Семья

Вкусная помощь: возрастные рекомендации по участию детей в приготовлении пищи

Психологи утверждают, что домашние дела способствуют развитию инициативности, ответственности, организованности и навыков работы в команде у ребенка. Приготовление еды с мамой — отличный вариант для любого возраста. Специалисты рассказали о видах кухонных дел, которые можно поручить ребенку в зависимости от его возраста.

Источник:
Getty Images

В возрасте от двух до четырёх лет: распределите компоненты по тарелкам и перемешайте.

Детский диетолог Эмбер Роденас считает, что привлечение детей на кухню в раннем возрасте (2-4 года) может помочь им развить навыки и снизить привередливость в еде. Этот возраст важен для формирования пищевых предпочтений и обретения независимости. Кстати, придирчивость в еде чаще всего проявляется именно в этом возрасте.

Что касается дел на кухне, доступных для маленьких детей, Роденас советует выбирать задания, развивающие мелкую моторику, и те, где дети могут использовать осязание, обоняние и вкус.

Предоставляя ребёнку в возрасте от 2 до 4 лет возможность насыпать заранее отмеренную муку в миску для смешивания, вы даёте ему возможность потрогать муку, увидеть её падение в миску и сформировать представление об этом ингредиенте на зрительном и тактильном уровне. Также можно попросить малышей перемешать жидкое тесто или салат, пока мама или папа держат миску.

4–7 лет: помощь в сервировке стола и уборке

Не нравится заниматься уборкой кухни и стола? Доверьте это дело воспитанникам детского сада и младших классов.

Детский эрготерапевт Мишель Шварц считает, что освоение организационной работы благоприятно для детей и способствует развитию различных навыков.

«Примерно так, сервировка стола развивает когнитивные способности, например, умение сопоставлять, выполнять многоэтапные действия и различать понятия «право» и «лево»,» — утверждает Шварц. Главное в этом процессе — давать ребёнку точные инструкции.

Дети от 5 до 8 лет учатся готовить простые блюда, определяют этапы рецепта и порядок их выполнения.

Когда дети достигают этого возраста, у них развиваются когнитивные способности для выполнения списка инструкций в хронологическом порядке. Вот почему детский нейропсихолог и писатель Сара Аллен считает, что ребенок уже может выполнять шаги рецепта, которые вы расскажете, и самостоятельно понимать их последовательность.

Чтобы стимулировать рост мозга во время готовки, можно озвучивать когнитивные процессы: что сначала, яйца или мука? Когда ставить блюдо в духовку? Что случится с едой, если включить плиту на полную мощность? Такие размышления заставляют мозг ребенка устанавливать нейронные связи для решения проблем.

Психолог рекомендует даже провести забавную игру «Что на первом месте?». Поиграйте с порядком действий (например, «Ты бы сначала положил в тесто масло, а потом яйца?»). Чем ярче эмоции у ребенка, тем эффективнее проходит обучение.

8–10 лет: корректировка рецептов

Учащиеся начальных классов могут применять знания, полученные на уроках математики, например, для удвоения порции блюда и приготовления ужина не только для себя, но и для всей семьи. Такая задача предполагает понимание математических понятий и умственную работу. Вместе с тем это действительно многогранный опыт с замечательными визуальными эффектами.

В возрасте от 9 до 12 лет можно работать с более сложными кухонными инструментами и приборами, но только под наблюдением.

Мальчики и девочки от 9 до 12 лет способны взять на себя много обязанностей при приготовлении еды. С первых лет этого периода дети могут пользоваться ножами и самостоятельно готовить на плите. Впрочем, для безопасности такие задания лучше выполнять под наблюдением взрослого.

В возрасте от 13 до 15 лет можно готовить по более трудным рецептам и проявлять самостоятельность на кухне.

Начало полового созревания знаменует собой новый этап для детей в вопросах еды. Подростки могут самостоятельно выбирать рацион, узнавать, как разные продукты воздействуют на их внешний вид и самочувствие, а также искать способы большей независимости.

Вдохновленный юный повар уже проявляет себя как будущий шеф-повар, имеющий собственные взгляды на продукты и приготовление блюд. Помощник на кухне должен действовать независимо.

16-17 лет: полностью готовить обед или ужин

Чадни Дрю, клинический консультант по психическому здоровью и психотерапевт, считает, что поручение 16- или 17-летнему подростку составить собственное меню, покупать продукты и готовить еду повысит его уверенность в себе и даст возможность продемонстрировать семье свои умения. Такие действия также прививают навыки планирования и организации, которые окажутся полезными во взрослой жизни.