Влияние криков на психику ребенка

В некоторых ситуациях люди повышают голос по отношению к детям из-за сильных чувств, а для других крик – привычный способ приучения. Пока не закричишь«Сын с места не сдвинется», — сетуют мамы подростков. На улице часто можно наблюдать, как папа ругает ребёнка, который замер, а мама криком пытается утешить плачущего малыша.
К сожалению, агрессивный повышенный тон можно услышать и от учителя в школе. «Наша классная следит за дисциплиной на уроке. Я понимаю, что сейчас с детьми сложно: активные, шумные и так далее. Но ведь дети, если регулярно слышат крик и озлобленно-раздражительный тон, начинают к этому привыкать и принимать за норму», — рассказывает мама ученика.
Дети по-разному отвечают на агрессивный стиль общения. Некоторые обладают достаточными ресурсами, чтобы преодолеть этот этап без осложнений, другие же, более чувствительные и восприимчивые, реагируют… болезненноКлинический психолог Мария Макухина говорит, что систематический стресс может замедлять развитие ребенка.
В материале рассказываем о реакции организма ребенка на крик и изменениях в его психике и поведении с возрастом.
В головном мозге имеется область под названием амигдала, или миндалевидное тело. Расположенная под корой, в белом веществе, она отвечает за возникновение и обработку эмоций. Амигдала запускает работу гипоталамуса, регулирующего множество процессов в организме, включая выработку корой надпочечников гормона стресса кортизола.
Социальная ситуация запускает обработку в амигдале, которая определяет эмоциональную окраску ситуации и порождает страх и тревогу. Нейротрансмиттеры активируют гипоталамус, который стимулирует гипофиз. Гипофиз воздействует на кору надпочечников, вызывая выделение кортизола. Кортизол переводит организм в режим повышенной готовности.
Все процессы, не важные для выживания организма, приостанавливаются.
Где раздается крик и наблюдаются раздражение, воспитание прекращается.
Что может пойти не так?
-
Постоянное повторение подобного состояния приводит к перестройке организма, и процессы, необходимые для развития, но не критические для выживания, прерываются регулярно. Исследования показывают, что… Постоянное напряжение мешает развитию. .
-
Кричащий на ребёнка взрослый человек испытывает затруднения с контролем своих эмоций и саморегулированием. Это мешает ему регулировать эмоции и поведение ребёнка, приводя к нарушению воспитательного процесса. Воспитание прекращается там, где присутствует крик и раздражение.
-
В такие моменты ребенок остается без внешней регуляциДля постижения мира и своего развития ему необходимы внешние ориентиры, поскольку его внутренние регуляторные механизмы пока недостаточно развиты. С физиологической точки зрения лобная кора головного мозга ещё не сформировалась, и он не может самостоятельно управлять своими эмоциями.
-
Психика ребенка организована таким образом, что он подражает поведению значимых взрослых – людей, к которым у него привязанность. Все действия родителя автоматически считаются допустимыми, и у ребенка формируется внутреннее разрешение на подобное поведение: «Если так делает мама или папа, значит, это приемлемо, я тоже могу так делать». Постоянные крики родителей приводят к тому, что в аналогичных ситуациях он тоже начинает повышать голос: кричать на других детей или взрослых.
-
Родительские крики вызывают у ребенка страх, тревогу, оцепенение.
-
Он обесценивает спокойное детско-родительское общение, и спустя некоторое время становится невосприимчивым к крикам. Крики не действуют на него, он воспринимает их как привычный фон. Если вначале родитель может добиться желаемого эффекта, то потом ему приходится переходить к еще более агрессивным методам воздействия.