Конфликты Эдуарда Успенского: причины размолвок с коллегами

Битва за Чебурашку
Всем хорошо знаком внешний вид Чебурашки: «Его глаза были огромные и желтые, как у совы, голова круглая, похожая на заячью, а хвост короткий и пушистый, как бывает у маленьких медвежат…» Однако, такого Чебурашку, созданного Эдуардом Успенским, никто не припомнит. Даже для тех, кто читал книги о чудесном зверьке, он остается навсегда – лопоухий малыш с кроткой улыбкой, а не странноватый медвежонок с большой пастью. Этот образ стал знаковым благодаря художнику Леониду Шварцману, который разработал облик Чебурашки для мультфильмов.
В 2006 году 86-летний Шварцман обратился в суд, чтобы защитить право на образ Чебурашки – внешнего облика нарисованного зверька, который широко использовался в рекламе детских товаров, в том числе крема для младенцев. Несмотря на всемирную известность, Шварцман не был состоятельным человеком, и в его возрасте денежные поступления были бы весьма кстати. Поэтому он решил обратиться к производителям крема, компании «БКР-косметикс», с требованием о выплатах за использование этого образа. Однако компания уже произвела выплаты Эдуарду Успенскому, создателю имени и истории Чебурашки, и не намеревалась платить кому-либо еще. И, разумеется, Успенский не планировал делить эти средства.
На обоснованные претензии мультипликатора и его коллег, указывавших на то, что образ зверька был разработан ими практически с нуля и используется именно он, а не имя и сюжеты с Чебурашкой, Успенский продемонстрировал патент. Выяснилось, что он не только зарегистрировал Чебурашку как бренд – в патент вошло узнаваемое изображение, созданное болгарским художником. И до того, что само изображение это придумано не болгарином, никому не было дела. Кто первым успел – тот и завладел.
Уже длительное время Успенский использует данный патент для получения дохода и пресекает действия лиц, использующих Чебурашку в своей продукции или рекламе без соответствующего разрешения.
Благодаря своей активной позиции писатель стал известным защитником авторских прав, однако возникает вопрос: как требования к соблюдению авторских прав соотносятся с патентом на образ, созданный другим специалистом? Станислав Соколов, заведующий кафедрой анимации ВГИК, высказался по этому поводу весьма прямо: «В стремлении защитить свои авторские права Успенский включил в свою собственность и права других. Он как бы говорит: «Держите вора!». Он присвоил себе этого персонажа и теперь извлекает из этого выгоду».
Сам Владислав Успенский давал ответы на все вопросы, утверждая, что персонажа не создавал Шварцман. Однако, в разных версиях возникали разногласия относительно того, кто именно нарисовал Чебурашку: иногда он говорил о команде художников «Союзмультфильма», иногда – что это сделал он лично, объясняя Шварцману дома, как следует изобразить Чебурашку. Леонид Аронович, однако, утверждает, что Успенский ни разу не приезжал к нему домой с инструкциями, поскольку в книге он уже детально описал внешность персонажа и не видел оснований для её изменения.
Шварцмана знают не только благодаря Чебурашке. Он также был художником-постановщиком в серии мультфильмов о семье непоседливых обезьянок, о котенке Гаве и о попугае, мартышке и удаве. Помимо этого, он участвовал в создании «Снежной королевы» и «Варежки», признанных шедеврами советской мультипликации.
Дети? Фу!
Любовь к деньгам не сделала никого более порядочным и благородным. Однако, почему бы не проявлять уважение к читателю, который является основным источником дохода? Именно дети стали причиной финансового благополучия Успенского – они просили родителей снова и снова показывать мультфильм о Простоквашино и перечитывать книги с любимыми персонажами, побуждая их приобрести рюкзак, пенал, ящик для игрушек и другие вещи с героями его произведений.
Несмотря на это, писателю, судя по всему, не нравились его юные поклонники. Из-за необходимости зарабатывать деньги, он давал интервью и проводил встречи с детьми, однако окружающие часто слышали от него резкие высказывания в адрес мальчиков и девочек. Например, известен случай, когда он спросил: «Можно, я этой девочке пенделя дам?» в ответ на вопрос маленькой читательницы, который показался ему неудачным. «Я не обязан любить детей», – заявлял он, объясняя свою точку зрения.
В этом вопросе он, безусловно, был прав. Невозможно испытывать любовь ко всем детям. Суть проблемы заключалась в том, что он не испытывал любви к собственной дочери, Татьяне. По крайней мере, так она считает. В мае 2020 года социальные сети активно обсуждали открытое письмо Татьяны, в котором она утверждала, что её отец был жестоким человеком, и его имя не подходит для награды в области детской литературы. «После смерти о ком угодно можно сказать что угодно, он не может себя защитить», – такова была распространённая точка зрения комментаторов. Однако Татьяна говорила о своём отце подобным образом и ранее.
По словам самого Успенского, причиной их ссор стало желание Татьяны получить его деньги. Он же хотел, чтобы она самостоятельно освоила способы заработка. Это кажется вполне логичным и описывает обыденную ситуацию. Тем не менее, даже в таком положении ожидание дочери, что отец, сколотивший состояние, окажет хоть какую-то поддержку своему ребёнку, кажется вполне понятным. Например, в вопросах приобретения жилья.
В действительности, отказ Успенского в оказании помощи выглядел несколько иначе, чем совет работать самой (Татьяна, к слову, работает). Была ситуация, когда Татьяна вместе с мужем посетила его после автомобильной аварии – им просто нужно было отдохнуть и прийти в себя. В тот момент дом отца Татьяны находился неподалеку. По её словам, Успенский с порога попросил их уйти. Например, в больницу. Однако, как известно, невозможно насильно заставить любить и поддерживать отношения даже с самыми близкими родственниками. Всё произошло именно так. Неудивительно, что Татьяну это задело.
По словам дочери, Эдуард Успенский часто был резким и грубым по отношению к своим близким и не отказывался от физического воздействия, когда этого желал. Он также изменял жене, используя дочь для передачи сообщений своей любовнице, что вызывало у девочки смущение и душевные переживания. Помимо этого, одним из наиболее спорных поступков писателя стало решение отдать дочь, когда ей было ещё пятнадцать лет, в религиозную группу. Секта находилась под руководством Виктора Столбуна, против которого в 1987 году было возбуждено уголовное дело, которое затем по неясным причинам закрыли – по некоторым сведениям, среди последователей Столбуна было много влиятельных лиц.
Секта в стране советов
Анна Чедия Сандермоен, написавшая автобиографическую книгу «Секта в доме моей бабушки» и лично пережившая опыт воспитания в общине Столбуна в детстве, прекрасно понимает, о чём говорит Татьяна Успенская. Она согласна с утверждениями Татьяны Эдуардовны: девочку Тани просто передали незнакомому мужчине для воспитания, не предоставив никаких возможностей для контроля. Виктор Столбун, теоретически, мог поступиться с девочкой-подростком как угодно. Оставшись без отцовской заботы (как ещё это можно интерпретировать в таком возрасте?), Таня не знала, к кому обратиться за поддержкой.
И Анна, и Татьяна подтверждают, что в общине Столбуна действительно были одержимы идеей «исправления». Столбун утверждал, что все вокруг страдают от шизофрении и испорчены, и заявлял о своей способности исцелить их и сделать достойными людьми.
Для достижения этой цели детей поочередно публично унижали и оскорбляли, а тех, кого Столбун признал подходящими для избиения, подвергали физическому насилию. При этом бывшие участницы секты утверждают, что не все дети подвергались таким действиям. Детей, являющихся близкими людьми влиятельных лиц, не трогали, однако им приходилось наблюдать за избиениями других. Физические наказания применялись регулярно и имели различные формы. Процесс формирования новых членов по методике Столбуна проходил в суровых условиях: дети спали в неприспособленных местах, иногда на полу, страдали от вшей и болезней, вызванных антисанитарными условиями.
Использовали и исцеляющий труд. Столбун доставлял детей, которым предстояло под его руководством особенно продуктивно осваивать школьную программу и работать в поле. В Советском Союзе школьникам предоставлялась возможность зарабатывать таким способом. Однако юные работники из секты Столбуна не получали никакой оплаты. Они трудились под страхом наказаний, под постоянные увещевания, что они «не нужны своим матерям-проституткам» (такова была наиболее распространенная характеристика матерей в речи Столбуна, согласно свидетельству Анны Чедия), что они никому не нужны, пока не искупятся.
Секту отличало не только жестокое обращение с детьми. Столбун предлагал известным людям метод избавления от алкоголизма, основанный на необычной процедуре. По словам писательницы Зимяниной, распространившей эту информацию в социальных сетях, людям наносили анестетик на область ягодиц, чтобы вызвать ощущение холода. Утверждалось, что это воздействие посылает определенные сигналы в мозг, что, якобы, усиливает самоконтроль.
Что касается Татьяны, ей в конечном итоге удалось покинуть секту. Её, вместе с двумя мальчиками, чтобы они присматривали друг за другом, отправили в город за продуктами. Однако Таня села в электричку до Москвы. В столице она просила подаяние у прохожих, чтобы добраться до дома на метро. Когда дочь появилась, отец не произнес ни слова – словно ничего не произошло. По словам той же Зимяниной, он переводил в эту секту значительные денежные средства и, насколько известно, Столбун никогда не высказывал претензий в отношении дочери. Впрочем, самого Эдуарда Николаевича в подобной ситуации можно было бы считать жертвой секты, поскольку он, очевидно, находился под воздействием её основателя.
Скандалы, скандалы, скандалы
Друзья характеризовали Успенского как человека, склонного к скандалам, грубого и проявляющего неуважение к собеседникам. Описание домашнего поведения Успенского его бывшей женой, Элеонорой Филиной, подтверждает эти сведения. Возникает вопрос, почему человек, который обычно демонстрирует грубость, мог менять свое поведение в присутствии людей, от которых он зависел. Одной из причин конфликта между писателем и его дочерью стала поддержка Филиной. Когда Успенский в разговоре с ней негативно отзывался о бывшей жене, Татьяна поинтересовалась, как могло сложиться так, что в отношениях присутствует только один положительный образ, а другой предстает в роли воплощения зла.
По мнению Элеоноры Филиной, Эдуард Николаевич Успенский заботится лишь о собственном лице и использует окружающих, проявляя интерес к людям до тех пор, пока они ему полезны. В течение многих лет при нем работала секретарша, преданно выполнявшая свои обязанности. Однажды она серьезно заболела, и Эдуард Николаевич ежедневно звонил ей, чтобы узнать, выполнила ли она его задание, даже не спрашивая о ее здоровье, – так возмущением рассказала она изданию «Караван историй».
После свадьбы Успенского и Элеоноры Филиной, с ними стал проживать и её сын Влад. Однако мальчик вызывал у писателя раздражение. Однажды он высказал, что пасынок не заслуживает жить в «такой просторной» комнате, и выбросил все вещи Влада из спальни. Поскольку дом принадлежал Успенскому, Владу пришлось перебраться в помещение, где ему было предоставлено – под самую крышу, на чердак. Сейчас это место обычно называют «мансардой». В какой-то момент, когда писатель попытался ударить подростка, тот заблокировал удар, и разъяренный отчим стал угрожать пасынку, что жестоко его накажет.
Агрессивное поведение стало причиной ухода Филиной, и Успенский не мог простить это своей жене. Он обрушил на неё поток обвинений в прессе и в интервью. Писатель утверждал, что она его обманывала и изменяла, и предъявил Филиной требование о компенсации расходов на содержание во время брака. Более того, после расторжения брака Успенский организовал слежку за Филиной и выражал негодование по поводу её новых отношений. Он пытался добиться сочувствия от дочери Татьяны, но не встретил с её стороны поддержки…
Несмотря на неоспоримый вклад Эдуарда Успенского в детскую литературу, признание его заслуг требует рассмотрения и личности писателя. Отмечая роль создателя любимых персонажей и целых вселенных, необходимо говорить и о фактах насилия в отношении животных, а также о неэтичном поведении по отношению к коллегам. Таким образом, Чебурашки и другие произведения писателя – это одно, а его действия – совсем другое, и признание первых не должно оправдывать вторые.
Эдуард Успенский скончался 14 августа 2018 года в возрасте 82 лет после продолжительной болезни.
