Семья

Тайна непрошлого в фильме «Три тополя на Плющихе»: почему Нюра осталась дома?

Фото: img.freepik.com

Опустела без тебя Земля

Поющая женщина рассказывает о любимом, космонавте.
Он мчится в корабле по холодной бездне, глядя сверху на голубую планету. Она волнуется, ждет. Миллионы людей вокруг, но ей кажется пусто, никого нет. Такси спешат, листья падают, но все это нереально; ее настоящее — мужчина, летящий так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так же проникновенно, как «Журавли» Бернеса и «Три вальса» Клавдии Шульженко. Ее голос тоже был каким-то космосом…

Тополя на Шаболвке

Влияние песни Лиознова ощущалось длительное время, она стремилась создать историю, в которой песня звучала бы уместно. Пробуя разные варианты, что-то придумывала, записывала – всё оказывалось не подходящим. И затем прочла рассказ… Александра Борщагов­ского «Три тополя на Шаболовке»:
— Она спит, — раздражённо сказала девочка. — И стоя уснет, как клуха.

— Уходила ваша мать, Анна Григорьевна. — Старик вздохнул. — Какая же она была! Привез её Гриша к нам на Оку, и словно света в деревне прибавилось. А его, видишь, он себе привез.

— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».

Татьяна прочитала рассказ и поняла: поиск истории закончен. Она собирается снимать о простой сельской женщине, которая встретила интеллигентного московского таксиста. Вместе они провели всего два часа, и Нюра вернулась к своему грубому мужу в сытую семейную жизнь, но как раньше уже не будет.

Актёры и роли

Читая рассказ, голоса актеров из первых строк словно звучат в голове.

— Слушай меня, — проворчал Гриша, — и мы услышали Вячеслава Шалевича. Нинке отдашь ветчину, завернутую в тряпку, не больше, а то станет нашей ветчиной кобелей приваживать! Остальное продать. Ехай на Даниловский: туда ближе, и цена там хорошая.


— Что же делать, если цену не скажут? — спрашивает Нюра тихим голосом.

В этих ролях больше никого представить невозможно. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов — только они могли сыграть таксиста Сашу! Татьяна Лиознова устраивала лишь фотопробы, но приглашенные актеры сомневались. Актеру Шалевичу не нравился Гриша, его можно понять. Он говорил, что достаточно сыграл отрицательных ролей. Татьяна утверждала, что видела все его роли: «Поверь, такой у тебя не было». Шалевич согласился.

Доронина играть Нюру категорически не желала. Ей не нравились киношnye колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. Актриса называла себя особой страной с названием «Русская женщина». В итоге ей показали фотографии фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.

Авоська, полная коробков

Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» продолжались целый год. Татьяна уделяла внимание каждой детали, даже самой маленькой. Шалевич позже вспоминал, что съемки начинались только тогда, когда в кадре оказывалась та самая авоська со спичками, если сценарий так предписывал.

В перерывах между дублями Лиознова непрестанно звучала «Нежность». Она знала, что песня обязана появиться в фильме, но место для нее долгое время находить не могла. Песня стала еще одной главной героиней фильма, напевать ее постоянно уже было невозможно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все подпевали… Лиознова попросила Пахмутова написать всю музыку к фильму.

Александра Николаевна сухо ответила, что взять песню можно, но сочинять что-то особенное не будет.

Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы не была популярной. Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук каблуков. На авторов обрушились критики: зачем написали про французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж…

«Нежность» обрела огромную популярность только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, после гибели Гагарина, люди стали воспринимать её как реквием первому космонавту и полюбили ещё больше. Но до этого оставалось ещё несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла по вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет музыку.

Две королевы

Съёмки иногда проходили сложно: две королевы кино на одной площадке – это довольно много. Свидетели утверждали, что у обеих Татьян был непростой характер, обе были лидерами. Но каждая ценила в другой профессионализм… Когда Нюра приехала в Москву по сценарию, ей нужно было съесть мороженое. Доронина заявила, что терпеть не может мороженое и его есть не будет ни за что. Все удивились, когда режиссёрша согласилась. В следующий раз на уступки пошла актриса…

«Перепишите финал»

После премьеры фильма «Три тополя на Плющихе» зрительницы неоднократно посещали кинотеатры, веря, что в следующий раз всё разрешится благополучно, и Нюра встретится с Сашей. Лиознова получала много писем с просьбой изменить конец истории. Однако жизнь такова, какова есть: Нюра не могла остаться с Сашей. Она успешно выполнила задание мужа, выгодно продала мясо и принесла всем подарки.

Вернувшись в привычную жизнь, которая кажется ей хорошей, даже прекрасной, вдруг по радио раздаётся песня «Нежность». На глаза Нюры набегают слезы, и она всё понимает. Вместе с ней это понимают и зрители. Господи, какое там счастье! Это ад! Холодная, ледяная пустыня! Просто раньше этого не видела. А теперь не может развидеть. Нюра, не плачь. Твоему сердцу больно, зато оно живо.