Семь самых кассовых советских фильмов
В СССР киноиндустрия приносила около 1 миллиарда рублей в бюджет страны. Какие фильмы стали безусловными лидерами советского проката?
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
На седьмом месте среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката — картина Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», которую посмотрели 69,6 миллионов зрителей. А вы знали, что больше всего времени Гайдай потратил на поиски актёра на роль Шурика? На эту роль пробовалось около сотни кандидатов, среди которых были Олег Видов, Всеволод Абдулов, Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик и Александр Збруев! Наконец Гайдай увидел фотографию Александра Демьяненко и понял: это и есть — Шурик.
Ради этой роли Александру Демьяненко, жгучему брюнету, пришлось перекрасить волосы в блонд. Актёр вспоминал, что эта смена «масти» обошлась ему очень дорого — качество краски для волос в то время было не самым лучшим, кожа покрывалась волдырями… Зато актёр получил самый большой гонорар за свою роль: 3376 рублей. Для сравнения: Георгий Вицин за работу в фильме получил 1620 рублей, Юрий Никулин — 1 620 рублей, Евгений Моргунов — 810 рублей, а Наталья Селезнёва — 450 рублей.
«Экипаж»
Эту картину называют первым советским фильмом-катастрофой. Фильм стал одним из абсолютных лидеров советского проката, его посмотрели 71 миллион зрителей, он занимает шестое место среди самых популярных фильмов СССР. Несмотря на то, что в «Экипаже» мы видим множество «дорогих» сцен (извержение вулкана, взрывы, землетрясения, катастрофы) на съёмки фильма ушёл 1 миллион 250 тысяч рублей. Что примерно в 15 раз меньше, чем обычно тратили в те годы на съёмки голливудского блокбастера.
Режиссёр фильма Александр Митта планировал снять реальный взрыв настоящего авиалайнера. Для этого он достал на кладбище самолётов один из отслуживших экземпляров. К съёмкам взрыва готовились серьёзно: построили декорации, завезли горючее… Но что-то пошло не так и самолёт загорелся раньше, чем начались съёмки. Режиссёр был в ярости…
«Свадьба в Малиновке»
На пятом месте «Свадьба в Малиновке», с её 74,6 миллионами зрителей. Фильм был экранизацией одноимённой оперетты Бориса Александрова. Интересно, что съёмки «Свадьбы в Малиновке» закончились двумя реальными свадьбами. Во время съёмок один из местных жителей влюбился в девушку, которая водила машину и возила режиссёра фильма. Актриса Людмила Алфимова, которая играла солдатку Соню, вышла замуж за председатель колхоза из села Печёры.
Кстати, местные жители активно играли в массовке фильма. За каждый съёмочный день им платили от 50 копеек до 3 рублей. Хорошо зарабатывали на съёмках те жители, которые приходили на площадку со своей живностью — утками и гусями. А также — демонстрировали хорошие способности в танце.
«Кавказская пленница или новые приключения Шурика»
Сложно представить себе человека, выросшего в СССР и не посмотревшего этот фильм. Картину «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» увидели 76,5 миллионов зрителей, она дышит в спину тройке лидеров советского проката. Фильм основан на реальных событиях: Леонид Гайдай увидел в газете заметку, повествующую о случае похищения девушки. Изначально фильм планировали сделать в двух частях. Первая — о похищении, вторая — об экспедиции по поиску снежного человека. Однако в процессе производства вторая часть отпала и было решено сосредоточиться на похищении.
А вы знаете, что мы могли и не увидеть «Кавказскую пленницу»? Цензура изначально плохо восприняла фильм за шутки, песни и «легкомысленность», режиссёра обвинили в антисоветской пропаганде, фильм положили «на полку». Однако у верхушки советской власти была мода: смотреть первыми разные новинки. Так фильм увидел Леонид Брежнев. Генсек был в таком восторге, что несколько раз пересмотрел фильм и показал его другим членам политбюро. Так наш любимый фильм всё-таки попал в прокат и стал культовым.
«Бриллиантовая рука»
На третьем месте искромётная комедия «Бриллиантовая рука», которую посмотрели 76,7 миллионов зрителей. Этот фильмы был также построен на реальных событиях. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале «За рубежом» заметку о мошенниках, использовавших для перевозки драгоценностей гипс и предложил эту идею для фильма. Были и у этой картины проблемы с чиновниками от кино. «Бриллиантовая рука» не понравилась худсовету творческого объединения «Луч», под контролем которого проходила работа над картиной, даже на стадии обсуждения предварительных материалов фильма было много критики. Что это за безобразие: сцены пьянства Семён Семёныча, девушки лёгкого поведения, контрабандисты? Сцена, где Светлана Светличная в роли незнакомки Анны Сергеевны исполняет стриптиз в гостинице, повергла членов художественного совета в шок — советским зрителям такое видеть было не положено.
В общей сложности Гайдаю предложили изменить, сократить или вовсе вырезать из «Бриллиантовой руки» несколько десятков сцен. В конце концов, во время демонстрации окончательной версии фильма дирекции «Мосфильма» и руководству Госкино СССР в комитете по кинематографии, разразился скандал. В конце второй серии комиссия была шокирована сценой «чудовищного атомного взрыва». Режиссёра спросили: зачем эта сцена? Гайдай ответил, что этот взрыв необходим для показа «всей сложности нашего времени» и согласился вырезать этот эпизод только при условии, что всё остальное в фильме останется.
«Москва слезам не верит»
Второй полнометражный художественный фильм режиссёра Владимира Меньшова посмотрели 84,4 миллиона зрителей, при этом бюджет картины был по тем временам достаточно скромным: около 550 тысяч рублей. Режиссёр говорил, что жизнь героинь напомнила ему собственную молодость: общежитие, освоение Москвы…
Этому фильму тоже здорово досталось на худсовете «Мосфильма». Был предъявлен список претензий, больше всего их было по поводу откровенных сцен в фильме. Критики было так много, что даже стоял вопрос о снятии картины проката. Однако и здесь вмешался всемогущий генсек Леонид Брежнев. «Москва слезам не верит» привела генсека в полный восторг, после чего вопрос выходить фильму на экраны или не выходить, больше не стоял.
Критика продолжилась и после выхода фильма в прокат, картину называли «халтурой», «дешёвой мелодрамой». Владимир Меньшов вспоминал: некоторые коллеги говорили, что могут сделать нечто подобное «одной левой ногой». Однако позже волна критики поутихла. В 1980 году «Москва слезам не верит» была признана лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», а Вера Алентова стала лучшей актрисой года. В 1981 году команда создателей: режиссёр Владимир Меньшов, художник Саид Меняльщиков, актёры Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова и Алексей Баталов были удостоены Государственной премии СССР.
И в том же году «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Фильм имел оглушительный успех во всём мире, его закупило более 100 стран.
«Пираты XX века»
Ну и безусловный лидер советского проката — первый советский кинобоевик, фильм «Пираты XX века», который посмотрели рекордные для СССР 87,6 миллионов зрителей. Фильм основан на реальных событиях: в 1954 году советский танкер «Туапсе» захватили военные в Южно-Китайском море.
Николай Ерёменко делал все трюки в фильме сам. Он рассказывал: «Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем». Но именно после выхода этого фильма в прокат Николай Ерёменко был признан актёром года и стал секс-символом СССР.