим всех одинаково». Это справедливо. Но даже если сердце родителя увеличивается с каждым ребёнком, внимание, забота и тепло могут распределяться неравномерно из-за того, что у каждого свой возраст, своя роль и степень выраженности.
-
Старший — уже большой.
-
Младший — ещё маленький.
-
Средний показатель… не плохой, как бы сказать. Пока стабильно держится.
Среднего ребенка называют забытым случайно.
Ему повезло оказаться в месте, где о нем говорят реже, требования к нему скромнее, а объятия дарят словно по графику.
Бывают случаи, когда мамы сообщают мне, что один из их детей будто «исчезает»: проявляет меньше капризов, просьб и жалоб. Но потом внезапно срывается, конфликтует с братьями или уходит в себя. И тогда возникает сомнение: «А может, я его действительно не видела?».
В моей практике и в литературе я часто затрагиваю тему неравного внимания и незаметности детей. Потому что дети, которые «не докучают», на самом деле просто научились не просить. Именно поэтому им особенно важно, чтобы их заметили первыми — без повода и просьб.
Старший: ответственный и… уставший
Первенцы часто становятся хранителями родительских ожиданий. Через первородного проходят все «впервые» родителей: детский сад, школа, первая болезнь, достижения и волнения. Рост его происходит под пристальным вниманием.
Что может чувствовать старший:
-
«Я должен быть идеальным».
-
«На меня злятся чаще».
-
«У меня нет права быть слабым».
Как поддержать:
-
Позволь мне жить как все, допускать ошибки и иногда быть уставшим.
-
Вознаграждай не только за успехи, но и за добродетели души.
-
Проводите личное время не для обучения, а для совместного присутствия.
Младший: любимчик, которому всё можно
Младший является членом семьи, куда входят люди с уже сформированными привычками и установками. Родители спокойнее, старшие дети выросли, а малыш будто наслаждается повышенным вниманием и заботой. Однако и ему свойственны внутренние противоречия.
Что может чувствовать младший:
-
«Меня не воспринимают всерьёз».
-
Мне нужно быть приятным, чтобы меня поняли.
-
«Я боюсь вырасти и потерять любовь».
Как поддержать:
-
Доверяй больше, чем кажется разумным.
-
Участвуй в акции: «Хочешь надеть одежду сам? Попробо́вь!»
-
Попробуем ощутить настоящую признательность к нему, а не только ласку.
Средний: в тени, но с потенциалом
Средний ребёнок находится посередине. Как будто прижат между двумя сторонами — ни первенец, ни малыш.
Его не просят помогать, как старшего, и не берут на руки, как младшего. Часто тихо ждёт, чтобы заметили.
Родители часто говорят мне: «Наш ребенок совсем без проблем, вот бы все были такими». Но в этом и заключается проблема. Поскольку «легкий» ребенок не всегда — счастливый.
Что может чувствовать средний:
-
«Меня не замечают».
-
«Мне нужно подстроиться, чтобы не мешать».
-
«Я не знаю, кто я в этой семье».
Как поддержать:
-
Вспомните про утренние объятия или совместные прогулки.
-
Найдите то, где вы превзойдёте всех остальных.
-
Если ему нужно внимание, говори о нем с любовью.
Как разделять любовь, а не сравнивать
Сравнивая детей, мы не всегда задумываемся о том, как это воспринимается малышом.
Простые фразы, которые лечат:
-
«Ты — это ты. Я люблю тебя именно таким».
-
«Мне повезло, что ты мой сын/дочка».
-
Мне хочется тебя видеть, хоть мы только что были близко.
Любовь к детям стоит умножать, на каждого в отдельности.
Личный пример
Когда родился второй сын, я считала, что справлюсь. Старший подрос, и менять что-то в нашем распорядке не требовалось. Но однажды он спросил: «Мама, у тебя теперь другой малыш, а я, наверное, уже не малыш?»
Вдруг осознала: приход его повлиял не только на семью, но и на общение со старшим ребёнком.
Хочу вновь увидеть старшего – не как надежного исполнителя, а как ребёнка, переживающего перемены. Воссоединить нашу связь, устроить её под новую реальность, где он остаётся важным. Где его помнят. Где ему нужно быть – просто собой, а не помощником.
Мы с каждым малышом установили свои особые традиции.
-
С младшим — утренние «потягушки».
-
Вечером перед сном беседы со старейшиной.
-
Для обоих установлено правило: каждый день каждая получает «мамины глаза» хотя бы на 10 минут.
В каждой семье каждый ребенок выполняет особую роль. Старший внушает чувство ответственности, средний учит замечать детали, младший возвращает нам способность к нежности. Если мы сможем воспринимать каждого ребенка таким, какой он есть, без сравнений и распределений, то каждый вырастет уверенным в себе. «Я любим. По-настоящему. За то, что я — это я».