Семья

Семь факторов, влияющих на самостоятельность ребенка с домашними заданиями

Фото: img.freepik.com

Взрослые детей начальных классов хорошо осведомлены о том, как нелюбно те приступают к выполнению домашних заданий. Особенно если у школьников есть дополнительные занятия, например в музыкальной школе, кружках или спортивных секциях. Что необходимо предпринять, чтобы ребёнок самостоятельно брался за домашние задания?

Постоянное пропускание домашней работы учеником не случается беспричинно. Рассмотрим главные факторы.

Младший школьник всё ещё играл.

Чаще всего это ученики первого и второго классов. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не понимает, как начать выполнять уроки. В такой ситуации пригодится список дел. Пропишите и объясните каждый пункт подробно вместе.

  • В какое время начать заниматься уроками?

  • Для этого требуются учебник, тетрадь и прочие канцелярские приспособления.

  • Определитесь, делать ли перерыв после каждой темы или каждые 40 минут, как в обычном учебном заведении.

Чек-лист с подробным описанием задач упростит и ускорит подготовку ребенка к занятиям. Можно составить отдельные списки для разных предметов: русского языка, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока

Часто причиной неуспеваемости служит пропуск темы по болезни или трудности с ее освоением. Класс может перейти к следующей теме, а у ребенка предыдущая останется незакрытой. Уточните, где именно возникают затруднения, и помогите восполнить пробелы. Для этого можно использовать интернет-ресурсы или обратиться к учителю.

3. Его пугает объем

С медлительными учениками такое часто случается. Научите ребенка делить учебный материал на части и делать перерывы. Хорошо, если 15 минут ребенок учится, а затем 5 минут отдыхает.

Для переключения внимания можно играть в небольшие игры. Например, договоритесь хлопать в ладоши вместо чисел, кратных трём: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и так далее. В соцсетях можно найти другие нейропсихологические игры для отвлечения, размятия или тренировки мозга по другой тематике.

Учебный процесс для ребенка излишне простой.

Это может стать проблемой: ему просто будет скучно заниматься уроками. Лучше всего подыскать кружки или занятия, которые поддержат его любознательность и интересы. Понять, что ребёнку неинтересно учиться, можно по некоторым моментам:

  • Нет проблем с учебой, но учитель сетует, что поведение мешает другим учащимся.

  • Быстро и с удовольствием справляется с задачами по интересной тематике, но затягивает урок в случае неувлекательного предмета.

  • Открыто заявляет о том, что ему всё наскучило.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный

Он не может сосредоточиться Человек долгое время быстро забывает пройденный школьный материал. В подобных ситуациях родители прибегают к услугам репетиторов для улучшения оценок и помощи с заданиями. Важно выяснить причину затруднений и направить энергию на ее устранение: восстановить функции внимания, памяти и мышления.

Часто рассеянность у учащихся вызвана сниженным уровнем работоспособности, мышлением, не соответствующим возрасту, импульсивностью восприятия, хроническими болезнями, последствием неблагоприятных перинатальных факторов и травмами головы.

Для улучшения ситуации нужно выбрать правильное питание и витамины, следовать режиму дня, избежать избыточной нагрузки и сократить время перед экраном планшета и телевизора. Также полезно посетить детского невролога, нейропсихолога и офтальмолога.

Перечислены пять наиболее частых причин, почему ребёнок отказывается выполнять уроки. Существуют ещё две причины, которые также заслуживают внимания.

6. Страх перед родителями

Дети не высказывают это откровенно, но во время игр и разговоров становится понятно, что им страшно перед родителями. Когда у взрослых заканчивается терпение, кричать на ребенкаОскорбления и угрозы, вплоть до запрета мультиков на неделю, снижают внимание.

7. Страх перед учителем

Если педагог высмеивает ученика Когда перед классом выставляют ошибки, акцентируя внимание на неудачах, ребёнку трудно сконцентрироваться на учёбе. Отказ отвечать у доски, замкнутость и страх обращаться за помощью становятся следствием этого подхода. Крики, чрезмерная строгость отталкивают детей от домашних заданий и самого обучения.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельности Чтобы разобраться с причинами, по которым ребенок не выполняет уроки, необходимо выяснить, какие из семи перечисленных причин касаются его. Если вы обнаружили хотя бы одну причину, препятствующую обучению ребенка, сосредоточьтесь на её устранении. После этого можно приступить к тренировке самостоятельности.

8 шагов к успеху

Основа самостоятельности — установленный порядок. Необходимо разработать его. Как этого добиться?

1. Настройтесь сами. Для этого нужны терпение и доброжелательность. Напряжение может передаться ребёнку и вызвать его противодействие.

2. Приготовьте часы или таймер. Блокноты для быстрых заметок, ручки, линейки, карандаши и учебники — всё необходимое всегда под рукой.

3. Придумайте вместе «позу внимания», Это упражнение привлечет внимание ребенка обратно к занятиям.

Пусть ребёнок определится с предметом для начала. Приятно иметь иллюзию выбора («с чего начать, с русского или математики?»). Пусть у ребенка будет. Предложите ему выпить стакан воды, растереть ладони и уши. Это активизирует отделы головного мозга и обычно повышает работоспособность.

Почитаем вместе с ребёнком инструкцию к заданию. Проверьте, что человек сможет пересказать смысл своими словами. При необходимости продемонстрируйте правильный вариант.

В заготовке нарисуйте несколько мелких кружочков. Сколько дано заданий к этому упражнению: списать, подчеркнуть, выделить — будет три круга. По мере выполнения закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. Главное, у него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут. Важно сигнал таймера. Сделайте обязательно перерыв. ребенок попьет водуПопрыгайте, прохлопайте ладонью шейно-воротниковую зону, разотрите уши. Через пять минут возможно продолжить выполнение задания или перейти к следующему.

После каждого задания предлагайте ребёнку провериться. Если не замечает ошибки, покажите и помогите исправить. Иногда родители настаивают на том, чтобы ребенок указал на ошибку сам, что может усугубить обстановку и усилить усталость. Помните, что ученик уже несколько часов занимался в школе, просто спокойно окажите ему помощь. С каждым днем он будет внимательнее.

Если ребёнку трудно усвоить какую-либо тему, сначала разъясните и покажите, а потом задавайте вопросы.

Правильная похвала

Можно поддержать пыл ребенка, сказав:

  • «ты укладываешься по времени, молодец»;

  • «сегодня ты работаешь быстрее, чем вчера»;

  • Твоя работа получается, часть выполняется тобой самостоятельно.

  • У нас будет время поиграть, ты успеешь всё.

Когда ждать плодов?

Начать будет непросто, но ежедневная работа над навыком приблизительно в один и тот же час, соблюдение режимов работы продолжительностью двадцать минут, доброжелательное обращение внимания и помощь в трудных моментах гарантируют успех.

Через месяц можно перейти к условно самостоятельной работе. Будет возможность оставлять ребенка одного во время работы по таймеру после совместного разбора задания. Со временем ребенок будет опираться на чек-листы и обращаться за помощью, когда что-то непонятно.

Развивается самостоятельность со временем, проявите терпение. В один прекрасный день ваш ребенок с радостью произнесёт: «С уроками всё просто!».

Расписание для выполнения домашних заданий ребёнком.

Пример списка дел для мамы первоклассника, которую нужно предложить ребенку. Лучше распечатать инструкции и разместить их в заметном месте.

  • Будильник разбудил — время заниматься домашней работой.

  • Отключи телевизор, планшет и телефон. Уберите с рабочего стола всё лишнее. Подготовьте учебники, тетради, черновик и пенал.

  • В дневнике проверь домашние задания на сегодня. Перепиши названия предметов в черновик и присвой им номера.

  • Выпей стакан воды. Потри ладони друг о друга или похлопай в ладоши десять секунд.

  • Внимательно изучи указанную страницу учебника и выполни поставленную задачу по упражнению.

  • Начерти в наброске столько кружочков, сколько нужно будет выполнить заданий. Установи таймер на двадцать минут.

  • Начинай выполнять задание.

  • По сигналу таймера вставься, выпрями спину, разверни плечи и мысленно тянись вершиной головы вверх.

  • Втирай ушки, выпейте воды. Можно жевать сухарики или семечки. Не больше пяти минут.

  • Установите таймер на 20 минут и продолжайте выполнение задания.

  • Заштриховывай кружочек в рабочем варианте по завершении каждого задания и переходи к следующему. После выполнения всех заданий проверь свои ответы и закрепий в рабочем варианте то дело, которое ты закончил полностью.

  • При утомлении старайся становиться на ортопедический «колючий коврик» для массажа ног и разминать руки шариком с округлыми выступами.

  • Внимательно проверь расписание и приготовь сумку к урокам.