Спокойно, первоклассник: помогаем ребёнку и его родителям справиться со стрессом
Дети
Воспитание детей
Воспитание родителей
Журнал «Новый очаг»
Школа
Кейс 1*
Ян шёл в первый класс с большими ожиданиями от самого себя. Старший брат, ученик шестого класса, был для него примером для подражания: круглый отличник, спортсмен, звезда класса. Соответствовать такой ролевой модели — задача не из лёгких! И как же тяжело давались Яну любые школьные неудачи: неровная буква в прописях, случайно порванная обложка, забытая дома спортивная форма, неидеальный диктант.
Семье пришлось приложить немало усилий, чтобы дать Яну понять, что ценность школы не в том, чтобы быть отличником, а чтобы узнавать и пробовать новое, расти.
Родителям помогло обсуждать, как прошёл день в школе: «Что важного сегодня случилось? Что особенно понравилось сегодня в школе? Что вы делали на прогулке с классом?» Особое внимание уделяли разговорам о том, что получилось: «Ого, это очень красивый рисунок! Как ты смог нарисовать такого красивого зайца?» А также о том, что стало лучше: «Я помню, что в прошлый раз в прописях были ошибки, но на этой странице нет ни одной помарки. Как тебе это удалось?»
Кейс 2
Первый месяц в школе дался Свете очень тяжело: первоклашка часто жаловалась на усталость, утром с трудом собиралась в школу через сильное «не хочу» и уже в воскресенье вечером начинала тосковать о том, что завтра понедельник. Родители решили действовать системно. В первую очередь пришли к классной руководительнице, чтобы обратить её внимание на трудности ребёнка и обсудить, как можно помочь Свете легче адаптироваться в классе.
Также некоторые правила появились дома.
Появились обязательные прогулка и зарядка, полезные перекусы, поддержка питьевого режима, более структурный режим дня, а также таймер на учебную деятельность — не более 25 минут, после которых делается перерыв. Предсказуемость дня, смена деятельности и ресурсная поддержка ребёнка позволили влиться в процесс обучения более спокойно.
Кейс 3
Школьный опыт Ирины сложно было назвать позитивным: буллинг со стороны одноклассников и учителей, конфликты на протяжении всех девяти лет учёбы. Поэтому, когда первый сын Ирины пошёл в первый класс, тревог было больше, чем просто много. И они только усилились, когда классная руководительница в начале весны пригласила Ирину на разговор, на котором показала тетради ребёнка и настоятельно порекомендовала посетить вместе с мальчиком психолога, обратив внимание, что у первоклассника явные проблемы с письмом.
Страх, что сын повторяет её судьбу и это лишь начало травли, мгновенно поселился в голове Ирины.
Несколько месяцев самоанализа и наблюдений ей понадобилось, чтобы вернуть трезвость в размышлениях о том, как в школе относятся к сыну, не придираются ли, идут ли навстречу, и всё же сходить к детскому психологу. Результаты диагностики показали дислексию, после чего мальчик начал ходить на коррекционные занятия.
*Все истории публикуются с разрешения участников. Имена изменены.
Что говорит возрастная психология?
Как бы банально ни звучало, но для первоклашки поход в школу — это действительно новый этап в жизни. Ведь именно в этот момент в ней происходит множество изменений. В первую очередь, меняется социальная роль — ребёнок становится учеником, а значит, у него появляется новая ответственность, новое окружение и, что немаловажно, оценивающая среда.
В младшем школьном возрасте учёба становится основной деятельностью ребёнка. В этот период дети начинают активно осваивать учебные навыки: следовать инструкциям, выполнять задания. Не стоит рассчитывать, что ребёнок с первых же дней сентября станет тем самым прилежным учеником в чистой рубашечке, отвечающим только по поднятой руке. Конечно, в самом начале всё может получаться не так хорошо, как хотелось бы, но с поддержкой учителей и родителей он сможет привыкнуть к более строгому школьному порядку. Важно помнить, что для ребёнка этого возраста очень важна оценка и поддержка значимых взрослых, а значит, важно обращать внимание на то, что у новоиспечённого ученика получается, в чём он демонстрирует себя как подобающий школьник.
В первом классе дети начинают осознавать своё место в коллективе.
Они развивают представление о себе, строят новые отношения на основе успеваемости, дружбы и принятия среди сверстников. В это же время формируется и начальная самооценка, которая пока довольно значительно зависит от мнения окружающих. Именно поэтому ребёнок может начать сравнивать себя с другими учениками в классе и стремиться к успеху.
Также начинает проявляться осознание ответственности за выполнение учебных заданий и домашней работы. Это помогает развивать навыки самодисциплины, что важно для успешного обучения. Дети начинают понимать, что успех зависит от их собственных усилий и стараний.
Во всех этих процессах важную роль начинают играть новые значимые взрослые — учителя.
Они становятся не только источником знаний. Это люди, которые помогают развивать учебные навыки, поддерживать дисциплину, работать в коллективе и строить отношения с другими, а также дают обратную связь, оценивая поведение, работу и успехи.
Будет трудно…
В школе ребёнок точно столкнётся с большим количеством нового! Новое место, новые друзья, новые правила. А значит, и новые трудности! Эти трудности совершенно естественны для ребёнка, а взрослым надо быть к ним готовыми и знать, как поддержать юного школьника.
◆ Для ребёнка начальная школа — это первый опыт постоянного взаимодействия с большим количеством сверстников и учителей. Это может вызывать много переживаний, так как ребёнок только начинает строить новые отношения, находить своё место в коллективе, понимать и принимать правила общения.
Что делать?
Поддерживайте ребёнка в построении новых дружеских отношений. Расспрашивайте его о том, как проходят его дни, какие дети ему нравятся, помогайте разбирать возможные конфликты. Можно приглашать домой одноклассников в гости или устраивать совместные прогулки. Совместный досуг позволит укрепить социальные связи ребёнка и поможет ему чувствовать себя увереннее.
◆ В школе дети сталкиваются с новыми требованиями: они должны сидеть на уроках, следовать указаниям учителя, вовремя выполнять задания. Это может оказаться очень трудным. Для многих первоклассников это большая перемена после более свободного режима детского сада или домашней жизни, так как строгий школьный порядок требует гораздо большей собранности и дисциплины.
Что делать?
Постепенно прививайте навыки концентрации и усидчивости дома. Играйте в ролевые игры на тему школы или предлагайте досуг, во время которого ребёнок может тренироваться сидеть за столом, выполнять задания по времени, концентрироваться. Важно, чтобы тренировка этих навыков проходила не через давление, а естественно и непринуждённо. Ребёнку трудно, и будет здорово, если он увидит, что вы замечаете его старания и готовы помогать.
◆ Первоклассники только начинают привыкать к школьным ритму, продолжительной умственной нагрузке и графику. Для некоторых детей учебные задачи могут показаться сложными и требовать усилий больше привычного. Естественно, если это начнёт вызывать усталость и снижение мотивации.
Что делать?
Помогайте ребёнку с выполнением домашних заданий, поддерживая позитивное отношение к учёбе. Демонстрируйте, что ошибаться — это не страшно, а очень даже естественно и является нормальной частью образовательного процесса. Кроме того, обращайте внимание, что учёба важна не оценками, а возможностью развиваться, узнавать неизведанное, расширять свои горизонты и пробовать что-то новое. Если что-то даётся тяжело, разделите задание на более простые шаги, чтобы уменьшить стресс.
Указывайте на то, как ребёнок справляется и что у него получается, его собственного внимания и саморефлексии может на это не хватать.
Кроме того, важно уделять достаточно времени восстановлению ресурсов первоклассника. Этому способствуют овощи и фрукты в качестве перекуса, поддержка питьевого режима, смена деятельности в течение дня, а также понятное и устойчивое расписание, которое включает стабильное время ритуалов отхода ко сну
◆ В школе дети должны становиться более самостоятельными: собирать портфель, следить за своими вещами, готовиться к урокам. Для многих первоклассников это новый вызов, так как они привыкают к большей ответственности за свои действия.
Что делать?
Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности через простые задания: собрать рюкзак на завтра, подготовить форму. Сначала можно делать это вместе, затем просто под вашим присмотром, а потом и вовсе самостоятельно — отпускайте контроль постепенно. Хвалите попытки ребёнка быть самостоятельным, даже если не всё получается идеально. Он правда старается! Важно, чтобы он чувствовал вашу веру в его силы.
◆ Школьная среда может вызывать у ребёнка сильные эмоции, такие как волнение, страх, радость или даже разочарование. Первоклассникам бывает сложно справляться с этими эмоциями, особенно когда они сталкиваются с новыми трудностями или неудачами, что может влиять на их настроение и уверенность.
Что делать?
Учите ребёнка выражать свои эмоции и говорить о них. Дайте понять, что волнение или страх — это нормально. Если ребёнок переживает неудачи, поддержите его словами: «Я знаю, что ошибаться — это очень обидно. Но ты старался, и это главное», «Ты, наверное, очень злишься из-за проигрыша. Это нормально! Я в любом случае горжусь тем, как ты стараешься». Это поможет ему осознать, что его эмоции важны, а родители остаются оплотом безопасности и поддержки.
…и родителям тоже!
Первый класс может оказаться несладким и для родителей тоже. Причины могут быть разные: начиная от собственного печального школьного опыта и заканчивая высокой родительской тревогой, из-за которой может быть сложно передавать ребёнку больше ответственности и свободы. Разберём, с чем же могут столкнуться родители и как можно помочь самим себе. Первый класс может оказаться не сладким и для родителей тоже.
◆ Когда ребёнок идёт в первый класс, родители могут испытывать сильную тревогу и беспокойство за его адаптацию: как он справится с учебной нагрузкой, как будет чувствовать себя в новом коллективе, не возникнут ли проблемы с поведением или успеваемостью.
Что делать?
Тревога — это отличное чувство. Оно позволяет нам отличить опасное и рисковое от безопасного и предсказуемого, как бы создаёт дополнительную остановку для размышлений, прежде чем мы предпримем действие. Но порой наша тревога абсолютно иррациональна. Проверьте, а что в действительности тревожит? И правда ли то, что так пугает, имеет высокий шанс случиться?
Есть ли какой-то способ обезопасить себя и своё чадо?
Кроме того, стоит помнить, что тревожность родителей передаётся ребёнку. Постарайтесь доверять ребёнку и школе, оставаясь при этом доступными для поддержки. Это может быть сложно, но демонстрация вашей готовности к диалогу и сотрудничеству даёт очень много опоры как в помощи ребёнку, так и в разрешении разноплановых ситуаций, которыми школьная жизнь, безусловно, богата.
А ещё можно найти поддержку у других взрослых, в том числе у тех, кто уже пережил подобный опыт. Поделитесь с ними своими переживаниями, чтобы снять часть эмоционального напряжения.
◆ Порой родители устанавливают высокие стандарты. Это может привести к тому, что они слишком рано начинают требовать от ребёнка успехов, даже если он ещё не полностью адаптировался к школьной жизни. Это неполезно. Так, ребёнок, недостающий до планки, почувствует себя беспомощным и бессильным, из-за чего легко потерять любую мотивацию и интерес к учёбе.
Что делать?
Помните, что первокласснику нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке и учебным требованиям. Важно поддерживать его, а не подталкивать к идеальным результатам с первых дней. Фокусируйтесь не только на оценках, но и на процессе: поощряйте любопытство, учите ребёнка находить удовольствие в учёбе.
◆ Для родителей первоклассников учебный год приносит необходимость перестраивать свои будни: будильник раньше, на завтрак 15 минут, успеть на первый урок, домашку сдать вовремя, отбой по расписанию, «а то завтра не проснётся». Всё, от новой логистики до микроменеджмента, точно добавляет стресса домочадцам!
Что делать?
Постепенно выработайте новый распорядок дня для всей семьи. Включите время для выполнения домашних заданий, отдыха и семейных активностей. И, как уже было сказано выше, постепенно делегируйте небольшие задачи ребёнку, чтобы он сам учился собираться в школу и следить за своими вещами. Это не только снизит вашу нагрузку, но и поможет ребёнку стать более самостоятельным.
Спокойствие, только спокойствие!
Важно помнить, что не всё получится с первого раза. И это нормально! Ведь адаптация может занимать от пары недель до полугода, а в некоторых случаях и весь первый класс. Самое главное — быть рядом с ребёнком, наблюдать его успехи и трудности и постепенно помогать ему осваивать новый мир. Ваше терпение и поддержка незаменимы для создания фундамента успешной адаптации.
Именно поэтому важно беречь и себя, давая себе достаточно времени на отдых и отпуская то, что можно отпустить.
Если адаптация вашего ребёнка всё же вызывает у вас тревогу, ни в коем случае не стесняйтесь обратиться к классному руководителю — вместе вы сможете придумать общую стратегию и сделать адаптационный период менее болезненным и более полезным и безопасным. Также не забывайте, что за помощью можно обратиться и к детскому психологу, он сможет поработать с самим ребёнком, а также дать индивидуальные рекомендации для родителей и школьных учителей.
Пусть школьные годы станут приятным приключением, полным открытий!
Узнайте, когда лучше отдавать ребёнка в школу — в 6,5 или в 7,5 лет, что нужно знать о дислексии у младших школьников и как помочь ребёнку адаптироваться к школе.
Альбина Сара Борисенко
В вашей семье есть первоклассники?