Судьба и гений в «Юноне и Авось»

Алексей Рыбников – сын скрипача Льва Беймшлага и художницы Александры Рыбниковой. Родители не спешили зарегистрировать брак даже после рождения сына, поэтому он носит фамилию матери. Впрочем, позже родители всё же поженились, когда Алексею исполнилось шестнадцать лет.
Алеша начал сочинять музыку с восьми лет, к одиннадцати у него появилось первое целое произведение. Отец тогда и повел сына в музыкальную школу при Московской консерватории. С ребенком пообщались… и не взяли. Наиграть на инструментах заданную мелодию он смог, а от просьбы воспроизвести то же самое голосом отказался.
Одаренный мальчик
Юный Рыбников объяснит отцу, что просто растерялся. Однако отец не собирался сдаваться. Он нашел Арама Хачатуряна, композитора и педагога, и показал ему сочинения ребенка, в частности написанный к 11 годам балет «Кот в сапогах». Маэстро был впечатлен дарованием Алексея и взял его под опеку. Одаренного ребенка, конечно, ждала карьера исключительно композиторской: сначала школа при консерватории, потом сама консерватория, ее аспирантура и даже преподавание в консерватории.
Молодой студент Рыбников занимался музыкой. Первое произведение, написанное в консерватории, критиками было встречено тепло, второе же резко разнесли, назвав слишком амбициозным и авангардным. Молодой композитор так пережил это, что заработал язву желудка. Но эксперименты не бросил.
Аня
В интервью Рыбников часто делится подробностями о создании своих работ. Так, например, песенка кота Базилио и лисы Алисы «Какое небо голубое» появилась спонтанно. Однажды на семейном празднике дочь композитора Анна танцевала. Стараясь следовать её движениям, Рыбников начал играть что-то на пианино. Так родился припев «лап-даб-дибу-ду-баай».
— Надо бы записать,— подумал Рыбников. Вскоре веселая мелодия соединилась с столь же талантливыми стихами – и стала хитом. Дочь Анны частенько участвовала в работе отца. Например, первой Кончитой в рок-опере «Юнона и Авось» была она. В 13 лет девочка смогла спеть и станцевать героиню так, что теперь все новые актрисы берут за основу её игру.
Рок
Однако перед «Юноной…» были и другие поразительные свершения. В интервью Рыбников говорит, что до 70-х годов, даже при работе над музыкой для кино, использовал опыт написания симфонических произведений. А потом произошел какой-то прорыв.
Он увлекался рок-музыкой и обожал только что вышедшую рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Мастеру немедленно захотелось попробовать себя в этом жанре, и тут подвернулась площадка для эксперимента. Рыбникова позвали писать музыку для «Острова сокровищ». В результате получилась совершенно новая и современная версия телефильма со свежей концепцией.
Сама жизнь
Ему всегда были интересны эксперименты и выходы за рамки обычного для композиторов с классическим образованием. Маэстро рано женился и обзавелся семьёй: женой, сыном Димой и дочерью Анной. Чтобы содержать семью, ему приходилось зарабатывать любыми способами. Композитор передумал считать написание песен для детских фильмов и мультиков баловством. Помимо работ в кино и мультиках, давал частные уроки музыки, руководил учебным оркестром в театральном вузе и даже подыгрывал детям на утренниках.
Рыбников не отвергал никакой музыки и по сей день укоряет коллег, которые ограничиваются классикой. Для создания чего-то нового следует пробовать всё и смешивать без страха. Раздвинутые рамки допустимого в музыкальном мире и искрящийся талант позволили ему выйти на совершенно новые музыкальные формы.
Самая любимая
Рок-опера «Юнона и Авось» обрела новую популярность и полюбилась публике с 1981 года. Композитор предвосхитил время, ведь опере стала пользоваться спросом только в начале нового века. В начале 2000-х годов «Юнона и Авось» возглавила список самых популярных спектаклей России, даже превзойдя «Лебединое озеро». Тогда каждая трупа ставила свою версию, исключая повторы. Сейчас «Юнону» постоянно показывают в Петербурге, Иркутске, Красноярске и Новосибирске.
Планы в кино
В его копилке более пятидесяти работ для кинофильмов. В интервью композитор жалуется на то, что ему теперь малоинтересно работать в этой сфере. Требуется фоновая, незапоминающаяся музыка – таковы запросы режиссеров. И в 2015 году Рыбников решил снимать кино самостоятельно.
Из-за отсутствия заинтересованности у российских режиссёров в музыкальном кино финансирование такого типа фильмов сложно получить. В итоге приходится работать с ограниченными средствами и создавать рок-оперы, мистерии – фильмы, целиком основанные на музыке.
Первый фильм по мотивам Хоакина Мурьеты выйдет под названием «Дух Соноры», как второй по величине штат Мексики, откуда родом был сам Хоакин Мурьета. Есть у меня рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», но здесь за основу сюжета взята настоящая история. Новый текст написал Юлий Ким. Сейчас о Мурьете снято три фильма, правда, в Америке, четвертый будет нашим», — рассказывает Рыбников.
Первая рок-опера в СССР
Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» создана Рыбниковым при содействии Павла Грушко. Произведение стало первым в СССР рок-оперой, однако столкнулось с сопротивлением консервативного Минкульта. На постановку неоднократно давали отказы, что вынуждало переписывать и переделывать работу. После получения разрешения композиторы уже не рассчитывали на успех. Тем не менее, в «Ленком» спектакль собрал много зрителей. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.
Скандал с Юноной
«Юнона и Авось» обернулась скандалом. Алексея Львовича называли опальным композитором, а он, кроме того, что использовал в произведениях рок, непривычный советскому зрителю жанр, соединил его в новой постановке с псалмами и молитвами.
Пластинку с хитами из рок-оперы запретили через год после записи. Через год удалось выиграть в суде снятие запрета. Постановку «Юнона и Авось» увидел Пьер Карден, знаменитый любитель оперного искусства, который организовал показ на Елисейских полях. Советскую постановку изучили внимательно и в Британии, где сняли кино по «Юноне…», которое выйдет в 50 странах мира.
Литургия
Успехом вдохновлённый, в 90-е годы Рыбников демонстрирует зрителям ещё одну работу – мистерию «Литургия оглашенных». И вновь аншлаги и в России, и в США, однако эффекта разорвавшейся бомбы, такого какой случился после «Юноны и Авось», уже не получается. В 1999 году Рыбников открывает в Москве свой театр. Но в новом веке зритель оказывается более искушённым и рок-оперой его уже не удивить. И Рыбников начинает искать себя в других жанрах и формах. Наметив в 2015-м себе карьеру режиссера, лишь в 2018 году он выпускает киноверсию своей «Литургии оглашенных».
昨年 Рыбников сообщил о начале работы над новой оперой «Князь Андрей». Главным героем стал Толстовский Андрей Болконский, ищущий свой путь, но не нашедший ему применения и столкнувшийся с предательством.
