В Ярославию на электрокаре: как продумать интересный экомаршрут на три дня
Главной целью его организаторов было проложить туристический маршрут именно для электромобилей по территории Ярославской области. Рассказываю, как спланировать свое путешествие, чтобы заряда гарантированно хватило и описываю места, которые меня особенно впечатлили. Спойлер — в Ярославии скоро откроется новый и очень интересный музей.
К чему нужно быть готовым, путешествуя на электромобиле
Для начала небольшой ликбез для тех, кто как и я, впервые решился на поездку на электромобиле.
- Будьте готовы постоянно контролировать уровень заряда. Особенно если вы едете первый раз и еще не очень понимаете принцип, как расходуется этот вид «топлива». Нужно приспособиться. В целом после первого дня становится понятно: сколько процентов заряда в среднем тратится на сколько километров, какое расстояние можно проехать при разных погодных условиях, насколько увеличится расход заряда при въезде в город со светофорами, перекрестками, пешеходными переходами. Да, существует прямая зависимость расхода заряда от вот этого всего. Поверьте!
- Точек электрозаправок по Ярославской области много, но не настолько, чтобы полностью расслабиться. И в основном все заправки сосредоточены в самом Ярославле. Поэтому советую делать именно Ярославль местом для ночевок и отсюда планировать поездки в другие города области.
- В экстренной ситуации будьте готовы отключить радио, печку и отказаться от зарядки телефонов (берите с собой пауэрбанки). Как выяснилось все эти меры реально помогают сохранить заряд, особенно если возникла ситуация, что он снизился внезапно (так бывает), а надо дотянуть до источника топлива.
- Процесс заправки долгий — от 20 минут до часа. Поэтому выбирайте места, где можно переждать это время, например, посидеть в кафе. Искать заправки для электромобилей удобно в приложении 2Charches.
По всем перечисленным причинам я ехала по четкому маршруту, продуманному организаторами пробега. Он был рассчитан на то, что заряда точно хватит до места назначения.
Первая остановка — Ростов
Приблизительно на границе Московской области с другими областями заканчиваются электрозарядные станции. Поэтому совет — не уверены, что дотяните, заправляйтесь. Электрозарядная станция есть около AZIMUT Парк Отель Переславль. Нюанс: она медленная, заправиться впрок на ней невозможно, но она удобна для путешественников, которые хотят погулять по городу и остановиться там на ночевку. Переславль-Залесский наш экипаж проехал. Просто не успевали по таймингу группы. Первый день: немного не рассчитали, к машине еще не приспособились. Мы поехали прямиком в Ростов. Поставили машину около кафе «Провинция» (к слову, здесь отличные бюджетные обеды и фантастический яблочный штрудель) и отправились пешком до Ростовского Кремля.
Тот самый штрудель из «Провинции»
До экспозиций Ростовского кремля мало кто доходит — знаю по опыту. Фасадов построек XVII века для впечатлений достаточно. Поэтому рассказываю о выставках, ради которых стоит купить билет внутрь. В Музее финифти можно узнать и о самой технологии миниатюрной живописи на эмали, развитии этого промысла, как и что менялось с течением времени в тематике росписи и технологии производства и как из финифти стали делать не только украшения, но и монументальные панно.
Музей финифти в Ростовском Кремле
Интерьерное панно из финифти
Экспозиция кухонной утвари X-XX вв. из собрания музея маленькая, но невероятно милая. Для тех, кто как я, любит всякие кухонные прибамбасы и фантазировать на тему «как использовали тот или иной предмет на кухне».
Кувшины разных веков
Под номером 17 женская чарка для вина, сверху — мужская. Где справедливость?
В Ярославль мы приехали уже поздно вечером — наша цель была переночевать и зарядить машину. В этом плане удобна гостиница AZIMUT Отель Ярославль. На территории четыре электрозарядные станции. Но бронировать у персонала отеля их лучше заранее. В целом заправок в городе достаточно (расположены они по 2 шт). Поэтому перемещаться по нему на машине можно свободно и не бояться в какой-то момент «остаться на ноле».
День второй — Углич
На следующий день отправились в Углич. Нужно было проехать на одном заряде туда и обратно, а это около 250 км. Это был своего рода вызов. На момент нашего поездки в Угличе заправок не было, она появилась как раз после автопробега, но все равно советую оставить машину на парковке в центре и идти гулять пешком.
В целом все достопримечательности в шаговой доступности: Угличский кремль (на его территории расположены хорошо восстановленные Княжеские палаты, где в 1591 году произошло загадочное убийство Дмитрия), кафе «Гости» (пожалуй, лучшее в городе) и старые улочки с множеством интересных домов. Фактически на всех из них есть табличка с qr кодом — достаточно навести на него фотокамеру телефона и вы услышите историю здания и короткий рассказ о том, чем оно знаменито и ценно с исторической точки зрения. Удобно!
Все слышали про угличский сыр. И создается впечатление, что это какой-то один вид сыра, который делается в славном городе Угличе. А вот и нет. Выяснить всю правду о сыре из Углича, а также узнать историю отечественного сыроделия и знаменитых сыров России можно в музее «СырКультПросвет». В рамках автопробега «Едем в Ярославию» мы с коллегами-журналистами увидели его одними из первых. Признаюсь, это была главная цель моего визита — я большая любительница сыра. Открытие музея анонсировали год назад и было жуть как любопытно посмотреть, что же получилось.
Космическая мозаика в фойе музея
Экспозиция музея расположена в здании старейшего сыроварного завода Углича, который был построен еще в 1935 году по распоряжению Анастаса Микояна. Современный проект реализуется группой компаний «Агранта», в которую входит сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга». Это целый развлекательный комплекс, куда при желании можно приехать на целый день. Посетить музей, узнать о нём интересные исторические факты и увидеть артефакты, вкусно поесть в ресторане, купить сувениров, сходить в кино и многое другое.
Космическая мозаика в фойе музея не случайна. По легенде именно сыр из Углича брал с собой в знаменитый полет в 1961 году Юрий Гагарин.
На первом этаже фойе с образцами старого оборудования (рука организаторов не повернулась выбросить такие реликвии), а также ресторан «СырБор». На втором этаже завода-музея сама экспозиция. Здесь много интерактивных элементов. Можно услышать, как слово «сыр» звучит на разных языках мира, увидеть как выглядит национальная сырная гордость каждой страны и прочитать о нем, перевернув кружок.
«Основная линейка завода – угличский, российский, пошехонский, костромской. — рассказывает нам экскурсовод Светлана, — Первый – один из старейших. Его рецептура была разработана еще в XIX веке, а производится он на заводе с 1939 года».
В этом году угличскому сыру исполнится 85 лет.
Исторический зал музея небольшой, но информативный.
Выставочные залы переходят в большой коридор с панорамными стеклами, чтобы гости смогли посмотреть, как производится сыр на новом оборудовании и на старом.
В Ярославль после музея мы вернулись с нормальным запасом зарядки, но решили все-таки оставить машины у отеля и отправились в ресторан «Ванильное небо» пешком. Советую бронировать столики заранее с видом на Волгу. Снаружи — на веранде или внутри. Все зависит от погоды. Через панорамные окна вид тоже впечатляющий.
День третий — «Карабиха»
Следующий день был и последним. По дороге в Москву мы заехали в «Карабиху». Интересно это место по двум причинам. Несколько лет в летние месяцы здесь жил Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, писатель и публицист, издатель журнала «Современник». Плюс это единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик. Что во-первых, что — во-вторых, для каждого своё.
Одна из самых быстрых зарядок для электромобилей Ярославля находится у ТЦ «Шоколад». Рекомендую заправится на ней и ехать в «Карабиху» — это как раз по пути.
В «Карабихе» несколько постоянных выставочных залов — все интерьеры восстановлены и выглядят как при жизни поэта.
Любителя охоты выдают многие детали интерьера.
Есть и новый интерактивный зал, созданный, чтобы в игровой форме познакомить детей и подростков (да, что уж там — и некоторых взрослых) к творчеству поэта.
После экскурсии можно посидеть в атмосферной чайной и увезти с собой в качестве сувенира вкусный пряник.
На Москву
Надо сказать, дорога в обратную сторону была легче — все водители приспособились к машине. Немного утомляло, что надо было держать скорость 60 км/ч при допустимой 90 км/ч (погодные условия были такие, что заряд расходовался быстрее), но это все мелочи. Главное было дотянуть до Московской области — там, как я уже говорила, с заправками куда легче. Даже остановились в Ростове «Усадьбе Плешанова» на обед. По всем расчетам впритык нам хватило бы заряда до Москвы. Но мы решили не рисковать и заправились на электрозарядной станции в Пушкинском районе МО — риск в случае с электрокарами точно неблагородное дело. Хотелось хоть на последнем отрезке немного отключить бдительность и спокойно доехать до дома. Мой вердикт по итогам поездки: в целом российские дороги к электромобилям готовы. Во всяком случае, в Ярославскую область ехать точно можно.