Семья

Семь факторов, мешающих ребенку выполнять домашние задания independently

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Лариса Деменко

педагог

Родители первоклассников хорошо знают, как ученики неохотно приступают к домашним заданиям. Особенно если у школьников есть ещё дополнительные занятия, например в музыкальной школе, кружках или спортивных секциях. Что сделать, чтобы ребёнок выполнял «домашку» самостоятельно?

Постоянное отсутствие домашних заданий у ученика не случается беспричинно.

Младший школьник всё ещё играл, не выходя из игры.

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Чаще всего это ученики 1–2 классов. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребёнок не знает, как приступить к домашнему заданию. В этом случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно каждое действие вместе.

  • В какое время приступать к выполнению домашних заданий?

  • Для этого требуется учебник, тетрадь и другие канцелярские материалы.

  • После каждого урока или через сорок минут учебы, как в школе, стоит делать перерыв.

Чем более полным и подробным будет чек-лист, тем проще и быстрее ребёнку будет настроиться на занятия. Можно составить отдельные списки для русского языка, математики и чтения.

2. Не понимает тему урока

Часто причиной проблем становится пропущенная тема по болезни или неудачной попытке её освоения. Класс уже перешел на новую тему, а у ребенка предыдущая осталась не изученной и не закрепленной. Уточните, в чем именно возникают трудности, и помогите заполнить пробелы в знаниях. Не знаете, как объяснить — обратитесь к интернету. В крайнем случае свяжитесь с учителем.

3. Его пугает объем

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Дети, работающие медленно, часто сталкиваются с подобными трудностями. Попробуйте научить ребенка делить учебный материал на части и делать перерывы. Хорошо, если ребенок занимается 15 минут, а затем отдыхает 5 минут.

Проведите небольшую игру для переключения внимания. Например, договоритесь хлопать в ладоши вместо числа, кратного трём: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и так далее. В социальных сетях найдите другие нейропсихологические игры для отвлечения, размятия или тренировки мозга в тематике, отличной от учебной.

Обучение некоторым детям оказывается не достаточно сложным.

Это может стать проблемой: ему просто будет скучно сидеть за уроками. Лучше всего подобрать такие кружки, дополнительные занятия, которые поддержат познавательную активность и интересы.

  • У него нет проблем с учёбой, но учитель говорит, что его поведение мешает другим ученикам на уроке.

  • Легко справляется с заданиями по любимым предметам, однако тянет время во время скучных занятий.

  • Откровенно жалуется на отсутствие новизны, признаётся, что ему всё надоело.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Он не может сосредоточитьсяВ таких ситуациях родителям следует выяснить причину трудностей с учебой и направлять усилия на ее устранение: восстановить функции внимания, памяти, мышления.

Низкий уровень работоспособности, не сформированное по возрасту мышление, импульсивное восприятие, хронические заболевания, последствия неблагополучного появления на свет, травмы головы часто становятся причиной рассеянности у школьников.

Для улучшения ситуации необходимо выбрать правильное питание и витаминный комплекс, соблюдать распорядок дня, избегать чрезмерных нагрузок и сократить время перед планшетом и телевизором. Рекомендуется также посещение детского невролога, нейропсихолога и офтальмолога.

Перечисляя самые частые причины отказа ребенка от домашних заданий, отметим ещё две важные.

6. Страх перед родителями

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В игре и разговорах становится понятно, что дети испытывают страх по отношению к родителям. Если у взрослых заканчивается терпение… кричать на ребенкаОбидные слова, даже прямые угрозы, например, «Будешь неделю сидеть без мультиков», отрицательно влияют на внимание.

7. Страх перед учителем

Если педагог высмеивает ученикаПубличное обличение ошибок перед одноклассниками, акцент на неудачах затрудняет ребенку концентрацию на занятии. Ребенок избегает отвечать у доски, застенчиво ведет себя и боится просить о помощи. Крики и излишняя строгость отталкивают детей от домашней работы и учебы в целом.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельностиЧтобы разобраться в причинах проблем с уроками и найти решение, необходимо определить, какие из семи перечисленных причин касаются вашего ребенка. Если найдена хотя бы одна причина, мешающая ребенку, сосредоточьтесь на ее устранении. После этого можно приступать к тренировке самостоятельности.

8 шагов к успеху

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Основой самодостаточности является установленный порядок. Как его сформировать?

1. Настройтесь сами.Для этого понадобятся терпение и доброжелательность. Стрессовое состояние может передаться ребёнку и вызвать у него сопротивление.

2. Приготовьте часы или таймер.Бумага для заметок, ручки, линейки, карандаши и учебники должны быть всегда рядом.

3. Придумайте вместе «позу внимания»,Действие, привлекшее бы ребёнка обратно к занятиям, например, глубокий вдох и мысленное стремление макушкой вверх к потолку.

Дайте ребенку свободу выбрать объект для начала. Приятно иметь иллюзию выбора («с чего начнешь, с русского или математики?»). Пусть это у малыша будет. Предложите ребенку выпить стакан воды, растереть ладони и уши.

Объясните ребенку, что ему нужно делать по заданию к упражнению. Проверьте, может ли человек изложить основную мысль своими словами, если понял текст. В случае затруднений продемонстрируйте верный способ исполнения.

В тетрадь набросьте несколько маленьких кружочков. Сколько дано заданий к этому упражнению: например, списать, подчеркнуть, выделить — это будет три круга. По мере выполнения закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. У него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут.Важно сигнал таймера! Сделайте перерыв, пожалуйста. ребенок попьет водуПроделайте несколько прыжков. Похлопайте ладонями по шейно-воротниковую область, помассируйте уши. Через пять минут можно продолжить выполнение задания или перейти к следующему.

После каждого задания порекомендуйте ребёнку проверить результат своей работы. Если не замечает ошибки, покажите и помогите исправить. Иногда родители добиваются, чтобы ребёнок указал на ошибку сам, чем накаляют обстановку и усиливают усталость. Помните, что ученик уже несколько часов провёл за уроками в школе, просто спокойно помогите ему. С каждым днём он будет внимательнее.

Если ребенок испытывает затруднения с какой-либо темой, сначала разъясните и продемонстрируйте ее, а затем задавайте вопросы.

Правильная похвала

Можно поощрить пыл юного человека такими словами:

  • «ты укладываешься по времени, молодец»;

  • «сегодня ты работаешь быстрее, чем вчера»;

  • Ты справляешься, некоторые задачи выполняешь самостоятельно.

  • У нас останется время поиграть, ты всё успеешь.

Когда ждать плодов?

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Начать будет непросто, развитие не будет молниеносным. Однако регулярная ежедневная работа над навыком приблизительно в одно время, выполнение рабочих циклов по двадцать минут, доброжелательное наведение внимания и помощь в трудных ситуациях гарантируют успех.

Через месяц можно перейти к условно самостоятельной работе. Вы сможете оставлять ребенка одного во время работы по таймеру после совместного разбора. Постепенно ребенок будет опираться на чек-листы и обращаться к вам за помощью при непонятных моментах.

Развивёт самостоятельность со временем, если быть терпеливым. И в один прекрасный день ребёнок произнесёт: «С уроками легко!»

Расписание для успешного выполнения домашних заданий ребёнком.

Вот пример контрольного списка для мамы ребенка, который учится в первом классе, которую может предложить ребёнку. Лучше всего распечатать этот список и повесить его на заметном месте.

  • Будильник зазвонил — время заниматься домашним заданием.

  • Выключи телевизор, планшет и телефон. Убери с рабочего стола всё ненужное. Подготовь учебники, тетради, черновик и пенал.

  • В дневнике найди всё, что по заданиям на день нужно сделать. Названия предметов запиши в черновик и обозначь порядком.

  • Выпей стакан воды. Потруси ладонями или хлопните в них десять секунд.

  • Внимательно откройте книгу на указанной странице и изучите инструкцию к заданию.

  • В черновике нарисуйте столько кружков, сколько заданий предстоит выполнить. Установите таймер на двадцать минут.

  • Начинай выполнять задание.

  • При срабатывании таймера поднимись, выпрями позвоночник, поверни плечи и представь, что тянешься головой к потолку.

  • Умойтесь ушами, выпейте воды. Покушайте сухарики или орешки. Не больше 5 минут.

  • Установи таймер на двадцать минут и продолжайте работать над заданием.

  • В черновике закресли круг, когда выполнишь задание, и переходи к следующему. После завершения всех заданий проверь свои ответы и закресли в черновике то, что ты закончил.

  • Почувствовав усталость, поставь ноги на ортопедический «колючий коврик» и помассируй их. Разминка рук выполняется шариком с круглыми «шипами».

  • Открыть дневник, собрать портфель по расписанию.

Игра «Твои эмоции и чувства».

КУПИТЬУзнать ценуРеклама. ООО «Яндекс»