Уходит серый бетон, люди соскучились по цвету: 10 вопросов дизайнеру интерьера
ВладиславБалюк архитектор, дизайнер интерьеров, телеведущий генеральный директор компании «АРНО-менеджмент»
Как вы относитесь к курсам дизайна интерьеров?
Не разделяю скепсиса в отношении их выпускников! У всякого продукта свой потребитель, курсы имеют право быть. Я охотно работаю с выпускницами, прекрасно моделирующими пространство. Важно понимать: их профессия называется «декоратор». У таких специалистов своя ниша, в ней они чрезвычайно успешны. Главное — не строить иллюзий! Если вы не учились на архитектора, строителя, не знаете сопромат и не рассчитывали предельные нагрузки, то не нужно проектировать здания. Курсы дизайнеров интерьеров прекрасно раскрывают таланты, и я знаю массу примеров среди состоявшихся на рынке имён.
У меня в Москве работали выпускники МАРХИ. У них иной склад ума, уровень сообразительности, трудолюбия. Но мои предпочтения никак не отменяют того, что яркая начитанная личность с активной жизненной позицией добьётся успехов в нашей сфере. А если у неё при этом есть женское чувство прекрасного, то мы получим хорошего дизайнера. Без замаха на Карима Рашида и так, чтобы личное эго не доминировало над профессионализмом.
Без каких навыков не обойтись в профессии?
Если раньше дизайнер интерьеров сам моделировал, чертил, создавал 3D-визуализации, то сейчас эти профессии обособились. Это правильно. Тем не менее, дизайнер должен уметь рисовать. Академический рисунок воспитывает ваш внутренний вкус, его не заменить ни программами, ни какой бы то ни было автоматизацией процесса. Как бы жёстко ни прозвучало, без умения рисовать вы не можете называть себя дизайнером. Нужно понимать цвет, пройти курс живописи, скульптуры. Но свои потребители есть и у тех, кто не может провести прямую от руки, но при этом блестяще договаривается с поставщиками и подрядчиками. У них налажены контакты с целым пулом специалистов, и те не дадут их дизайн-проекту провалиться. Эти люди тоже попадают на обложки как успешные дизайнеры, и это прекрасно!
Чего обыватель не знает о романтичной профессии дизайнера?
Для того чтобы просто скомпоновать, смоделировать один объект, нужно иметь хорошие мозги. А если речь о больших суммах, то здраво оценивать риски. Когда молодому поколению рассказываешь истории, как дизайнера «прокатили в багажнике до ближайшего леса», у них округляются глаза. Но если бюджет проекта имеет много нулей, то на этапе знакомства с заказчиком возникает вопрос: «Каковы гарантии?» Это попахивает 90-ми, но имеет основания. Иногда исчезают выделенные на строительство суммы, подводят подрядчики. Потерпевшей стороной будет заказчик, а вас ждет череда утомительных судов. Если мы говорим о дизайне, строительстве и архитектуре, то это не только про красоту, а прежде всего про деньги, ответственность. Иногда вплоть до уголовной.
Есть ли у профессионалов табу? Допустим ли китч, эпатаж?
Я не сторонник дуальности. Предмет сам по себе ни плох, ни хорош. Он нейтрален, хотя при этом вульгарен для одного и желанен для другого. Предмет сложно оценить даже по цене. Дорого для кого? Для владельца Майбаха или человека, раз в неделю балующего себя кофе с пирожным?
«Золотой унитаз может быть? Может! Каждый предмет надо рассматривать в связке с общей идеей, концепцией, логичностью, финансовой составляющей».
Эпатаж может быть оправдан, потолки могут быть красными, а умывальники — золотыми. Но любую дерзость нужно делать талантливо! Специалист должен виртуозно владеть материалами и чувствовать их. Здесь, наверное, простое обучение на курсах уже не поможет.
Какие тренды сегодня царят в интерьерах?
Очевидно, уходит серый бетон, люди соскучились по цвету. Все больше запросов на сложные цветовые сочетания. Высокий интерес на ретро, 60–70-е, но этот тренд не угасал, он то и дело вспыхивает. Не могу, говоря о трендах, отметить один аспект. Закладывая в бюджет трендовую вещь, дизайнер обязан понимать, что это за тренд. Не исключено, что он проживет 3 года, и вы не успеете сдать объект, как он уже устареет.
Как вы оцениваете тренд на «тихую роскошь»?
Мне это близко. Я за качественную черную футболку без бренда и логотипа. Пусть за 20 тысяч, но я надену ее и пойму, почему она столько стоит. То же можно сказать об интерьере. Он может быть строгим и сдержанным. Но когда проводишь рукой по обивке дивана, сразу понимаешь все его преимущества. Это достигается не за счет рюшей или стразов. Это та самая сдержанная роскошь.
Без чего не обойтись в качественном интерьере?
Роскошь жилья кроется не в эпатаже, а в площадях. Мы должны жить в просторном, свободном помещении. Не упираться взглядом в шкафы, а иметь гардеробные. Нужны максимально большие окна, желательно в пол. За окнами должны простираться ласкающие взгляд виды. Потолки должны быть высокими. Функционал квартиры — предельно удобным, начиная от комфорта принятия душа, радости приготовления пищи и до уютного чтения на диване. Если в интерьере это учтено, то стилистика не имеет значения.
Вы можете сделать фантастически стильный интерьер, но если в нем неудобно, то в вашем проекте не было смысла. Интерьер — это не картина, которую вешают на стену и любуются. Он обязан быть функциональным. Дизайн ради дизайна может быть в другой сфере. Яркая авторская вещь хороша, но не та, что должна служить человеку ежедневно.
Как вы относитесь к предпродажному ремонту, или хоумстейджингу?
Он завоевывает признание. У нас есть услуга «Анализ целесообразности объекта». Взглянув на специфику той или иной квартиры, которую заказчик хочет «быстро дёшево отремонтировать и продать подороже», мы можем увидеть, что объект нужно продавать здесь и сейчас и не вкладывать больше ни копейки. Потому что полгода беготни и ремонтной суеты приведут к той же стоимости, и никакой выгоды вы не получите. Если дизайнер занимается хоумстейджингом, он должен знать эту особенность. А взяв в работу объект, четко рассчитать бюджет и, желательно, самому поставлять материалы и комплектующие, потому что в этой нише нужно экономить буквально на всем.
«У нас есть люди, погруженные в творчество, зарабатывающие 100–150 тысяч рублей в месяц и при этом счастливые. И есть те, для кого 500 тысяч в месяц — это «не деньги»»
Выходит, без экономических знаний дизайнеру не обойтись?
Как и без анализа рынка. При работе над объектом надо учитывать его расположение. Если это квартира — что за район, тип дома, какая инфраструктура вокруг. Если клиент хочет вложить деньги, а я вижу, что инвестиция неподходящая, то буду его отговаривать. Дизайнеры часто грешат одной особенностью. Они не верят, что огромный бюджет на шикарный ремонт незначительно увеличит стоимость объекта. Квартира за 15–20 млн после ремонта будет стоить 20–22, но никак не 40. Об этом говорят инвесторы и риэлторы, но дизайнеры отказываются в это верить.
Дизайн увеличивает стоимость, когда мы остаёмся в рамках рынка, предлагая продукт с экономичными, но интересными решениями, делающие его премиальным. Такие примеры в моей практике есть. Вложив в дом за 2,5 млн евро еще 500 тысяч, клиенты продали его за 4,5 млн, выручив 1,5 млн евро. Они сделали белые потолки и стены, пол из крупноформатного керамогранита под мрамор, привезли премиальную итальянскую мебель. Дом продался мгновенно, потому что на рынке не было подобных предложений.
Сколько может зарабатывать дизайнер интерьеров?
Зависит от уровня и компетенций специалиста, и объекта. Проектирование интерьера варьируется от 3 до 10 тысяч рублей за кв. м. В среднем, за 100 кв. м получается 500 тысяч. Клиенты среднего достатка смотрят на такую сумму с возмущением. Но в нее закладывается 2–3 месяца работы команды из двух-трех человек, которые будут строить чертежи, готовить визуализации. Нередко в сумму включен авторский надзор. В пересчете на сотрудника выйдет не такая уж большая оплата за месяц работы. Поэтому в нашей сфере есть ребята, заваленные проектами, уставшие и при этом безденежные. Есть примеры демпинга, когда дизайнер берет сумму значительно меньше, а потом выгорает и не может выбраться из этой гонки.
У нас есть люди, погруженные в творчество, зарабатывающие 100–150 тысяч рублей в месяц и при этом счастливые. И есть те, для кого 500 тысяч в месяц — это «не деньги». Но здесь стоит вспомнить байку о Пикассо и салфетке. Однажды он набросал рисунок на салфетке, и кто-то из посетителей кафе попросил его купить. «10000 фунтов», — оценил работу мастер. «Но вы нарисовали это всего за 5 минут!», — обиделся покупатель. «Я нарисовал это за 60 лет и 5 минут», — невозмутимо парировал Пикассо.