Семья

Три правила развития упорства и целеустремленности у ребёнка.

Фото: img.freepik.com

Родители обязаны оказывать детям поддержку. Однако иногда помощь может препятствовать развитию важного навыка – способности самостоятельно преодолевать трудности. Где находится граница между нужной помощью и излишним вмешательством? Эксперты помогут разобраться.

Возможно, вы знаете о выученной беспомощности — склонности взрослого человека в трудной ситуации сразу сдаться, полагая, что его усилия будут безрезультатны. Термин появился в 1960-х годах благодаря работам психологов Мартина Селигмана и Стивена Майера. Их опыты с собаками показали: после нескольких неудач в попытке избежать удара током животное остается пассивным, даже если у него есть шанс уйти. Подобные реакции наблюдаются и у людей, переживших травмирующие события.

С людьми всё сложнее: слишком быстро сдаются не только те, кто с детства привык переносить неудачи, но и те, кому родители активно помогали решать трудности. Постоянное вмешательство взрослого в деятельность ребенка — завязывание шнурков, выполнение домашней работы, разрешение конфликтов — посылает сигнал: «Взрослый всё равно сделает лучше и быстрее». В итоге ребенок теряет мотивацию даже пытаться.

Что мешает детям преодолевать трудности?

Ванесса Лобью, профессор психологии Ратгерского университета в Нью-Арке, специализирующаяся на детском развитии и являющаяся матерью, рассказала родителям о том, как помочь детям развить упорство, а также подчеркнула важность самостоятельного выполнения ребенком дел, даже если это занимает время и требует терпения.

Маме Ванессе хорошо знакомы трудности утренних сборов в школу.
Кажется, что сложностей в том, чтобы встать, почистить зубы, одеться и позавтракать, нет. Но детей всё равно приходится подгонять.

А главное, когда каждая минута на счету, будто специально двигаются в ритме черепахи и тянут время… В общем, чтобы ускорить процесс, Ванесса стала помогать детям завязывать шнурки. И вскоре заметила: даже не пытаются сделать это сами.

Это наглядное свидетельство того, как наша помощь может превратить ребёнка в пассивного и легко сдавающегося человека. Child Development Эксперимент 2021 года показал, что дети, чьи родители часто вмешиваются в дела и выполняют за них задания, растут менее упорными и склонными к преодолению трудностей. В эксперименте группы детей решали головоломки: в одной группе взрослые выполняли почти всю работу, а в другой просто подбадривали. Позднее дети из первой группы уже не пытались решать задачи самостоятельно.

Ученые в 2020 году провели исследование, которое показало, что вмешательство родителей снижает упорство в целом по жизни. В эксперименте детям четырех и пяти лет предлагалось решить сложные головоломки. Некоторым взрослый говорил: «Это сложно, давай я сделаю это за тебя», а другим просто направлял и вдохновлял. После этого детям предложили открыть прочно заклеенную коробку, внутри которой была игрушка. Те, за кого головоломку решил взрослый, намного быстрее бросали попытки открыть коробку, чем те, кому до этого помогали только советами.

Постоянные действия родителя вместо ребенка порождают у последнего привычку легко сдаваться в разнообразных жизненных обстоятельствах.

Подавать пример, а не делать за ребенка

Но что тогда помогает не сдаваться?

Исследование 2020 года показало: дети сильнее верят в свои возможности, видя пример взрослых. Группы детей наблюдали за взрослым, пытающимся открыть запечатанную коробку. В одних случаях он открывал ее без труда, в других — прилагая усилия, в третьих — сразу сдавался, а в четвертых — не смог открыть даже после многих попыток.

В результате малыши старательно пытались самостоятельно открыть коробку, когда наблюдали, как взрослый прилагал усилия и достигал цели. Если же взрослый в конце концов сдавался, дети не желали даже пытаться.

Это справедливо даже для новорожденных: исследование, опубликованное в журнале… Science Исследование 2017 года показало, что люди прилагают больше усилий для достижения цели, наблюдая за настойчивым поведением взрослого, который добивается успеха.

Когда взрослый не только выполняет действия, но и объясняет их словами, дети проявляют еще больше упорства. В том же исследовании 2020 года дети дольше пытались решить задачу, если перед этим слышали от взрослых: «Если что-то не получается, надо пробовать снова и не сдаваться».

Развитие независимости и выносливости у детей: главные принципы

  1. Чтобы ребёнок был крепким духом и не боялся сложностей, дайте возможность самостоятельно выполнять дела, пусть даже это вам кажется затруднительным и требует дополнительного времени и усилий.

  2. Второе правило — показывать на собственном примере, что упорство приводит к успеху. Когда ребёнок видит, как взрослый пытается, старается и добивается цели, тот учится тому же. Если родитель ещё и говорит о важности не сдаваться, результат усиливается.

  3. Важно хвалить не только за достигнутый результат, но и за приложенные усилия.

Психолог Карол Двекс, автор книги… Гибкое сознаниеИсследовательница изучила влияние разных видов похвалы на мотивацию и достижения детей. В её экспериментах участвовали дети, которым давали похвалу за их «внутренние» качества… «Ты такой умный!»Сначала радостно справлялись, но позже боялись сложных задач и чаще сдавались при неудачах. Все дело в том, что начинали думать, что успех зависит от врожденных способностей, и при первой же неудаче решали, что «этого просто не могут».

Дети, которых хвалили за усилия («Ты старался, и это дало результат!»Люди проявляли больше настойчивости, использовали различные стратегии и успешно преодолевали трудности. growth mindsetТакой подход, где ошибки считаются частью процесса обучения, а не свидетельством недостатков.

Когда лучше оказать поддержку, а когда позволить самостоятельно разобраться?

Необходимо уметь отличить случаи, когда ребёнку требуется помощь, и ситуации, где взрослый берёт на себя все его обязанности.

Помогайте, если:

  • Задача для него чересчур сложна из-за возраста и недостатка опыта.

  • Мальчик пытался разобраться, но не получилось.

  • Испытывает сильный дискомфорт из-за несостоявшегося результата.

Не вмешивайтесь, если:

  • Мальчик стремится к минимальным затратам энергии.

  • В нем присутствует лёгкое уныние, однако отчаяния нет — небольшая растерянность благоприятна для роста.

  • Вы можете оказывать помощь с помощью слов и вопросов, но не действий.

Лучший вариант — сначала наблюдать И лишь после этого принимать решение, требуется ли помощь. Если ребенок испытывает трудности, но в целом задачка ему подвластна и он не прекращает попытки, предоставьте ему время. Можно произнести: Держись, тебе осталось чуть-чуть. .

Проанализируем актуальную проблему домашних заданий. Иногда учителя завышают планку и назначают задания, с которыми справиться трудно даже взрослому — в таком случае стоит обратиться к педагогу или администрации школы. Но чаще всего дети просто проявляют лень, а родители хотят, чтобы ребёнок скорее закончил уроки и лёг спать, а вы занялись своими делами.

Помочь стоит, если:

  • Ребенок не понимает задания.

  • Для того, чтобы вспомнить правило или метод, ему требуется лёгкая подсказка.

  • Сложность задания беспокоит его, но он собирается пытаться самостоятельно.

Если малыш вполне способен выполнить задание, но не хочет трудиться, лучше не делать его вместо него. Как в таком случае оказать поддержку?

  • Спрашивайте, а не предоставляйте готовые решения. «Вот так решается»«Как ты думаешь, с чего начать?»

  • Покажите ребенку примеры, вместо того чтобы делать задание за него. Если задача сложная, объясните ее, разбрав подобную, но не взятую из домашнего задания.

  • Если ребенок задумался, сделайте перерыв. Иногда достаточно просто подождать – малыш может и сам вспомнить или догадаться.

  • Вознаграждайте стремление, а не только успехи. Твои старания достойны похвалы, но допустишь оплошность. Давайте ее выясним.

  • Если ребенок много времени проводит за чем-то, установите таймер. Например: За десять минут попробуй решить самостоятельно, а потом обсудим.

Дети легко отступают перед сложностями без опыта их преодоления. Важно формировать условия, где ребёнок убеждается в том, что старания приносят результат.