Дом

Скороговорки на букву «Р»: 100 упражнений для развития речи и дикции.

Ясная и красивая речь необходима не только артистам и знаменитостям. Человеку с нарушением речи бывает трудно общаться с коллегами или друзьями. Потому можно начать тренировать артикуляцию в любой момент жизни, для этого хорошо подходят скороговорки на букву Р.

Советы, как улучшить дикцию речи

Нарушения речи у взрослых могут вызвать сходные проблемы у детей, так как дети склонны повторять манеру произношения слов окружающих.

Фото: img.freepik.com

Различные скороговорки и чистоговорки могут помочь справиться с проблемой.

Проблемы с дикцией часто вызывают комплексы как у детей, так и у взрослых. Неправильное произношение, глухая невнятная речь и нарушения артикуляции затрудняют общение. Проблемы с качеством речи при нормальном слухе встречаются у половины детей, но в раннем возрасте с ними легче справиться. В старшем возрасте для исправления уже устоявшихся ошибок потребуется больше времени и усилий.

Существует несколько основных путей для развития произношения.

Артикуляционная гимнастика.

Этот вид гимнастики тренирует все группы мышц, участвующие в произнесении слов. В работе задействованы верхнее и нежное небо, язык, губы, нижняя челюсть. Самые простые упражнения для выполнения в любой обстановке – зевание с закрытым ртом, круговые движения нижней челюстью, надувание и втягивание щек, движения языком. Можно вытягивать губы трубочкой, пытаться улыбнуться с напряженным ртом. Многое упражнений подходят для выполнения детьми. Даже самых маленьких можно увлечь этим занятием, если выполнять его в форме игры.

Артикуляционную гимнастику можно усложнить, сочетая упражнения губ и языка с другими видами физической активности, например, бегом или приседаниями.

Логопедический массаж.

Логопедический массаж позволяет включать в работу мышцы артикуляционного аппарата, когда этим заниматься с помощью артикуляционной гимнастики не получается.
Назначение массажа органов речи может дать врач — логопед или невролог, если нужно уменьшить или повысить тонус мышц шеи, головы, губ, языка, неба. Вид массажа (расслабляющий или стимулирующий) определяет доктор, а инструктор ЛФК, логопед или дефектолог должны следовать его рекомендациям.

Правильное дыхание.

Глубокий вдох и прямая осанка улучшают качество произношения: речь становится более отчетливой, громкой, без обрывов в конце слов. Иногда человеку не хватает воздуха для полного завершения фразы, из-за чего речь получается сбивчивой, слова сокращаются до отсутствия окончаний.

Физические упражнения и йога способствуют развитию правильной осанки. Дети могут воспользоваться проверенным способом — ходить с книгой на голове.

Произнесение отдельных звуков и слогов.

Развитие дикции начинается с тренировки отдельных звуков: сначала парных гласных, затем согласных. Для правильного произношения проговаривают пары слов для разных звуков. Например, звук «Р» тренируют словами «пожар-пожарь» или «рад-ряд».

Скороговорки и чистоговорки.

Взрослый человек может начать читать скороговорки без предварительной подготовки. Существуют четверостишия, стихи или предложения, фокусирующиеся на конкретных буквах и звуках для их тренировки.

Важное в скороговорках — правильное произношение, а не скорость. Сначала необходимо научиться говорить фразу целиком медленно, четко проговаривая каждое слово и звук. Когда получится говорить без ошибок, темп можно постепенно увеличивать. Для тренировки дикции подойдут три-пять актуальных простых скороговорок. Через пару недель желательно менять их на новые. Специалисты советуют тренировать дикцию на тех чистоговорках и четверостишиях, которые вызывают затруднения при первом чтении.

Для тренировки артикуляции можно использовать гимнастику и чтение фраз в зеркале.

Для выявления нарушений и контроля за ходом работы рекомендуем вести запись своей речи на диктофон. С детьми можно использовать весёлые стихи, которые нужно проговаривать плавно.

Для повышения качества речи необходимо тренировать произношение, говоря медленнее и четче. Поможет чтение вслух с правильной интонацией и тоном. Уже спустя несколько недель станет заметен положительный результат.

Чтобы определить слабые места в речи, попробуйте прочитать самую длинную скороговорку.

  • Вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины.

Сложные скороговорки на букву «Р» для взрослых

Картавость – проблема не только маленьких детей, но и многих взрослых. Раньше этому вопросу в детском возрасте уделялось меньше внимания: не все родители знали, что с таким недостатком можно бороться. Для некоторых людей произношение буквы «Р» стало настолько привычным, что не вызывает неприязни со стороны окружающих, а даже придает шарм. Но для тех, кто испытывает неудобства при общении, существуют скороговорки с буквой «Р». Некоторые из них сложно прочитать с первого раза. К тренировкам с ними следует приступать после того, как освоены несколько самых простых чистоговорок на букву «Р».

Карась подарил Карасенку раскраску и предложил: «Раскрась сказку!». На раскраске изображены три веселых поросенка, которые Карасенок перекрасил в карасей.

***

На склонах горы Арарат Варвара собирала виноград.

***

Перевозивший карамель корабль сел на мель. Матросы двадцать дней питались с мели карамелью.

***

Егор шел по двору с топором, чтобы починить забор.

***

Галка разместилась на заборе, грач завязал с нею беседу.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Ловить хитрого воробья просто, а ворона — нелегко.

***

Редьки часто не выращивали на грядках, а грядки не всегда были опрятными.

***

Дробью по перепелам да по тетеревам.

***

Римма утром моет стекло, а Рома лечит порез.

***

Перед коровой короб корок.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,

Слушал бы Кларик на своем инструменте.

А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Рад баран — у барана барабан. В барабан баран забарабанивает.

***

Лорд Карл отнял у Клары три коралла. Коралл у Клары никто не взял!

***

Егор получил от Прова в двор гору дров.

***

Дроворубы рубят сырые дубы, превращая их в срубы.

***

Свиноматка, глупышка, с белой мордой, всё дворовское рогом перекопала, прокопала, разрубила. До норки не выкопала. Для такой хозяйки и snout нужен.

***

За пределами дома постройки из дерева, вокруг постройки из дерева, под постройкой из дерева постройка из дерева, над постройкой из дерева постройка из дерева, постройка из дерева вдоль постройки из дерева, постройка из дерева вширь постройки из дерева, постройка из дерева не вмещает древесины. Древесину вынести обратно на двор для складирования древесины.

***

Тридцать три судна маневрировали, маневрировали, но не смогли выйти из гавани.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Клара-краля кралась к Ларе.

***

Баркас прибыл в порт Мадрас. Матрос доставил на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

***

Роман Кармен взял роман Ромена Роллана, положил его в карман и отправился в театр «Ромэн» посмотреть спектакль «Кармен».

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Профессиональный врач-ларинголог мастерски лечил ларингиты.

***

Быстрый язык быстро говорил о том, что всех быстрых языков не перескажешь. Но заговорив слишком быстро, сказал наоборот: все быстрые языки перескажешь. И разлетаются слова как рыбки на сковороде.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

***

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
– Сено грабь граблями, краб.

***

У ворот стоит человек, широко открыв рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

При картавости у детей

Для эффективной борьбы с картавостью у ребенка необходимо определить причины отклонения. Чаще всего это вызвано неправильной уздечкой языка. Генетическая предрасположенность, травмы языка и неправильный прикус также могут являться причинами. Только врач-логопед сможет поставить диагноз.

Можно начинать исправлять проблему с детства, тренируясь с ребенком разными простыми скороговорками.

***

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Проворонила ворона воронёнка.

***

Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

***

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***

Бородач боронил бороной борозду.

***

Баран-буян залез в бурьян.

***

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

***

Грянул гром – гроза в разгаре.

***

Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.

***

У репки да редьки корень крепкий.

***

Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.

***

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Короткие чистоговорки для дикции

Чистоговорки предназначены для отработки одного звука. Это короткие фразы, в которых многократно встречается одна буква или звуковое сочетание. При работе с чистоговорками необходимо обращать внимание на правильную постановку каждого звука.

Бычок с толстой нижней губой был у быка.

***

Полянка мутнеет от движения лошадей.

***

Трубка у турки, крошки у курки.

***

Укроп варился, когда был Прокоп, и продолжал вариться, когда Прокоп ушёл.

***

Редька нечасто появлялась на грядках, а грядки обычно оставались неухоженными.

***

Свинья с большим и светлым носом разрыла двор своим носом, выкопала и подкопала.

***

Фрола обманула, навредила Фроле, к Лавру направится, Лавру о Фроле расскажет ложь.

***

Сенька везёт Саньку и Соню на санях. Сани — скок, Соню с ног, Саньку — в бок, а Сеньке — в лоб, всем — в сугроб!

***

Кукушка для кукушенка сшила капюшон. Кукушонок надел капюшон: в нём ему очень мило.

***

Птица промокла, птица высохла, птица замерзла, птица погибла.

***

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

***

В Чите течет Читинка.

***

Не молчаливый значит глуп, а мало деятельный.

***

Петр и Павел — повара. Оба умеют плавать.

***

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

***

На горе у речки
Уродилась гречка.

***

Черный грач гуляет вместе с черной грачихой на грядке огорода.

***

Варвара на горе Арарат собирала виноград.

***

Тридцать три Егора стоят на горечке.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

***

В аквариуме у Харитона живут четыре раки и три тритона.

***

Грохот грома звучит, гроза бушует, пока не утихнет.

Длинные скороговорки для развития речи

С освоением простых скороговорок можно переходить к более сложным фразам. Такие фразы сначала разбирают по составу, отдельно учат строки. Произносить следует медленно, повторяя особенно трудных мест. Такой метод подойдёт для детей школьного возраста, которые уже могут запоминать длинные стихи и тексты.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,
Выплеснуть-то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть
Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал

Не говорил конкретно ни о чём, лишь пустословил с каждым встречным.


Больше не желал произносить скороговорку быстро.

Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?»
И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Известно, что бобры добродушны.

Хочешь добра — зови к себе бобра.


Доброта без бобра указывает на то, что по своей природе ты – бобр.

(Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки – пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)

***

Суда маневрировали, но выйти из положения не могли.
Вот какое лавированное лавирование отлавировалось,
Что даже лавировщики залавировались и отлавировались,
Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла – кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,

Если бы Кларик играл на кларнете…

А Карл подарил кораллы Карлайле

Вариант на «Р» твердую и мягкую

Некоторые люди почти не замечают трудности с произношением буквы «рь». Для таких случаев помогут скороговорки на букву «Р», в которых встречаются как твердые, так и мягкие звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три лесоруба рубите дрова на трёх участках земли.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопкий напор бесполезен, Торопкий коврик нужен.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

Rita выращивает маргаритки, а Борис – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Развитие речи важно не только в детстве. Нечеткое произношение во взрослом возрасте может усложнить общение. Кому-то просто стыдно обращаться к специалисту по этой проблеме. В таком случае человек может самостоятельно улучшить речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.