Синдром балерина капучино: влияние ИИ-мемов на детский язык и мышление

Если ваш ребёнок начал вертеться и петь «тралаэро тралала» или «балерина капучино», возможно, он вовлечён в новую интернет-шутку, появившуюся благодаря ИИ-контенту на TikTok. Её назвали «итальянской мозголомкой», но это никак не связано с настоящей Италией или её культурой.
Откуда всё пошло?
Тренд возник весной 2025 года после публикации румынской создательницы контента Сусану Сава-Тудор видео с песней «Ballerina Cappuccina». В ролике участвовали вымышленные персонажи, сгенерированные ИИ, и закадровые фразы, стилизованные под итальянский язык. Видео набрало более 45 миллионов просмотров и стало вирусным, спровоцировав волну копирования.
В TikTok и социальных сетях появились видео с необычными персонажами: балериной с головой-чашкой капучино, акулой в кроссовках и гибридом крокодила и самолета по имени «бомбардиро крокодило».
Поколение Альфа всё чаще применяет интернет-мемы для общения. Выражения из роликов превращаются в прилагательные, характеризующие стиль, настроение или поведение. Например, «балерина капучино» может означать что-то «милое и модное», а «тралаэро тралала» — способ привлечь внимание.
Сообщают, что юные создатели контента замечают: даже молодежь не всегда с первого раза понимает значение слов, которые употребляют дети. Для взрослых такой способ общения кажется пустотой.
Как это воспринимают в школах?
В образовательных учреждениях отмечают, что ученики стали употреблять популярные интернет-выражения во время уроков. Такое явление может негативно сказываться на обучении, однако свидетельствует о значимости для учащихся связи с цифровой средой.
По словам профессора коммуникаций из Университета Буффало Йотама Офира, для детей это часть общения — способ чувствовать себя частью группы и быть понятым друзьями.
По его мнению, эти модные тенденции, хотя и выглядят бессмысленными, показывают обычное стремление подростков к самовыражению.
Стоит ли волноваться?
Эксперты говорят, что такие явления в интернете обычно носят краткосрочный характер. Вместе с тем, показывают, как быстро и глубоко могут проникать в детскую речь и мышление цифровые тренды, особенно созданные с помощью ИИ.
Специалисты советуют учителям и родителям не впадать в панику, а постараться постичь контекст и применять популярные тенденции как повод для беседы с детьми.
