Семья

Сова, жаворонок или голубь: биоритмы и их значение в режиме студента

Сова, жаворонок или голубь: биоритмы и их значение в режиме студента
Getty Images

Что такое биоритмы и хронотипы человека?

Биоритмы — это циклические колебания биологических процессов человека, которые протекают в организме и связаны со сменой дня и ночи. Это важный механизм приспособления, который помогает адаптироваться в окружающей среде.

Биоритмы связаны с вращением Земли, сменой дня и ночи, и они отвечают за многие аспекты жизни. Например, в некоторые дневные часы отмечается лучшая работоспособность студентов, в другие — легче справляться с физической и умственной нагрузкой и получается достигнуть лучшего результата. Суточные ритмы у каждого свои и определяются они хронотипами.

влияние биоритмов на физическую работоспособность студентов

​Хронотип (суточный биоритм) — это индивидуальный режим работоспособности человека в зависимости от времени суток.

Если четко определить свой собственный суточный биоритм, можно выстроить свою жизнь и деятельность, в том числе учебную, так, чтобы она была максимально эффективна, а энергетические затраты — минимальными. К сожалению, очень сложно подстроить свои внутренние «часы» под реальную жизнь, а явная рассогласованность биоритмов наблюдается у студентов в период сессии.

Виды и особенности суточных биоритмов человека

Существует три основных биоритма человека: вечерний — «совы», утренний — «жаворонки» и промежуточный – «голуби».

«Жаворонки»:

самостоятельно и легко пробуждаются рано утром;

  • активны в первой половине дня;
  • после полудня наступает спад;
  • рано ложатся спать.

«Совы»:

  • самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня;
  • пики активности приходятся на вечернее-ночное время;
  • ложатся спать поздно, нередко после полуночи.

«Голуби»:

  • самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков»;
  • активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов;
  • ложатся спать за час-полтора до полуночи.
Биоритмы и хронотипы человека

Период рассогласованности биоритмов у студентов

Синхронность биоритмов во внешней среде и внутри организма, правильно составленный распорядок дня, распределение работы и отдыха таким образом, чтобы наивысшая нагрузка соответствовала наибольшим возможностям организма с учетом колебаний биологических ритмов человека, — все это играет большую роль в режиме студентов и служит залогом высокой производительности труда и сохранения здоровья.

влияние биоритмов на физическую работоспособность студентов

В некоторые периоды жизни происходит сбой синхронности ритма жизни человека. Такого рода рассогласованность биоритмов наблюдается у студентов в период экзаменационной сессии из-за нарушений организации учебного процесса, неритмичности работы, отсутствия своевременного отдыха, недостаточной двигательной активности и приводит к болезненным изменениям в организме. Постоянное нарушение режима свет-темнота, изменение нормального чередования сна и бодрствования, режима труда, отдыха и питания приводят к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, чувству разбитости, сонливости днем и бессоннице ночью, учащению сердцебиения, потливости, т.е. к состоянию, близкому к заболеванию.

​Хронотип (суточный биоритм) — это индивидуальный режим работоспособности человека в зависимости от времени суток.

Научные исследования влияния биоритмов на успехи в учёбе студентов

Успехи в учебе зависят не только от таланта и прилежания, но и от синхронизированности естественных биоритмов студента с расписанием занятий. В исследовании, опубликованном в издании Scientific Reports, приняли участие почти 15 тысяч студентов Университета Иллинойса. Выводы таковы: наиболее успешны в учебе те студенты, чьи биоритмы можно определить как «голубь» — они просыпаются раньше «сов», но позже «жаворонков», и пик активности приходится на время лекций и семинаров.

биоритмы и их значение в режиме студента

Авторы исследования в течение двух лет наблюдали за студентами. Определить биоритмы участников предлагалось самим студентам — в те дни, когда не было занятий и можно было самостоятельно регулировать нагрузку и отслеживать наиболее продуктивные периоды.

биоритмы и их значение в режиме студента

В результате было определено, что 50% студентов были вынуждены посещать занятия до того, как наступал их индивидуальный пик интеллектуальной активности, 10% приходили учиться уже после того, как их период активности был пройден. И только у 40% студентов не наблюдалось рассогласованности биоритмов, их личные «часы» совпадали с расписанием занятий — неудивительно, что они и показывали наилучшие результаты в учебе.

биоритмы и их значение в режиме студента

Getty Image

Кстати, теперь нас можно найти и в Telegram. Подписывайтесь на наш канал.


Источник