Семья

Как помочь ребенку полюбить себя: что нельзя критиковать

Фото: img.freepik.com

Небольшие поддразнивания могут казаться безопасным методом общения с ребенком. Но стоит учитывать, что даже самые безобидные шутки способны оказывать воздействие на его эмоциональное состояние, особенно если они касаются чувствительных тем.

Зачастую родители не осознают, насколько сильно их слова воздействуют на детей, которые склонны безоговорочно доверять взрослым. Несколько шутливых замечаний о том, что даже улитка обгоняет вашего ребенка, когда он собирается в детский сад или школу, могут быть быстро забыты вами, но ребенок запомнит и воспримет это как факт, включив его в свое представление о себе.

На что влияют «безобидные» шутки

  • Самооценка. Постоянное использование одних и тех же шуток может сделать ребенка более восприимчивым к этим темам, что в итоге негативно сказывается на его самооценке. Высказывания (включая шутки) со стороны значимого взрослого все сильнее заставляют его сомневаться в себе.

  • Психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Постоянные поддразнивания, даже если они преподносятся в шутливой форме, вызывают у ребенка грусть, беспокойство и гнев. Со временем подобное сочетание чувств может спровоцировать депрессивное состояние. Кроме того, ребенок начинает ощущать себя незащищенным и убеждается в том, что его чувства и потребности не важны.

  • Поведение. Издевательства способны вызывать поведенческие трудности. В случае, если ребенок подвергается насмешкам со стороны родителей или братьев и сестер, он может испытывать гнев, что влечет за собой стремление к самозащите. Однако, его ответная реакция может быть непропорциональной произошедшему — не сумев обуздать свои чувства, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем, кто его обидел. Альтернативно, ранее общительный и эмоциональный ребенок может стать замкнутым.

Над чем нельзя подшучивать

1. Внешний вид и восприятие тела

Формирование самооценки и восприятие своего тела происходят в процессе взросления и общения с окружающими. В связи с этим, особенно важно, чтобы ребенок в период развития, обладающий высокой восприимчивостью, получал от родителей позитивные сигналы. Следует избегать насмешек над его внешностью, в том числе над формой и размером тела, весом или индивидуальными особенностями лица и фигуры.

Такие шутки могут вызвать излишнее внимание к физической форме и убедить ребенка в том, что его значимость и уверенность в себе определяются внешностью. Лучше акцентировать внимание на возможностях тела, а не на его внешнем виде.

2. Способности и навыки

У каждого из нас есть уникальный набор умений, дарований и врожденных способностей. Поэтому не следует насмехаться над ребенком за неумение что-либо делать или за то, что он не соответствует нашим ожиданиям. В противном случае мы лишь вызываем у него боязнь провала и заставляем чувствовать себя некомпетентным и неспособным преодолевать препятствия.

Не стоит акцентировать внимание на ошибках, например, повторяя: «Я уже пять раз показывал тебе, как нужно делать». Вместо этого отмечайте достижения ребенка и уделяйте больше внимания самому процессу и прилагаемым усилиям, а не только конечному результату.

3. Страхи и переживания

Не стоит относиться с иронией и к детским переживаниям. Страх – естественная реакция для детей, и на каждом этапе развития существуют свои специфические опасения. Это могут быть громкие звуки, темнота, чувство одиночества и многое другое. Если родители высмеивают ребенка из-за его страхов, они принижают ценность его чувств. Это может не только усилить детские страхи, но и вызвать чувство стыда или привести к эмоциональной дистанции между ребенком и родителями.

Вместо того чтобы говорить ребенку: «Гром не опасен», попробуйте показать, что вы понимаете его чувства и принимаете их. Согласиться с тем, что гром вызывает у него страх, важнее, чем убеждать его в его неопасности. Необходимо показать, что он нуждается в вашей поддержке и помощи, и вы готовы ее предоставить.

4. Черты характера

У каждого человека есть свои, зачастую заложенные с рождения, особенности характера. Маловероятно, что они существенно изменятся – именно они формируют нашу индивидуальность. Критика ребёнка за его личностные качества может привести к снижению его самооценки, поскольку эти черты практически не поддаются коррекции.

Если ваш ребенок проявляет застенчивость, важно объяснить ему, что это вполне допустимо и может потребоваться больше времени, чтобы адаптироваться, чем другим детям. Признавайте и цените его неповторимые качества, позволяя ему выражать свою индивидуальность. Не внушайте ему, что особенности характера делают его «не таким, как все». Только в этом случае возможно воспитать человека, обладающего уверенностью в себе.