Успех в жизни ребёнка: история обычного Миши.

Такой взгляд на жизнь не мог не повлиять на самую актуальную сейчас социальную сферу – родительство и детство. Родители стремятся к тому, чтобы их дети с самого раннего возраста могли соперничать с окружающими и достигать успеха.
В пять лет он занимался плаванием и играл в регби. Школьный теннис тоже ему нравился. Когда исполнилось шесть лет, отправили его учиться игре на пианино.
За семь лет занятий: музыкальная школа, английский, изостудия, олимпиады по математике, программирование и школьный кружок вязания. С нового учебного года добавится бассейн.
Неизвестно, какими видами деятельности будет заниматься ребёнок к совершеннолетию, поэтому родители стремятся предоставить ему все возможности. Рассчитывая на победы в соревнованиях и конкурсные дипломы как достижения. Родители, сомнеющиеся в необходимости такой гонки, составляют меньшинство и часто получают осуждающие замечания от родственников и других родителей («зачем рожали, если не можете дать ребёнку интересное детство, он у вас будет неудачником»).
Счастливая мама рядом с сыном-чемпионом, кубок, грамота, диплом. Думается, излишне говорить, как чувствуют себя в таком социальном и информационном окружении родители (особенно матери), чьи дети не выказывают особенных успехов. Не схватывают всё на лету, не имеют грамот даже за второе место, а то и вообще не хотят участвовать в соревнованиях, тем более спортивных. Питание, режим, мотивация… «Да что же я делаю не так? У всех вокруг чемпионы, куда ни посмотри. А у нас… А у нас просто Миша.» Бедная мама начинает видеть мир как сцену, на которой под звуки фанфар стоят счастливые семьи – и только она со своим Мишей обречена сидеть в пустом темном зале.
А стоит ли углубиться в рассмотрение вопроса о том, как складывается детство маленьких чемпионов и их ровесников, которые не добились таких высот?
Маленькие победители: будни и перспективы
Успех приносит ребенку большую радость и является лучшей мотивацией для продолжения занятий любимым делом. Кроме того, какие еще преимущества получает ребенок, испытавший «вкус победы»?
- Маленький победитель с раннего возраста тренирует себя, чтобы добиваться успеха, усваивает дисциплину и ответственность. Первое место – это не повод расслабляться: сейчас от него ждут результатов, не худших, чем раньше.
- Ребенок изучает материал (включая примеры от талантливых сверстников, приобретая опыт) и приучается не только достигать цели, но и эффективно, вовремя и красочно демонстрировать итоги своей работы, что в современном мире не менее важно.
- Развивается ценное умение: правильно ставить приоритеты. Несмотря на стремление некоторых родителей видеть ребёнка успешным во всех сферах жизни, ребёнок раньше них начинает понимать, что для важных соревнований можно пропустить контрольную даже у не одобряющего это учителя.
- Социальные преимущества: шанс продемонстрировать себя и установить новые связи, полезные для развития будущих учебных перспектив и карьерного роста.
В жизни каждого именитого человека, многократно занимавшего призовые места, существуют риски.
- Успешные периоды в жизни человека могут сменяться неудачными. Об этом может рассказать любой известный спортсмен или артист. Человек со сформированной самооценкой перенесет такие времена без серьёзных потерь. Ребенок же, даже второе место после первого может воспринять как тяжёлую травму: одобрение родителей, значимых взрослых и товарищей для него очень важно. Страх его потерять, выглядеть в глазах кого-то «лузером», может спровоцировать серьёзное потрясение, лишив мотивации заниматься любимым делом или чем-либо ещё. В командной деятельности рефлексия на тему «я подвёл команду» может иметь ещё более серьёзные последствия.
- Ребенок несет большой физический и психологический груз. В какой-то момент этот груз может оказаться слишком большим для здоровья или возраста. Однако из-за возраста ребенок может этого вовремя не понять (или не признаться в плохом самочувствии, опасаясь расстроить родителей). Мамы и папы, окрыленные успехом ребенка, воспитанные под девизом «все достигается тяжелым трудом», могут тоже не осознавать этого. Тяжесть нагрузки может быть разной: одно дело – упорно трудиться, другое – действовать за пределами естественных возможностей. В результате ребенок может оказаться в кабинете психолога или врача уже тогда, когда проблема станет серьезной.
- Любовь к делу часто уступает место погоне за первенством и славой, иногда любой ценой. Особенно это опасно для ребенка, когда родители, педагоги, наставник обращают внимание только на достижения и награды, не замечая его стараний и постепенного роста в освоении навыков или мастерства.
- Концентрация усилий в одной области может помешать разностороннему развитию и расширению кругозора ребенка. В детстве создаётся фундамент будущей жизни, и пробел в какой-либо части его может негативно сказаться позднее. Речь идёт не только о знаниях, но и о навыках общения, развитом эмоциональном интеллекте, которые важны для успешности человека не менее, а возможно, даже более, чем оттачивание мастерства.
- Хорошо, когда ребенок действительно любит свое дело и стремится к успеху. Но часто за видимой активностью маленьких чемпионов стоят амбиции взрослых, жесткие требования и манипулирование родительской любовью и одобрением, которые в здоровой семье у ребенка есть просто по праву существования. Необходимо обсудить мотивы родителей, решивших прожить жизнь ребенка вместо него. По мере взросления такой ребенок столкнется с серьезными трудностями. Многие дети, добившиеся успеха в спорте или на сцене, позже вырвались из-под контроля родителей и занялись совершенно другими видами деятельности. А кто-то вследствие «детства под палкой» ушел в депрессию и деструктивное поведение, и картина «счастливые лица ребенка и родителей в свете софитов» навсегда осталась в прошлом.
«Просто Миша». Или не просто?
Мой ребёнок не находит постоянного увлечения, никак не проявляет выдающихся способностей.
Ключевое слово здесь — «хочет». Если ребенок желает учиться, если его радует возможность заниматься полезным делом, а вы помогаете ему осуществить это — вы на верном пути. Ребенку, тем более маленькому, свойственно «хотеть то одно, то другое». А почему бы не попробовать? Пробовать разные виды деятельности и свои силы в них, развивать информированность – крайне важно. Чем больше таких «проб», тем больше вероятности, что ребенок найдет дело по душе и раскроет таланты. Утверждение о том, что «талант всегда виден», справедливо лишь отчасти: чтобы ребенок начал лепить из глины, ему нужно знать, что существует глина и ее можно взять в руки, чтобы заинтересоваться балетом – увидеть постановку. То же касается фразы «талант сам пробьется». Есть цветы, которым достаточно минимума почвы и влаги, а есть — которые гибнут без особого ухода. Тоже с детскими талантами: кто-то будет петь несмотря на родительское «не вой, все равно слуха нет», разовьет слух и найдет верящих в него преподавателей, а ребенок более тихий и привязанный к родителям выберет родительское одобрение и при таких условиях петь больше не будет.
Ребенок не занял призовое место на соревнованиях по плаванию или вообще отказался от участия? Но он прекрасно научился плавать и учит младшего брата. Дочь не принесла грамоты с конкурса в студии вязания? Зато она подарила вам красивый шарф, а сестре связала милую игрушку. Любое умение важно и может пригодиться в самых неожиданных ситуациях. Если ребенок сам бежит в кружок или студию, хоть и не занимает первых мест, если он при этом заводит друзей, здоров и радуется каждому дню – это не «никаких достижений». Это называется Счастливое Детство — то самое, которое согласно вашему, и общественному мнению должны постараться дать ребенку родители. А то, что ваш ребенок не «достигатор»… Вы сами, скорее всего, посещаете бассейн или спортзал. Однако почему-то до сих пор не переплыли Ла-Манш и даже не победили ни в одном состязании бодибилдеров. Сможете объяснить ребенку, почему?
Триумф, заметный и тихий: мы заботимся о завтрашнем дне.
Обратим внимание на несколько моментов, важных для родителей, переживающих за своих детей.
- Некоторые таланты раскрываются только во взрослом возрасте по объективным причинам.
Можете услышать истории о человеке, который был обычным, разве что трудолюбивым и настойчивым, а стал известным врачом.
Успехом, особенно у детей, считаем то, что можно ярко показать: спортивные состязания, музыка, пение, рисование. В более позднем возрасте к этому добавляется то, что приносит большой доход (и рисование может не войти в этот список). А вот важные таланты ученого, путешественника-исследователя, педагога (воспитателя, учителя), мастера на производстве проявляются не в детстве и могут не получить большой огласки.
Актеры Харрисон Форд, Брюс Уиллис и Джек Николсон до тридцати лет не имели наград за актерское мастерство, получая негативные отзывы от критиков. Джоан Роулинг опубликовала фантастическую сагу о Гарри Поттере в 32 года, став мультимиллионером после периода существования на финансовое пособие. В воспоминаниях тех, кто знал её в школьном возрасте, она фигурирует как «девочка, которая была хороша в английском языке» — не более того. - Вы можете помочь ребенку, заметив его настоящие интересы и поддержав их. Возможно, ваш ребенок не добился успеха в карате, потому что он хочет рисовать, а дочка с неудовлетворительными результатами в кружке макраме тайно изучает боевые приемы по видеороликам. Объясните ребенку, что вы его любите и цените, что ему не нужно бояться вас расстроить, когда речь идет о важных для него вещах. Это важно не только для выбора деятельности, но и для будущей профессии. Доверие и возможность говорить с вами по душам помогут ему избежать многих проблем в жизни.
- Ребенок иногда не участвует в состязаниях или преуспевает в них плохо из-за страха агрессивной конкуренции. С серьезными страхами лучше проконсультироваться с психологом. Возможно, у ребенка такой характер, что ему неприятно отталкивать других (в спорте и вообще), а не трусость, как кажется. Не говорите «а как же он жить будет?»: во взрослой жизни много сфер, где конкуренция — естественная, через повышение мастерства и квалификации.
- Важно обратить внимание на страх перед ошибкой или неудачей, который иногда является главным препятствием на пути к успеху ребенка. Общественное мнение таково, будто ошибка – показатель отсутствия знаний или умений. Это заблуждение, ведь без ошибок невозможно научиться ничему, ошибки составляют необходимый опыт. Эксперт в области спортивных результатов Алан Голдберг, автор программ, помогающих спортсменам преодолевать страхи и внутренние препятствия, настаивает на том, что нельзя стыдить детей за неудачи, следует учить их терпению, не сдаваться, относиться к ним спокойно. Альберту Эйнштейну приписывают слова: «Хочешь получить в три раза больше результатов – придется в три раза больше ошибаться».
- Результат труда или творчества, в том числе детского, часто оценивается некорректно. Не всегда виновато жюри: картины некоторых художников прошлых веков, отвергнутые современниками, ныне считаются сокровищами мирового искусства. Например, книга о Гарри Поттере, прежде чем принести Джоан Роулинг богатство, была отклонена несколькими издательствами. Поэтому «не первое место» не является причиной прекратить заниматься любимым делом.
- Если беспокойство о «неуспешности» ребенка вызвано только давлением окружающих, если страдаете от нетактичных замечаний коллег или знакомых о семье – то причина скорее всего не в ребенке. В такой ситуации полезно по возможности сменить токсичное окружение и прекратить общение (в том числе онлайн) с агрессивными людьми, навязывающими свое мнение. Последствия этого влияют на детей через вашу подавленность, раздражительность или самообвинения.
Когда вы обретете душевный покой и свободу, ваше чадо тоже ощутит это. Возможно, его радости будут сопровождать долгожданные успехи.