Театр, а не мужья: выбор Зинаиды Шарко
Зинаиду Шарко зрители помнят по фильмам «Долгие проводы» Киры Муратовой, «Собака на сене», «Чужие письма», «Бандитский Петербург» и многим другим. Сама Зинаида считала своей главной работой главную роль в «Долгих проводах»: там она как будто играла себя: ее выросший сын тоже все чаще предпочитал общество своего отца, режиссера Игоря Владимирова, с которым Зинаида давно рассталась… Доходило до того, что когда Шарко ссорилась с сыном, тот кричал: ты на мне репетируешь!
Хотя это было чудовищное совпадение.
Донжуанский список
С Игорем Владимировым Зинаида прожила семь бурных лет. Игорь постоянно заводил какие-то интрижки, а сам при этом был патологически ревнивым. Вспыхивал из-за любой ерунды, мог закатить скандал на пустом месте. Как-то режиссер Николай Акимов предложил Зинаиде позировать для портрета (он был не только блестящим театральным режиссером, но и еще и изысканным портретистом). Владимиров немедленно вышел из себя: все знают, что Акимов пишет только своих любовниц! Зинаида пыталась образумить мужа, говорила, что это бред, что никаких личных отношений с Николаем Павловичем у нее не было, что она, в конце концов, ждет ребенка… Владимиров не хотел слышать никаких аргументов, и Зинаида плюнула, позировать Акимову не стала.
Развелись они после того, как Зинаида нашла блокнот мужа с длинным списком женских имен. И когда Игорь в очередной раз затеял разборку по поводу ее «прошлого», фыркнула: «Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков – лучший театр Европы!»
Это была их последняя ссора. После этого они вообще прекратили все отношения. Игорь ушел работать в Ленсовет, Зинаида осталась в БДТ. Их сын общался с отцом без участия матери. Сначала Зинаиде казалось, что она умрет от этой разлуки, но потом оказалось, что от этого не умирают. И что этот опыт защищает, как броня: ранить женщину, которая пережила такое, уже гораздо сложнее. Хотя Игоря она очень любила, не смотря на его романы и невыносимую ревность. И сыну часто говорила: «ты – дитя любви».
В поисках радости
Со своим вторым гражданским мужем, Сергеем Юрским, Зинаида тоже прожила семь лет. Они вместе играли в спектакле «В поисках радости», сблизились во время репетиций. Зинаида была звездой БДТ, играла главную роль в спектакле «Пять вечеров». Юрский был на шесть лет моложе нее, но про его огромный талант и высочайшие человеческие качества все было понятно уже тогда. В театре поговаривали: этим романом Зина хочет отомстить первому мужу (кстати, новой женой Владимирова стала Алиса Фрейндлих, которая была моложе него на 16 лет).
Довольно скоро Сергей Юрский переехал к Зинаиде, а потом они обменяли его комнату в коммуналке и ее «двушку» на просторную трехкомнатную квартиру. В этих отношениях Зинаида старалась не пускать ничего на самотек, контролировать свой сложный характер и не повторять ошибок, которые допускала с Владимировым.
Но через семь лет Юрский пришел и сказал, что полюбил другую женщину. С Натальей Теняковой они вместе снимались в телеспектакле «Большая кошачья сказка». Оба были несвободны, оба ничего не могли поделать с новым чувством. Наталья пришла к своему мужу режиссеру Льву Додину и призналась: влюбилась в Юрского. Муж фыркнул: «Ты б ещё влюбилась в Иисуса Христа!»
Умру, если уйдёшь!
Узнав об измене мужа, Зинаида на неделю заперлась в своей комнате, плакала… а когда вышла, от отчаяния сказала что-то вроде: «Умру, если ты уйдешь. Покончу с собой».
Юрский не выносил ультиматумов и шантажа. Все его терзания и чувства вины как отрезало. Он собрался и ушел. Сначала жил у своего друга Олега Басилашвили, потом поселился на даче, где после развода жила Тенякова. У артистов родилась дочь Даша, и они были очень счастливы.
Принадлежу театру
А Зинаида больше не делала попыток семейной жизни. Поняла про себя, что служить искусству ей нравится больше, чем служить мужчинам. Искусство не предаст. И судьба щедро компенсировала Зинаиде ее личные неудачи. В 1971 году она сыграла свою любимую роль, главную роль в «Долгих проводах». И в театре ее стали все больше занимать в интересных и ярких ролях.
Она продолжала работать до глубокой старости и была очень счастливой женщиной. А мужчины – ну что мужчины… Зинаида Шарко говорила:
«То, что я принадлежу театру, а не мужьям, — замечательно!».