Семья

Три распространенных ошибки родителей при использовании планшетов детьми и пути их решения

Фото: img.freepik.com
Не занимайтесь самолечением! Мы публикуем свежие научные данные и мнения ведущих специалистов в сфере здравоохранения. Однако, только врач способен ставить диагнозы и назначаться лечение.

Каковы последствия подхода «быстро отвлечь» при эксплуатации планшета?

В реальности гаджеты способны быстро успокоить ребёнка, отвлекая его внимание. Однако за такое «успокоение» придётся заплатить. При использовании планшета или телефона в качестве «волшебной палочки» для быстрой смены фокуса — особенно без надзора взрослого — запускаются определённые процессы.

ВладиславМакаренко
Создатель мультимедийного детског контента, владелец трёх телеканалов на YouTube с миллионом подписчиков.

1. Фрагментация внимания

Ребенок вместо развития навыка фокусировки на одной задаче может приобрести привычку постоянно переключаться между делами. Мозг быстро адаптируется к быстрой смене стимулов, утрачивая способность к устойчивой концентрации. Такое явление называется дисрегуляцией внимания.

2. Перегрузка нервной системы

Детский видеоконтент часто содержит яркие цвета, резкие движения и звуки, которые возбуждают нервную систему. Это может привести к выбросу кортизола, гормона стресса. В результате взаимодействия с гаджетами ребенок может испытывать перевозбуждение и тревожность, которые иногда ошибочно принимают за «спокойствие».

Создание модели управления психикой извне.

Ребенок, вместо развития самостоятельного управления эмоциями, использует гаджет для подавления скуки и раздражения. Такой подход тормозит развитие эмоционального интеллекта и мешает формированию навыков саморегуляции.

Ошибка в том, что дают ребенку планшет на ограниченное время.

Изречение «на 10 минут» кажется безобидным, однако на самом деле оно не всегда свидетельствует о реальном контроле родителя над ситуацией. Чаще всего это создает видимость управления, маскирующей общие заблуждения.

1. Перегрузка стимуляцией

Большинство детских видео отличается быстрым темпом кадров, яркими и контрастными цветами, а также громкими и насыщенными звуками. Такая интенсивность воздействия за короткое время может сильно перевозбудить нервную систему ребенка — особенно дошкольников.

2. Отсутствие фильтра

Многие родители не следят, какие видео смотрят дети. Это опасно, так как алгоритмы платформ предлагают яркие, но пустые и эмоционально заряженные ролики. Такие видео ничему не учат и перевозбуждают психику ребёнка.

3. Резкое прерывание без перехода

Многие быстро меняющиеся видео резко заканчиваются. Такое завершение может расстроить ребёнка и закрепить привычку к оборванным историям, что впоследствии повлияет на восприятие и настроение.

Что может навредить детям, даже если выглядит забавным и ярким?

Многие молодые родители думают, что видео с яркими изображениями и позитивной музыкой полезны для ребенка. Такой подход ошибочен. Ролики с ярким визуальным рядом и навязчивым шумом способны вызвать ряд негативных последствий.

  • нарушениям сна,

  • повышенной тревожности,

  • Ухудшению концентрации внимания, даже на элементарных и медленно развивающихся сюжетах.

Часто подобный видеоконтент включает:

  • внезапные громкие звуки,

  • хаотичные движения персонажей,

  • частую смену кадров и мелькание.

Этот темп не позволяет ребёнку рассмотреть увиденное и перегружает его нервы.

Видеоматериалы с небыстрым темпом и спокойной картинкой реже вызывают перенапряжение. Такой контент способствует формированию здоровой реакции ребенка на внешние раздражители, что очень важно в первые годы жизни.

Вредно ли давать ребёнку гаджет?

Новейшие технологии — не опасность для ребёнка, их невозможно исключить. Чаще всего проблема связана с окружением, постоянством и типом получаемых впечатлений. То же самое видео может быть полезным и вредным для детской психики.

Чтобы гаджет стал безопасным и даже полезным, нужно учесть несколько моментов.

1. Сопровождение взрослого при просмотре

Появление родителей рядом во время просмотра снижает риск случайного попадания на запрещенный контент и создает у ребёнка положительную ассоциацию просмотра с эмоциональной поддержкой.

2. Ограниченная и предсказуемая длительность

Мальчики и девочки до шести лет в особенности восприимчивы к продолжительности внешних раздражений. Нелимитированный контент может спровоцировать зависимость и помешать развитию навыков саморегуляции. Лучше установить заранее четкие временные ограничения, например, тридцать минут за сеанс.

3. Целенаправленный выбор видео

Видео для детей должны подходить по возрасту и уровню их развития. Необходимо учесть и текущее настроение ребёнка. Безопасные видео имеют:

  • простой, последовательной структурой,

  • мягкими визуальными и звуковыми переходами,

  • логичным сюжетом.

Перегруженный хаотичным контентом ресурс может негативно повлиять на состояние нервной системы, провоцируя раздражительность или беспокойство.

4. Минимизация цифровой агрессии

Чрезмерное количество вспышек, быстрых смен сцен и звуков возбуждает симпатическую нервную систему, что может вызвать гиперстимуляцию и повышенную тревожность, в особенности у детей, у которых тормозные реакции еще не полностью развиты.

5. Четкий план начала и завершения

Ребенку необходима структура и предсказуемостьВнедрение лёгкого ритуала, например, просмотра одного видео после обеда или только при наличии взрослого, способствует установлению границ и укреплению эмоциональной стойкости.

Как подбирать контент для просмотра ребенку

Шелковистые цвета и ненавязчивая анимация.

Выберите контент с пастельными тонами и плавными движениями. Такой подход понижает зрительное напряжение. Эффектная анимация не раздражает глаза, а бережно ведет восприятие и облегчает концентрацию.

2. Медленный и логичный темп сюжета

Постоянные и стремительные перемены могут помешать развитию способности мыслить причинно-следственно. Детям легче учиться логике в упорядоченном темпе.

3. Минимум ярких и резких стимулов

Яркие краски, случайные детали и быстрая смена изображений создают лишь поверхностный всплеск эмоций, не ведя к настоящему интересу. Поверх этого такая подача информации перегружает зрительную часть мозга, способствуя утомлению и чрезмерной возбудимости.

4. Спокойный звук и музыкальное сопровождение

Громкие ритмы, внезапные прерывания и многократно звучащие ноты могут вызвать у ребенка стресс. Звук в фильмах должен быть спокойным, гармонировать с действием на экране и способствовать его восприятию ребенком.

Нюансы человеческих отношений, простота повествования и понятный язык общения.

Ребенок постигает знания не только по ходу сюжета, но и наблюдая за поведением персонажей. Четко выраженные эмоции легче распознать и запомнить. Логичное поведение героев помогает ребёнку сравнивать увиденное с собственной жизнью.