Виды манипуляций, применяемых ребенком

Часто молодых родителей окружающие предупреждают: «Не подходи к плачущему ребенку — это манипуляция», «Не покупай игрушку, если трехлетка устраивает истерику в магазине — это тоже манипуляция». Неужели дети с рождения умеют манипулировать, или люди ошибаются в понимании ситуации? Психологи помогают разобраться с этим на примерах.
Все наверняка помнят анекдот про ребенка психолога: «Когда Ваня хотел получить новую игрушку, не устраивал скандала в магазине, а заходил издалека и спрашивал: мама, а твое детство тоже было тяжелым и безрадостным?». Вот в этом анекдоте вся суть манипуляций ребенка семи лет.
Чтобы ребёнок научился манипулировать, ему необходимо достигнуть определённого возраста, когда разрастается префронтальная кора головного мозга. Это происходит начиная с трёх лет.
Вначале следует разобраться с понятием «манипуляции». Манипуляция – это вид психологического воздействия, осуществляемого косвенно с целью получения личных выгод. Это подобный хитрому замыслу план. Для использования такого свойства необходима префронтальная кора, которая помогает оценить ситуацию, спланировать действия, проанализировать и отбросить лишнее.
Прочитайте это вслух и представьте злого гения в коротких штанишках! Не очень сочетается, не так ли? Получается, что «манипулировать» и «быть ребёнком» — противоречия, которые нельзя совместить. Манипулирование — прерогатива взрослых, ведь этот процесс требует тех мозговых структур, отвечающих за сложные мыслительные процессы. У детей они ещё не до конца развиты. Талант манипулировать приходит с возрастом, когда ребенок учится планировать действия и предвосхищать события. Манипулирование также тесно связано с развитым эмоциональным интеллектом, эмпатией, умением читать собеседника и его эмоции.
ГазлайтингОбесценивание и игнорирование, то есть травля молчанием, также являются приемами манипулирования. Для применения таких тонких методов в общении нужна сформировавшаяся личность.
Для того чтобы отфильтровать и сопоставить информацию так, ребенку нужно быть как минимум школьником. Чаще всего умение манипулировать проявляется в подростковом возрасте. Как же назвать ситуации, когда ребенок использует хитрость, чтобы добиться своей цели, например купить дорогую игрушку или получить разрешение прогулять школу? Разберем на конкретных примерах.
6 стратегий для достижения успеха в разном возрасте.
1. «Мама, ты у меня самая лучшая!»
В три года ребёнок не действует ради управления, а стремится выполнить потребность. Такое поведение базируется на простых знаниях ребёнка, например, малыш понимает, что нажатие кнопки заставит игрушку запеть, и именно на этом уровне строится его взаимодействие с окружающим миром.
— Хочу машинку!— Нет!— Мам, ты у меня самая замечательная.— Хорошо, выбери любимую, — говорит мама и улыбается.
Если бы мама в этой ситуации ответила: «И ты у меня самый замечательный сын, я так тебя люблю», а потом объяснила причину отказа, покупка не состоялась бы. Вместо этого мама, осознанно или неосознанно, «сдалась», дав ребенку понять, что если нажать кнопку, игрушка заиграет. Маленькие дети отлично копируют и впитывают поведение взрослых.
2. «Без машинки никуда не уйду!»
Зачастую манипуляциями принимают за: крик, плач, капризы, истерики, отказ от общения, агрессию, отказ от еды, непослушание и подобные действия. Родители недовольны: «Говорю „нет“, а ребенок делает назло»; «Она специально канючит и выпрашивает»; «Он специально кричит в магазине, чтобы мне было стыдно». Важно осознать, что ребенок стремится удовлетворить свою потребность. В этот момент у него нет цели опозорить вас перед другими покупателями.
В дошкольном возрасте ребенок еще не может справиться с нахлынувшими эмоциями и контролировать реакции. Его бурные истерики — следствие незрелости лобных долей, отвечающих за саморегуляцию. Он просто не успевает обдумать ситуацию перед тем, как отреагировать.
Четверо-шестилетний ребенок не всегда успевает сдержать свои импульсы, а его эгоцентризм — это естественный этап развития.
С пяти лет у детей бурно развивается фантазия, и они начинают сочинять истории. В это время взрослые замечают забавные и неуклюжие попытки обмануть и провести кого-то, которые несложно разоблачить.
3. «А вот бабушка меня больше любит»
В возрасте 7-9 лет возникают первые сознательные манипуляции, которые всё ещё достаточно заметны. Настоящие манипуляции — это скрытые действия, которые можно не заметить до тех пор, пока не окажешься под их воздействием.
Ребенок может сравнивать себя с другими в неприглядном свете для родителей, например: «В классе у всех есть телефоны, а у меня нет», или «Бабушка позволяет мне чипсы и газировку, а вы нет».
Ребенку возможно недостает информации о том, почему телефон не куплен и бабушка разрешает многое. Необходимо объяснять все словами и договариваться. Поведение ребенка простое и сложное одновременно: может начаться требование. Важны настойчивость, уверенность и последовательность взрослых. Только так ребенок поймет, что это не работает. Будут попытки повлиять привычным способом, но спокойствие и твердость взрослых сделают свое дело. «Нет» всегда означает «нет», и только тогда ребенок поймет, что это не работает. Учитесь компромиссам, являйтесь примером.
4. «Не дашь десерт — не съем суп!»
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети могут использовать шантаж: «Если не дашь конфету, я не съем кашу», «Сделаю домашнее задание, если поможешь собрать игрушки».
Шантаж и детские манипуляции – не продуманы, а скорее подражание взрослым. Если честно, мы часто используем подобные приемы в воспитании: «Не доешь суп, не получишь десерт!» Дети повторяют поведение взрослых и тестируют различные стили взаимодействия на них. Семья – это первый тренировочный центр для ребенка перед обществом.
В школьном возрасте происходит самое интересное: дети, общаясь друг с другом, усваивают модели поведения. Каждый ребенок приносит из семьи в школу стратегии, выученные у родителей, и пытается их применять к друзьям и учителям, получая обратную связь. Что-то получается, а что-то нет. Эта тренировка плюс развитие мозга с каждым годом усложняют поведение ребенка, развивая его коммуникативные возможности.
5. «Это нужно для моего счастья»
В раннем подростковом возрасте (10–14 лет) эмоциональная связь с родителями постепенно ослабевает, манипуляции становятся сложными. Например, ребенок просит гулять, говоря: «Без прогулки останусь без друзей» или «Почему всем можно, а мне нет? Назовут ботаником и забудут». Ребенок понимает важность вашего благополучия и пытается доказать, что для него необходим новый iPhone.
Большинство связаны с эмоциональным шантажом, при этом эмоции, задействованные в процессе игры на чувствах, могут быть самыми разными: стыд, вина, страх, гнев, ревность и так далее, в зависимости от того, какая из них — ваша ахиллесова пята.
«Здесь меня не ценят, пойду из дома».
Появляются более сложные манипуляции. Некоторым родителям трудно расставаться с прежним эмоциональным контактом с ребенком, который все время угасает. Дети могут угрожать уходом из дома, использовать эмоции, устраивать сцены обиды, провоцировать и специально делать назло, чтобы родители отступили (это то самое подростковое бунтарство).
Подростковый период с 15 до 19 лет — время отделения от семьи, становления собственного взгляда на мир, обретения уникальности и совершенствования умений манипулировать.
Советы для противостояния манипулированию.
Понимая особенности развития детей и установив общую терминологию, взрослые могут лучше относиться к их поведению. Ребенок не обладает способностью психологического воздействия и не является искусным манипулятором. Ему часто требуется помощь взрослого для понимания собственных мыслей и чувств.
-
Ограничения должны быть обоснованными, ограниченными и не нарушать личность ребёнка.
-
Родителям необходимо утвердить свою лидирующую позицию и стать авторитетом для ребёнка. На каждый возражение малыша нужно отвечать одним и тем же утверждением, как будто «играть старый патефон», показывая ему, что его попытка повлиять не удалась.
-
Вспомните, что ребёнок — это маленький человек, вашего происхождения и вашей любви, но не центр мироздания.
-
Избегайте манипулирования в общении, ведите себя с другими взрослыми честно.
-
Учите ребёнка свободно выражать свои мысли и желания, обосновывайте свои отказы, объясняя причину.
-
Воспитание умения находить баланс между своими желаниями и потребностями других, а также понимание, что достижение цели может требовать усилий.