«Стеклянный ребенок»: как родителям помочь детям обрести уверенность в себе

«Стеклянным ребенком» называют детей, у которых братья или сестры с ограниченными возможностями. Из-за того, что родители уделяют больше внимания брату или сестре, нуждающемуся в помощи, такие дети чувствуют себя незамеченными и будто бы не требующими заботы. Всё чаще в TikTok выходят видео от людей, которые полагают, что именно таковы «стеклянные дети».
Алисия Мэйплс впервые употребила этот термин во время выступления на TEDx Talk. Рассказывая о своём брате с аутизмом, она добавила, что братья и сёстры детей-инвалидов — это «стеклянные дети», но не из-за хрупкости, а потому, что, как сказала Алисия, родители будто «смотрят сквозь них».
Когда в семье рождается ребенок с инвалидностью, родители часто перестают замечать других своих детей, потому что новый ребенок требует всего их внимания и сил. Родители выстраивают свою жизнь по новому расписанию, которое включает в себя многочисленные походы к врачу или на процедуры, но гораздо меньше времени уделяют другим детям. «Мы не хотим заставлять детей слишком быстро взрослеть или возлагать на них неадекватные с точки зрения развития ожидания», — говорит Келли Фрадин, педиатр и автор книги «Продвинутое воспитание».
Когда воспитываете особенных детей вместе с родными братьями и сестрами, будьте внимательны к последним.
Информируйте детей в соответствии с их возрастом
Разговаривайте с детьми и если возможно, объясняйте им происходящее. Обращайте внимание на возраст и развитие ребенка.
Будьте открыты и честны с детьми; обычно они хорошо знают потребности брата или сестры. Не разговаривая на эту тему, вы можете показать ребенку, что она запрещена, в то время как ему нужно обсудить происходящее — говорит Эмили Холл, директор Проекта по поддержке сиблингов.
Уделяйте им внимание
Детям часто от родителей нужно просто время.
Многие взрослые братья и сестры с теплотой вспоминают о совместном времени с родителями после того, как младшие братья и сёстры легли спать. Вместе собирали пазлы, смотрели телевизор, разговаривали или читали.
Сара Лофтин, клинический психолог детского центра в Далласе, утверждает, что уделяя 15 минут каждому ребенку ежедневно, можно достичь больших успехов.
Начните вести вместе дневник
Детям иногда легче выразить свои эмоции посредством письменного слова, чем устно. Холл советует оставлять записки для детей, в которых делиться своими мыслями о них. Такой подход демонстрирует детям, что вам важно общение и они дороги вам.
Дженис Стюарт Дортч, основательница НКО «Special Needs Siblings», делится своим опытом: «Ведение дневника — простой и действенный способ выразить свои чувства. Я что-то пишу, а ребенок отвечает или рассказывает об этом на следующей странице. Это не всегда происходит каждый день, и это не обязательно слова. Когда он был младше, это могли быть картинки».
Найдите им равную поддержку
Найдите способы общения детей с другими детьми, у которых есть братья или сестры с особыми потребностями. Дети могут чувствовать себя одинокими, если думают, что отличаются от других. Ищите группы по обмену опытом для поиска друзей. Обсудите это с родителями других детей. Так дети найдут пространство, где их поймут и поддержат, не объясняя всё наперед.
Говорите с ними о будущем
Дети часто беспокоятся о будущем и о том, как смогут заботиться о нуждающихся родственниках. Начните обсуждать с ними уход за братом или сестрой на каждом этапе, чтобы «будущее» казалось им более конкретным и понятным, а значит — менее страшным.
Предложите ребёнку помочь ухаживать за братом или сестрой, но не превращайте это в его обязанность. Вовлечение детей должно зависеть от их желания.
Поддерживайте их увлечения
Поддерживайте стремление детей к самостоятельному выбору пути.
Развитие ребёнка зависит от наличия интересов вне границ роли брата или сестры. Родители могут содействовать возможности испытать всё, что предлагает жизнь.
Слушайте своих детей
Важно помнить: дети желают быть услышанными, а их чувства — принятыми. Братья и сестры детей с ограниченными возможностями часто очень эмпатичны, но сталкиваются с сильными стрессами, не имея при этом взрослых навыков управления сложными эмоциями.
Ребятам может быть нелегко говорить о своих эмоциях, особенно если это обида, вина или чувство ответственности. Главное — показать ребенку, что его чувства естественны и важны. Так ему будет проще с ними справляться и верить в себя.