Счастливый брак не по любви. Вера Васильева
В этом году Вере Кузьминичне исполнится 96 лет. Как жила артистка и кого любила?
Война и мечты о сцене
Родилась Вера Кузьминична в деревне Сухой Ручей в Тверской области. Однако вскоре мать семейства, имеющая определенные амбиции насчет собственной жизни, нашла способ увезти семью в столицу.
А семья была большая: бок о бок с Верой воспитывались ее старшие сестры, а спустя 13 лет после рождения будущей актрисы, на свет появился еще и младший брат. Мальчику было всего два года, когда началась война. Его с мамой немедленно отправили с эвакуацию. Старшие сестры, одна из которых к тому времени окончила медицинский институт, а другая работала в Министерстве обороны, разъехались по служебным командировкам. Только Вера, будучи подростком, осталась с отцом в Москве. Наравне со всеми она таскала ящики с песком, чтобы тушить зажигательные бомбы, дежурила на крыше и… уже тогда мечтала о сцене.
Еще маленькой девочкой она оказалась в Большом театре. Мамина подруга взяла ее на спектакль. Там Вера увидела не только представление, но и людей из другого социального слоя, которые жили иной, отличной от Вериной жизнью. Семья Васильевых, переехав в столицу, жила в коммуналке, родители трудились на заводе.
То, что младшая дочь увлекалась театром, семья заметила не сразу. Родители едва успевали отдохнуть между рабочими сменами, а старшие сестры из-за разницы в возрасте не были погружены в Верину жизнь. Между тем она старалась скопить денег на спектакль, покупала театральные журналы и скоро смогла заинтересовать театром и лучшую подругу. Они скооперировались и копейки на свое увлечение добывали уже вместе. Однажды девочки даже продали один комплект учебников, оставив второй, чтобы учиться по нему вдвоём — так хотелось попасть в театр!
Студентка
Кадр из фильма «Похождения зубного врача» (1965)
Не сложно догадаться, что после школы Вера мечтала поступить в театральный, но почему-то не рискнула идти «на драматическую артистку», путь в цирковое училище казался ей короче. Девочка готовилась к экзаменам именно туда, но провалила первый же — физическую подготовку. Правила поступления были очень суровыми. Была самая середина войны, но некоторые театральные училища ещё не отправили в эвакуацию. Прорыдав после неудачи в цирковом, Вера все же собрала волю в кулак и отправилась в театральный. Там маленькую, но очень обаятельную вчерашнюю школьницу с ямочками на щеках ждал успех.
Вера училась на втором курсе, когда ее впервые утвердили на роль в кинокартине «Близнецы» — маленький эпизод, который никто не заметил. Еще через год ее вызвали на Мосфильм — к знаменитому Пырьеву, который снимал свое «Сказание о земле Сибирской». Вера волновалась и готовилась. Всю ночь проспала в бигуди, а утром навела такой марафет, что сама себя не узнала. В косметике, стоящих торчком крутых кудрях и нарядном платье она явилась покорять режиссера и пробоваться на роль… селянки Насти Гусенковой.
Недобрый взгляд Пырьева
Кадр из фильма «Приезжайте на Байкал» (1965)
Актриса вспоминает, как недобро на нее смотрел Пырьев, а когда явились ассистентки, стал их отчитывать. Те смутились: «Вчера она выглядела не так». Опытный режиссер понял, в чем дело, и отправил Васильеву вместе с ассистентками умываться, расчесывать кудри и плести косы. Оглядев получившуюся в итоге девушку, смягчился. Попросил два чулка. «Что не так у меня с ногами?!» — думала молодая и совсем растерявшаяся актриса. Но чулки Иван Александрович велел скатать и засунуть в декольте. Дескать лицо у нее нужное, толстое, а сама — тощая, непорядок! С новой «грудью», подвязав широкое платье высоко, как точно заметит сама актриса, «чтобы быть похожей на бабу на чайнике», она прошла пробы и была утверждена на роль.
В кадре приходилось играть с мэтрами, которых студентка побаивалась. До конца съемок Вера держалась особняком и совершенно не ожидала, что кино станет популярным, а она, совсем молоденькая актриса, удостоится за роль Насти Сталинской премии.
Роман с женатым
«Свадьба с приданым» (1953)
Блестяще окончившую Московское театральное училище и уже имеющую престижную премию, артистку пригласили в театр Сатиры, в котором актриса служит по сей день. Ей удалось стать примой за два первых года работы, а в 50-х, когда слава Васильевой гремела на весь СССР, в театр пришел молодой и талантливый режиссер — Борис Равенских.
Обаятельный и красивый, Равенских очаровал труппу своей бурлящей энергией и вдохнул в театр новую жизнь. Поставленная им «Свадьба с приданым» была сыграна более девятисот раз. За этот спектакль Вера получила вторую свою Сталинскую премию, театр — новую волну признания, а режиссёр — преданную возлюбленную. Актриса никогда не скрывала, что страстно полюбила женатого режиссера. Тот тоже сходил по красивой Вере с ума.
Даже познакомился с ее родителями и смог наладить с ними контакт. Так и жили, пока режиссёра не переманили в другой театр. Увы, Равенских не только не стал разводиться из-за Васильевой, но и охладел к бывшей любимой актрисе, едва перестав видеть её каждый день. Та металась, но понимала, что профессиональные перемены в жизни любимого, его холодность и, как следствие, разлука — всё же освобождение для неё.
Роскошный «Ушечка» и брак без любви
Вера Васильева в фильме «Это мы не проходили…» (1975)
Вера долго не могла забыть Бориса, вот и соглашалась на все роли, только бы уйти в работу и поменьше думать о любимом. Тем временем нашумевшую «Свадьбу с приданным» было решено экранизировать.
На съемках за Верой Кузьминичной стал ухаживать актер, игравший главную роль, — Владимир Ушаков. «Он приехал роскошным, блистательным, импозантным», — будет вспоминать актриса. Таким увидела своего «Ушечку», как она назовет его уже гораздо позже…
Актер тогда только-только вернулся из Германии и сразу заприметил красавицу Веру. Начал ухаживать — та ни в какую. Добрые люди объяснили, что она давно любит другого, рассказали горькую историю актрисы и женатого режиссёра. «Все равно будешь всегда со мной!», — уперся Ушаков. Он добивался ее три года, красиво ухаживал и звал замуж. В общем, на четвертый год Вера согласилась.
Владимир привел ее в общежитие и представил: моя жена. Никакой свадьбы, никакой росписи, никаких колец. Спали раздельно, готовить она отказывалась, пришлось Владимиру нанять домработницу — и это живя в общежитии! Соседи покатывались со смеху, а артист демонстрировал невероятное терпение и любовь. Прошло много времени прежде, чем Вера убедилась: он и правда самый лучший муж на свете.
Душа в душу до самой смерти
«Следствие ведут Знатоки» (1971−1989)
Расписаться им пришлось через семь лет — когда оформляли документы на квартиру, а настоящую свадьбу сыграли только в день 50-летия совместной жизни. Она надела белое платье, купили, наконец, обручальные кольца, собрали друзей в Доме актера…
Они прожили душа в душу до самой его смерти. В комнате, где жил супруг, потом висел его портрет. Вера Кузьминична, когда приходила домой, первым делом здоровалась со своим Ушечкой, рассказывала, как провела день.
А вот детей у супругов не было. Но судьба свела Веру Кузьминичну с женщиной, которую она считала своей дочерью. Та однажды помогла актрисе с тяжелыми сумками, потом выяснилось, что Даша давно наблюдает за творчеством Веры Васильевой. Стали дружить. Прошло время, молодая женщина и актриса так сблизились, что стали настоящей семьей. Даша следила за здоровьем Веры Кузьминичны и ее содержанием, контролировала финансы. Актриса ей полностью доверяла и считала Дашиного сына своим внуком.
После непростого года, когда ушел из жизни супруг Веры Васильевой, она снова ушла в работу — впервые за долгое время согласилась сняться сразу в двух сериалах. Так что можно сказать, что актриса своих поклонников старалась до последних дней радовать новыми ролями.
Читайте также: Три принца для Золушки Янины Жеймо