Красота

Столетняя Айрис Апфель: любовь и фешн-икона

Фото: img.freepik.com

Юная бунтарка

— Не ведомо ли вам, что юным дамам не положено носить джинсы?
— Мне плевать, что они носят!

Эта сцена из бурного разговора между продавцом магазина рабочей одежды и молодой девушкой, желавшей купить плотные штаны цвета индиго из полотняной ткани. В 1940 году джинсы были формой исключительно для мужчин. Nineteenлетней студентке по имени Айрис Баррел, однако, срочно понадобились джинсы. Она собиралась носить их в колледже и на работе. С белой рубашкой. Одев тюрбан на голову и крупные серьги-кольца в уши.

В магазине отсутствовал подходящий размер, поэтому обратилась с просьбой подогнать самые маленькие джинсы – услуга, которая в магазинах одежды считалась обычной. Баррел отказали не из-за невозможности подшить брюки, а по причине её пола. После краткого и напряжённого разговора её вывели за дверь.

Айрис вернулась через неделю и снова зашила волынку. Пошивай, ей джинсы! Она – шьёт, её – опять в обратном направлении. И через неделю. И через неделю. И через неделю. Пока продавец, вздыхая, протянул ей джинсы мальчишеского размера. То ли пожалев, то ли устав спорить. Айрис мигом отсчитала деньги и выпорхнула из магазина на крыльях счастья. Кажется, она стала первой женщиной, решившейся надеть джинсы не на сплаве леса или чем-то подобном.

Работая разносчицей ксерокопий в журнале Нью-Йорка, Айрис поначалу ориентировалась на модные издания. Только работая репортёром в отеле и подбирая текстиль для оформления номеров, Айрис осознала своё призвание – работать с тканями. Хотя это казалось очевидным, ведь детство Айрис прошло рядом с матерью – известной модницей и владелицей магазина одежды.

Не торопитесь с выбором платья.

Семья Айрис могла обеспечить ей все необходимое для карьеры, кроме одного: их происхождение. В начале XX века в США к евреям в некоторых местах относились пренебрежительно, например, в студенческих сообществах, где начинали свою политическую деятельность многие. Но пол Айрис уже мешал попасть туда, поэтому сожалеть о том, что она еще и еврейка, было бессмысленно. Оставалось брать от жизни всё, что она даёт.

Отец Сэмюэл Баррел занимался торговлей предметами интерьера из стекла, главным образом зеркалами, и был знаком с дизайнерами интерьеров. Мать Сэди Баррел открыла магазин модной одежды в период Великой Депрессии и вела его до окончания кризиса. Сама себе позволять наряжаться не могла и приучала дочь к тому, что главное – маленькое чёрное платье и много аксессуаров. У неё самого был полный гардероб платочков, бус и браслетов, поэтому в своём маленьком чёрном платье она всегда выглядела по-новому.

Способность перемены стили драпировкой и знание мира дизайна интерьера помогли Айрис стать специалистом по текстилю в интерьере. До того, как она стала иконой стиля и персоной-революцией в мире моды, Айрис прославилась именно работой с интерьером. И тканями, конечно, и тканями.

В детстве мать часто переодевала девочку и любовалась ею, сидя на табурете. Однажды мать хотела прикрепить ленточку к волосам девочки, которая ей казалась не подходящей к платью. Это привело к истерике Айрис, слышали её крики даже прохожие. Игра в наряды сильно повлияла на девочку. Как и время, которое она проводила в мамином магазине, где мама общалась с клиентами или вместе с дочерью перебирала платья и аксессуары.

В двенадцать лет Айрис самостоятельно составила свой первый наряд. Не было подходящей одежды для весеннего парада, и у мамы не было времени этим заняться. Мама дала Айрис двадцать пять долларов и совет никогда не покупать первое понравившееся платье. С этой суммой Айрис отправилась в магазин для подростков и… Влюбилась в первое же платье. Скрепя сердце, она отошла от него и пошла дальше, выбирая лучший вариант с учётом своего бюджета. Но мысли всё равно возвращались к первому платью.

Она решила, что достаточно посмотрела нарядов и бегом побежала покупать платье из мыслей своей. Его не оказалось! Сердце девочки упало вниз. Чуть не со слезами на глазах она начала осматривать стойки с одеждой, ряд за рядом, молясь, чтобы платье все же там было. И оно оказалось. Кто-то, видимо, померив его, сунул не на прежнее место, а наугад. Айрис немедленно с ним побежала в примерочную. Платье сидело отлично! И стоило только половину выданной ей суммы.

Девочка приобрела туфельки на каблучке по смешной цене, которые идеально сочетались с платьем. Ещё у неё появилась шикарная соломенная шляпка. Деньги у неё остались не только на дорогу домой, но и на перекус перед дорогой. Мама одобрила платье и обрадовалась вкусу дочери, а отец – её экономности, ведь девочка собрала весь свой наряд всего за двадцать пять долларов (и даже меньше).

С тех пор Айрис собирала образы сама, часто руководствуясь принципом «беру то, что нравится». Такая стратегия всегда приносила ей успех, экономя много времени. Вдобавок, считала Айрис, неудачный наряд – это не повод для страха. Что же, за модный проступок в тюрьму не бросят?

О чем рассказывают свадьбы самых стильных женщин планеты?

Айрис, яркая, экстравагантная, смелая в решениях и экспериментах, быстро вызывала ожидание чего-то необычного. Но просто полюбила мужчину и вышла за него замуж. Семьдесят лет прожили вместе, разлучила их смерть. «В браке я старомодна, как калоша», — признается она.

Она стремилась к встрече с мужчиной своей мечты, желая вместе создать прочную семью. С принятым ею решением воплотила эту мечту в жизнь. Само собой разумеется, это не означало, что ради мечты о семье она просто выбрала мужчину и объявила его своим идеалом. Выбор был сделан под воздействием качеств Карла Апфеля, так звали её избранника.

Айрис говорила: «Наши ценности, политические взгляды, вкусы — всё одинаково. Он может делать много того, что не могу я, вместе мы составляем единое целое. Очарователен, заботлив, приятен в общении, мил и даже умеет готовить». Муж Айрис умер в 2005 году.

Всё так же, как и одежду, выбрала его с первого взгляда. Просто, как и с одеждой, безошибочно сделала это (о, обманчивая простота! – попробуй такое повтори!). Ей было важно, чтобы муж был ею доволен – и сама судьба подсунула ей мужчину, который всегда был ею доволен. Даже когда спорил с ней битый час – например, из-за её намерения купить дорогущий элемент облачения католического священника, сохранившийся с прошлого века.

На озере Лейк-Джордж во время отдыха с родителями она встретила Карла. Знакомство было лёгким, без обязательств, с шутливыми беседами на пляже. По возвращении в Нью-Йорк ей долго звонил и не мог дозвониться Карл. В какой-то момент он увидел её выходящей из автобуса и очень хотел сказать ей, как потрясающей была её шляпка.

Айрис начала таять на шляпке, но Карл был настроен решительно и продолжал атаковать, расхваливая собранный ею образ и подобранные к нему туфельки. В общем, слово за слово, и произошло свидание, а там и помолвка, а там и брак. Свадьба состоялась в 1948 году.

Айрис хорошо запомнила этот день. Она возражала против всего, что ждало её на свадьбе. Не хотела много гостей, хотя это огорчало мать. Сто двадцать приглашённых стали компромиссом: одна сочла это число большим, другая — маленьким.

Айрис отказалась надевать платье, которое потом некуда будет носить, и договорилась с собой о компромиссе: выбрала розовое кружевное платьице, которое носила много раз, и к нему – атласные розовые туфельки. Особо отметила тот факт, что в двадцать первом веке снова вошли в моду – когда ждёшь достаточно долго, сказала она, вещи просто снова становятся модными.

Муж помог открыть ей компанию в пятидесятом году. До этого Айрис работала помощником дизайнеров интерьеров. Теперь она стала самостоятельной специалисткой. Открытие компании стало для неё новым этапом и в личном стиле. По делам фирмы с Карлом она начала постоянно посещать Париж. Там Айрис с энтузиазмом осматривала блошиные рынки и заходила в дома мод, спрашивая, не остались ли у них образцы с показов. Очень быстро она выяснила, манекены каких домов моды обладают теми же пропорциями, что и она, и стала постоянной их клиенткой.

Её дела шли всё лучше. Она участвовала в реставрации Белого дома, оформляла интерьеры для девяти президентов США (начиная с Эйзенхауэра, наиболее известного в России встречей с Хрущёвым и его женой Ниной Кухарчук), сотрудничала с модными журналами как эксперт… И, вероятно, даже не подозревала, что двадцать первый век войдёт не дизайнером, а фэшн-иконой. А свою компанию продаст в 1992 году.

Айрис в мире моды

В 2005 году друзья Апфель предложили организовать персональную выставку её одежды. «Что тут у тебя есть?» — спросил один из них, придя к ней домой. Айрис достала наряды из всех уголков квартиры. Уголки (и нарядов) оказались настолько многочисленны, что гости даже под кровать заглянули – вдруг и там хранится парочка пиджаков. Друг Айрис был в восторге. «Мы придём завтра, а потом завтра, а потом завтра!» — заявил он, хватая в охапку сразу кучу пиджаков и брючек.

Айрис полагает, что шум вокруг выставки вызван действиями её друзей, писавших статьи и дававших интервью. В возрасте восьмидесяти четырёх лет Апфель оказалась на положении престарелой знаменитости, как заметила сама она. Выставка прошла успешно, и ей пришлось посетить музеи по всему миру, где приходилось следить за размещением экспозиции, поскольку у сотрудников музеев не было стилистов, понимающих, как собрать вещи в единые образы. Чтобы разнообразить поездки, Апфель каждый раз импровизировала.

С ней стали сотрудничать журналы моды и репортеры светской жизни, её имя дали косметической линейке и новым туфлям. Mattel выпустила Барби-Айрис в единственном экземпляре, чтобы подарить ей – за вдохновение, которое она дарит. Она стала лицом компании MAC, которая заявила, что косметика подходит для любого возраста. Подростки, глядя на бойкую женщину в седых дрезах, стали украшать тонкие ручки тяжёлыми цветными браслетами.

Айрис часто отвечала на вопросы о стиле. Мир узнал, что ей нравится, а также то, что в двадцать первом веке мода работает с различными типами женщин. Айрис заявила: «Когда существует один стандарт красоты, значит, что-то не так с культурой». Она также сказала, что не может назвать Жаклин Кеннеди иконой стиля: «Она одевалась как подобает женщине её класса».

Иногда Айрис одевала джинсы и свитер. Её очки были настолько большими, что Апфель использовала вместительные сумки. «Десять правил стиля», которые мы постоянно читаем в глянце, не стоит воспринимать слишком серьёзно: «Я никогда не стала бы известной, если бы не экспериментировала».

Главное правило стиля – быть счастливой. Если вы не чувствуете себя комфортно, как бы шикарно вы ни были одеты, это выглядеть не будет правильно. Предпочитаю быть счастливой и чувствовать себя комфортно. Такой и запомним Айрис Апфель – не изменяя себе, она успела за день до смерти выложить праздничный пост, в котором сообщила о достижении возраста 102,5 лет и похвасталась: «Мне всего 26!»