Тайны съемок «Служебного романа»: исчезновение Фатюшина и назначение компьютера Мымре

«Сказка о руководящей Золушке»
Начнем с названия. Эльдар Рязанов Режиссер желал назвать свой фильм «Сказка о руководящей Золушке», однако руководство высказало своё несогласие. Название пьесы, по которой написан сценарий, — «Сослуживцы», также было неприемлемым, поскольку уже существовал спектакль с таким названием. Необходимо было выбрать нейтральное обозначение, ненавязчивое, но отражающее суть. И тогда родилось название «Служебный роман»: простое, но изысканное.
Басилашвили не хотел…
В главных ролях Рязанов видел Фрейндлих в роли Мымры – ее образ он представлял себе только ей. Снять актрису в своем фильме он мечтал давно, но раньше все попытки не увенчались успехом. Олег Басилашвили хотел сыграть Новосельцева. Он настоятельно просил Рязанова о роли, но режиссер был непреклонен: для этой части предназначался Самохвалов. Время показало правильность решения – это одна из лучших киноработ Басилашвили.
Мужа Верочки «убрали в телефон»
Александру Фатюшину досталась роль мужа секретарши Верочки, также работающего в статистическом управлении. Были сняты эпизоды с его участием: он появлялся в кабинете и ссорился с Верочкой на рабочем месте. Но Фатюшин заболел — ему нужно было долго лечить глаза, и сниматься в ближайшее время запретили. В итоге практически всю его роль убрали. Остались лишь телефонные разговоры Верочки с мужем. Ещё Фатюшин мелькнул в паре кадров в массовке: когда коллектив поражён тем, что Бубликов жив, и когда сотрудники управления провожают преобразившуюся Людмилу Прокофьевну восхищенными взглядами.
«Золотой» компьютер
В фильме сохранился другой «герой» — в кабинете Калугиной зритель видит уникальный для того времени компьютер. По информации СМИ, это венгерская модель Videoton-340. Говорят, его стоимость составляла 440 тысяч рублей — как целый автопарк. Каждый день на съемки его привозили из Центрального управления, а вечером забирали обратно: не могли оставить дорогую вещь без присмотра. Без него не получилась бы та картинка: дорогой компьютер подчеркивал высокий статус и серьезную должность Людмилы Прокофьевны.
Чтобы не вспоминали Лукашина!
Андрей Мягков перед съемками сыграл обаятельного и положительного Женю Лукашина в «Иронии судьбы» — ну и что, что выпивающего, все равно его все полюбили. Теперь ему предстояла совсем другая роль — незаметного, робкого, закомплексованного сотрудника офиса. Чтобы отвлечь зрителя от образа Лукашина, Рязанов придумал для Новосельцева нелепые усы и очки с толстыми стеклами. Мягков испытывал к роли Лукашина негативные чувства.
Картина Модильяни — тонкий намек
В квартире строгой начальницы висит репродукция картины Модильяни «Девушка в матроске». Художник Амедео Модильяни был страстно влюблен в Анну Ахматову, именно ее изобразил на полотне. Повесив портрет поэтессы в комнате Калугиной, Рязанов хотел показать: сухая и черствая Людмила Прокофьевна в душе мечтает о такой любви.
Басилашвили протаранил киоск
Самохвалов, приехавший из-за границы, хвастается перед Новосельцевым новой машиной. Водить машину сейчас может практически каждый. Басилашвили так уметь не мог. Его быстро научили, куда нажимать, но несколько занятий с инструктором явно оказалось недостаточно. Правда, проехать за рулем актеру требовалось всего сто метров, но и на таком небольшом расстоянии ему удалось натворить дел: едва не разбил оператору камеру, въехав в киоск «Союзпечати».
Впоследствии актер утверждал, что во время движения впереди машины неожиданно появились две девушки, решившие перебежать дорогу едущему авто, из-за чего он в панике перепутал педали газа и тормозов. Басилашвили предполагал, что за подобные поступки его лишат гонорара — все уйдут на возмещение ущерба, поскольку он фактически разрушил киоск. Однако актера не наказывали. Как и его коллеги, Олег Валерианович получил как гонорар, так и Государственную премию СССР.
Врезал от души
Басилашвили волновался не только из-за машины. Сцена с пощёчинами Новосельцева никак не получалась. Мягков, игравший интеллигентного Мягкова, не мог себя заставить ударить коллегу. Все уговаривали его, даже Басилашвили убеждал: пусть бьет хорошо, он не обидится. В конце концов Андрей Мягков так разозлился на самого себя, что врезал исполнителю роли Самохвалова от души. Получилось настолько правдоподобно, что кадр попал в фильм.
Скромный поэт
В течение длительного времени создатели фильма и зрители были в недоумении насчет авторства стихов к песне «У природы нет плохой погоды…». Рязанов не хотел признаваться в своей работе и ввел всех в заблуждение, заявив, что это стихи Уильяма Блейка — английского поэта. Такой поступок был продиктован природной интеллигентностью и чувством такта Эльдара Александровича: он опасался, что композитору Андрею Петрову его стихи не понравятся, но постесняется сказать об этом автору. Если же думать о Уильяме Блейке, то можно и поругать, ничего страшного в этом нет.
Влюблённый Рязанов
Главный секрет — Эльдар Рязанов признавался, что во время съемок «Служебного романа» испытывал сильную влюбленность. Возможно, это чувство режиссера и отразилось в картине, придав ей неповторимую атмосферу: неуловимо нежную, романтичную, какую-то домашнюю. Так будто мы смотрим не художественный фильм, а наблюдаем за жизнью реального коллектива, за отношениями сослуживцев.
