Психология

Сплетни ценнее тишины?

Почти как печальнее небылицы про вас, чем сами сплетни.
Оскар Уайльд

Сплетня – скользкий и неоднозначный предмет. В Старой Англии слово «gossip», переводимое сегодня как «сплетня» или «сплетник(-ца)», обозначало мужчину, пьющего с друзьями, или женщину, являющуюся другом семьи и помогающую во время родов. (То есть человека, входящего в дом, обладающего определенной информацией о семье и при некоторых обстоятельствах – например, под воздействием алкоголя – могущего «вынести сор из избы».) ком-чем-нОснованный на неточных или заведомо неверных сведениях, этот термин в многих зарубежных культурах обозначает сообщение достоверной информации частного характера, которое не должно было бы разглашаться. В повседневной жизни мы воспринимаем понятие сплетни таким образом. Исследования современных психологов и социологов подтверждают: сплетничание — занятие не предосудительное и во многом даже полезное. Сплетни помогают усваивать моральный кодекс, преимущественно негласные правила поведения в обществе.
Дети обсуждают друг друга по-другому, чем взрослые, и часто делают это при присутствии того, о ком говорят: «Он ковыряется в носу, мама говорила, что так поступают только невоспитанные мальчишки…», «Она толстая, а еще ест пончик!»
Психологи считают, что такие разговоры достаточно эффективны и играют свою положительную роль. Ребенок начинает понимать, что он — не невидимка в этом мире. За ним следят. Ему следует следить за своим поведением.

Если взрослые любят обсуждать политиков, знаменитостей шоу-бизнесаОбщепризнанное преимущество взрослых перед детьми нередко подрывается родителями. чем-то сверстников.
В ходе научных изысканий профессор психологии университета штата Мичиган Джефри Паркер установил, что юноши в течение одного часа… что-нибудьПодростки произносят примерно 18 раз каждый час сплетни. 50% всего сказанного характеризуется как сплетни. «Как странно», — говорит Паркер, — но подростки в три раза чаще обсуждают сверстников своего пола, чем представителей противоположного пола, а взаимоотношения других людей интересуют их не меньше, чем личные.
Девушки чаще говорят о парнях, которые им нравятся, и популярность этих парней влияет на частоту обсуждений. Самые «популярные» парни редко говорят о девушках, которые им нравятся (вероятно, из-за меньшей склонности мужчин к проявлению эмоций). Интересно, что чем крепче дружба двух или нескольких мальчиков, тем меньше времени они проводят сплетнями. Девушки же, подруги сближаются и сплетничают гораздо интенсивнее, чем, например, просто одноклассницы.
Характер сплетен меняется с возрастом не сильно. Американский психолог Ральф Росноу попросил студентов записывать разговоры в кафе (сам он не был там). Девушки обсуждали людей, играющих большую или меньшую роль в их жизни — членов семьи, родственников, соседок по общежитию. Юноши говорили об известных политиках, спортсменах и однокурсниках из других групп, которых они плохо знали. «Сплетни — это своего рода психологический тест, — считает Джэк Левин, профессор социологии и криминалистики. — В характере сплетен проявляется сфера интересов человека».
Интересно, что новые члены социальных групп (новый рабочий коллектив, недавно переехавшие в новое жильё и т. д.) охотнее участвуют в сплетничании, чем уже давно находящиеся в группе. Сплетничание — способ адаптации в незнакомой среде: участвуя в нём, человек с одной стороны как бы становится «своим», а с другой — получает информацию о коллективе.
Ровно asserts that rumors are more likely to spread among individuals who lack self-assurance, experience unfounded anxieties, worries, and fears. Во-первыхВыкладывают всё о себе всем подряд (по определению психологов: «нуждаются в слушателе»). во-вторыхЗначительно преувеличивают важность полученной в процессе сплетничания информации.
Народная мудрость гласит: «Не выноси сор из избы». Умный человек никогда не станет обсуждать отрицательные качества близких с посторонними и тем самым умалять важность своей семьи в глазах других. Разговор двумя друзьями о третьем, отсутствующем, обычно нейтрален: «Она беременна… ему дали повышение по службе». Сплетни же, предваряемые словами: «Поклянись, что никому не скажешь!», как правило, распространяются несмотря на клятвы со скоростью молнии. Психологи предупреждают: это верный путь потерять давних и близких друзей, которые не простят, узнав, что вы сделали их тайную беду явной. Когда речь идёт о друзьях и близких, советует Росноу, руководствуйтесь правилом: «Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше промолчи». Старинная ирландская поговорка гласит: «Кто приносит сплетню, уносит две». Исследования доктора Росноу показали, что хотя сплетничают обычно о тех членах коллектива, которые «не вписываются» в него, сами сплетники — тоже не особо популярные люди, именно потому что их язык без костей вызывает недоверие.
Люди, стремящиеся выглядеть лучше других, распространяют сплетни, не заботясь об правдоподобии своих лживых историй. В одном американском университете психологи распространили ложную информацию о предстоящей свадьбе двух студентов. При опросе 12% утверждали, что побывали на этом торжестве и даже описывали туалет невесты в деталях.
Некоторые профессии могут легко переходить границу между работой и сплетнями. Израильские психологи разработали тест, выявляющий склонность к сплетням в разных областях деятельности. Среди наиболее подверженных риску оказались специалисты, работающие с людьми: учителя, врачи, журналисты, социологи и психологи.
— В действительности, сплетни помогают нам в осознании социальной среды и самих себя, границ и возможностей, — считает Левин. — Сплетничая, мы сравниваем себя с другими, это стимулирует добиваться успеха (как другие) или показывает свои проблемы в реальном свете. «Вы не можете позволить себе пить каждый день натуральный ананасовый сок, чтобы сохранять фигуру в идеальной форме, как это делает Софи Лорен. А бедная принцесса Ди, наоборот, страдала от булимии. Ваш муж флиртовал вчера на вечеринке с другой? А Том Круз бросил раскрасавицу Николь Кидман и теперь женится на «Крузихе». Вот вам уже и полегчало… С другой стороны, такие сплетни вовсе не вредят кумирам, считают психологи, наоборот, обыватель видит, что знаменитости тоже из плоти и крови, у них свои беды, и начинает их жалеть. В результате кумиры сходят со своих пьедесталов и становятся ближе и… любимее.
Сплетни корректируют наше социальное поведение: «Как мы устали от предыдущих жильцов: всегда громко включали музыку… не мыли пол в общем коридоре… выбрасывая мусор в мусоропровод, раскидывали его по всей площадке», — сообщают вам новые соседи. Информация, предоставленная в виде сплетни, указывает, как следует себя вести, чтобы не портить отношения с соседями. Точно так же и вы, повествуя о… ком-то, можете высказать свои предпочтения.
В определенном смысле все происходит прямо по Ницше: «Сплетня — пастух, пасущий свое стадо». Она сообщает о границах, которые не следует пересекать, и о правилах, по которым нужно играть. Сплетня, считает доктор Росноу, есть «вид словесного контроля, дающий установки и управляющий небольшими группами людей». Благодаря сплетням мы знаем, к кому благоволит руководитель, к кому обратиться за помощью, общения с кем избегать, где можно дать слабинку, а в чем следует идти до конца. Сплетни также наглядно демонстрируют иерархию группы. Интересно, что «успешно» сплетничая, принося в группу нужную и важную информацию, либо умело внося в уши руководителей сведения о своих конкурентах, можно в этой иерархии подняться на несколько ступенек.
Несмотря на то что обыватели часто путают слухи и сплетни, психологи чётко разграничивают их. Росноу утверждает, что объектом сплетен всегда являются люди, сама же сплетня может быть фактом или предположением. Слухи могут касаться не только людей, и никогда не представляют достоверный факт: «Это коллективный гипноз». Распространение слухов и сплетен — это тонкое дело, которое может оказаться как полезным, так и вредным.