Спорт и детский возраст: баланс между успехом и благополучием

В наше время многие родители сильно желают… сделать из своих детей чемпионов. Даже если детям это вовсе не нужно, родители могут не замечать, что детство их ребенка проходит несчастливо или совсем без счастья в вечной гонке за медалью. Разве для этого нужен спорт? Он должен приносить радость и пользу, а не становиться источником стресса и травм.
Поговорим об особенностях детского спорта вместе с Аллой Филиной — автором книги «Выживет сильнейший? Как избежать физических и психологических травм в детском спорте», профессиональной спортсменкой, футбольным тренером с лицензией UEFA, матерью ребенка с особенностями развития.
Главная цель — обеспечить развитие ребенка гармонично и счастливым путем. Причина этого проста: непонимание происходящего – страшная вещь как для ребенка, так и для взрослого.
Хороший тренер: как выбрать?
Главная педагогическая миссия тренера — обогащение мировоззрения ребёнка. Тренер должен продемонстрировать, что помимо футбола или другого вида спортаВ жизни есть школа, семья и множество других аспектов. Поражения – неотъемлемая часть пути к успеху, поэтому важно уметь ценить настоящее, а также рассматривать трудности как этап развития.
По некоторым признакам родитель может распознать грамотного тренера.
-
Тренировка — не просто беготня, это процесс с результатом. Родитель, интересующийся тем, что происходит на тренировке и почему именно так, проверяет компетентность тренера. Опытный педагог ясно объяснит структуру процесса и задачи занятий.
-
Обратите внимание на то, как тренер ведет тренировки и общается с другими. Важны личность тренера, умение выражать мысли адекватно. Необходимо выбрать тренера, который верит в развитие ребенка без криков, матов и оскорблений.
-
Важно слушать ребенка, его отзывы о тренировках и то, насколько ему там хорошо. Обратите внимание, не подавлен ли ребенок. Посетите первые тренировки вместе с ребенком, чтобы увидеть процесс обучения и оценить его комфортность.
-
Если тренер кричит, использует физическую силу или не останавливает издевательства над ребёнком, лучше его туда больше не водиь.
-
Обратите внимание на оценку услуг тренером. В государственных школах (гимнастика, фигурное катание, хоккей и другие) оплата аренды спортзала или катка, а также услуг тренера не требуется. В платных секциях необходимо внимательно изучить договор. Требование оплаты сверх указанной в договоре суммы является незаконным.
Тренер — человек, знакомство с которым важно для понимания уровня комфорта во взаимодействии. Как и при выборе друзей или партнеров, важен первый контакт, ощущение удобства с человеком, тренирующим ребенка. В противном случае возможны конфликты.
А что же родители?
Их роль и значение в этом процессе необычайно высоки. Пока спортсмен развивается, то растет еще и как личность. Родитель — единственный человек, ответственный за это. Либо вы с тренером согласны во благо ребенка, либо каждый из вас тянет в свою сторону (и такое случается очень часто).
Родитель обеспечивает безопасность ребёнка. Даёт гарантию защиты и утверждает, что даже авторитет тренера, каким бы значительным он ни был, не нарушит ребёнка. Родитель – опора, которая всегда должна стоять на стороне ребёнка в любой ситуации.
Родители должны защищать своего ребёнка, заботиться о его благополучии и безопасности, включая эмоциональную. Важно, чтобы родитель пристально следил за взаимоотношениями между тренером и ребёнком во время отсутствия родителей.
Разрешите ребенку выбирать
Родители иногда ошибаются, заставляя детей заниматься тем, чем сами мечтали.
Кто-то любит хоккей, а кто-то живет танцами. Дайте ребёнку свободу выбора.
Что делать, если ребёнок часто заявляет о желании заниматься другим видом спорта или в другой секции, а через некоторое время опять меняет своё решение?
— Это совершенно нормально,— говорит психолог Марфа Бусева.— Попробовал, знает, что есть еще что-то интересное, теперь хочет попробовать другое. Если ребенок два месяца проходил, и эта история повторяется, скорее всего, это история про то, что он не удерживается в секциях. Возможно, ему сталкиваются с первыми сложностями и уходит. Сначала он на интересе находится в новом месте, но в любом деле нужно прилагать усилия, что-то отрабатывать. За два месяца чемпионом не стать. У такого ребенка могут быть сложности с отработкой и с рутиной. Ему хочется, чтобы сразу было классно, ему сложно прилагать усилия. Тогда он скорее всего бросает не только секции, а скорее всего плачет и злится, когда у него трудности в учебе, в настольных играх, везде.
Может быть, ребёнок очень активный, ему многое интересно, и он действительно пробует себя. С таким ребёнком можно договориться заранее. Скорее всего, в других ситуациях он так же себя ведёт: пришёл и быстро ушёл. Можно договориться о более длинных сроках: «Слушай, это футбол, и через два месяца не будет понятно, насколько это классно и чему ты научился. Если ты ходишь на футбол, давай решим, что ты сюда ходишь полгода, и дальше решаешь, продолжать или нет».
Тренер играет важную роль в этом процессе. Тот, кто разбирается в спорте, показывает ребенку, что этот путь длительный, объясняет ему словами. Спорт — это не то, что можно понять за два месяца. Можно прийти на баскетбольную площадку, у меня рост полтора метра, мячом по голове сразу попали, девочки надо мной посмеялись – и я понимаю, что это не моё.
Цитата из книги Аллы Филиной «Сила не всегда побеждает: как защитить детей от вреда в спорте».
Адекватные нагрузки
Необходимо обеспечить ребенку подходящую нагрузку и достаточный отдых для других дел. Для каждой возрастной группы есть советы по типу и силе физической активности.
Занятия для детей от 3 до 6 лет лучше проводить 2-3 раза в неделю. Для более старших детей, стремящихся к успеху в соревнованиях, можно увеличить количество тренировок до 4-6 раз в неделю, однако это не должно сказаться на отдыхе и учебе. Следите за тем, как ребенок справляется с таким графиком.
Физиотерапевт Роман Пчелинцев говорит, что детям 6-10 лет важно научиться уверенно бегать, прыгать, правильно приседать, безопасно опираться на руки, контролировать осанку, бросать и ловить мяч, а также развивать координацию и ловкость. В период пубертата рекомендуется общая физическая подготовка, силовые упражнения и развитие выносливости.
Лучшие занятия с детьми — это подвижные игры на улице, например, в парке или на площадке, походы длиной 2-5 километров с перекусом. Также подойдут домашние упражнения, если родитель организует регулярные тренировки и контролирует их.
В понятие адекватной тренировки для ребенка входят легкая атлетика, игровые виды спорта, единоборства, скалолазание и преодоление препятствий. Важно достаточное количество общей физической подготовки и игр до наступления пубертата. В период пубертата можно развивать все качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость.
Ребенок — это отдельный человек
Малыш нуждается в поддержке родителей и тренеров, которые подарят ему позитивные эмоции и веру в себя. Беспричинные упреки и крик могут причинить непоправимый вред ребёнку. Важно поощрять начинания ребёнка, восхищаться его процессом и достижениями.
Любить своего ребенка – это самое важное. Ребенок – это личность. Своими желаниями, интересами и потребностями. Родителю нужно помочь ему понять и осуществить их, а не использовать как средство для достижения собственных целей.
Реалистичные ожидания
Важно иметь реалистичные ожидания от достижений ребёнка в спорте, не требовать невозможного и не прилагать чрезмерных усилий. Не все дети станут чемпионами, это нормально. Поощряйте усилия и прогресс, а не только результат. Похвала и признание маленьких успехов помогут сохранить любовь к спорту. Иногда нужно признать, что ожидания тренера и возможности ребёнка не всегда совпадают.
Важно то, что происходило в игре, ощущалась ли радость. Каждое дитя — собственная вселенная, и взрослой обязанности — способствовать ее раскрытию, а не подавлять.