Тишина — инструмент защиты ребенка

Сколько бы вы ни мечтали о том, чтобы ребёнок стал общительным и активным, это не изменит его природную замкнутость.
Такие дети встречаются в каждом коллективе. В детском саду и школе они держатся отдельно от других. Кто-то считает такого ребенка гордецом, кто-то трусом, а кто-то сразу ставит нелестный диагноз. Первое, что нужно сделать — разобраться, что на самом деле происходит: стесняется ли он, боится или просто у него такой характер?
А не слишком ли он мал?
Внимательно отнеситесь к возрасту малыша, если считаете его застенчивым. Неумение говорить затрудняет общение и игры с детьми, которые умеют говорить. Малыш еще не познал все свои эмоции, а разобраться в значении чужих жестов и мимики — задача непростая.
До полутора лет
Может быть улыбкой, делиться игрушками, просить у других детей. Но при этом не обращать внимания на обращающихся, отвечать невпопад, отворачиваться. В такой ситуации попытайтесь объяснить ребенку происходящее или помочь преодолеть барьер, разделяющий его с потенциальным товарищем по игре.
Ближе к двум годам
С точки зрения коммуникабельности ситуация улучшается. Ребенок, желая пообщаться с другими детьми, наблюдает за ними и старается подстроиться. Так дети начинают играть вместе, совершая одновременные действия. Это уже прогресс, но такое общение не вполне полноценное.
Не стоит ожидать, что за два года ребёнок сможет сам знакомиться и играть с другими. Можно попробовать оставить его на детской площадке с ребятами, но игра будет скорее параллельной. В таком возрасте детям для взаимодействия друг с другом необходима помощь взрослых.
2,5-3 года

Getty Images
Только к этому возрасту ребенок начинает играть со сверстниками. Даже в этом возрасте ему может быть нужна помощь и участие взрослых. Малыши испытывают трудности в понимании различий между друг другом, поэтому, если ребенок этого возраста избегает незнакомых взрослых или детей — это не всегда указывает на застенчивость. Скорее, это может говорить о его внимательности и разборчивости, а сдержанность свидетельствует о способности различать «своих» и «чужих».
А если и правда, застенчив?
Замкнутый и застенчивый ребенок может чувствовать опасность, когда ведет себя открыто или разговаривает. Молчание — единственное средство защиты от требований и ожиданий общества. Сдержанные дети не воспринимают свою молчаливость как проблему, но окружающие часто дают понять, что считают их другими. Поэтому иногда такие дети остро ощущают свое отличие.
Важно рассказать ребёнку, что у него право решать: говорить или молчать. Однако стоит помнить, что дети часто избегают разговоров из-за страха быть отвергнутыми.
Детям нужно принимать такими, какие есть, без критики и недовольства особенностями. Это может помочь им начать общаться со сверстниками и устанавливать контакт по собственной воле. Ведь присоединиться к группе они хотели бы, но боятся и не знают как. Им нужно поощрение взрослых, чтобы попробовать себя в новой форме существования.
Что делать, когда ребенок стеснительный? 6 советов родителям

-
Общаясь с другими ребятами, наблюдайте за ситуацией, но не вмешивайтесь. Исключения — когда другие дети причиняют ему боль.
-
Важно найти баланс и не перейти грань чрезмерной опеки. Если ребенку постоянно помогают при появлении потенциального обидчика и уводят с площадки во время конфликтов, может возникнуть риск его чрезмерной скованности и пугливости.
-
Лучше искать для него друга с спокойным нравом. Застенчивый малыш почувствует себя в безопасности рядом с таким другом и не замкнётся ещё сильнее.
-
Поддерживайте стремление вашего ребенка к общению с другими детками. Предлагайте возможности для знакомств, но не принуждайте. Постарайтесь доказать ему, что другие дети не представляют угрозы.
-
Иногда можно познакомьте детей, взяв одного за руку и представя его другому ребёнку.
-
Спросите ребенка о том, что его волнует, и дайте возможность высказаться. Это поможет ему поверить в себя, избежать чувства бессилия и смотреть на мир с более оптимистичной точки зрения.