Звезды

Как Евгений Петросян изменил облик отечественного юмора

Фото: img.freepik.com

Почему Петросян стал знаменитым?

Начало карьеры Петросяна не было связано с внешним сходством с американским политиком. В то время этот политик только начинал свою деятельность, а американская действительность оставалась для советских граждан туманной и непонятной. Суть заключалась в том, что в жанре юмора и сатиры на эстраде Евгений появился как глоток свежего воздуха, в момент, когда начинал покорять этот мир. Он был своего рода новым Аркадием Райкиным, но более соответствующим духу времени, в чем часто проигрывают опытные мастера перед молодыми исполнителями.

Утром в газете, вечером в куплете

Люди, выросшие в Советском Союзе, формировались под влиянием юмористических сценок в утренних телепередачах и образом куплетиста из «Покровских ворот». Официальный юмор, казавшийся жизнерадостным и при этом мягким, безобидным, был, как представлялось, важной составляющей советской эстрады. Однако на деле всё обстояло иначе. Долгое время сатиру не только не считали необходимой в стране советов, но и признавали вредной. Она едва существовала в виде фельетонов, которые были настолько идеологически правильными и громоздкими в своей лексике, что вызывали смех, пожалуй, у немногих.

До середины пятидесятых годов эстрадные куплетисты в Советском Союзе в основном высмеивали иностранные правительства. Материалы для выступлений заимствовались из критических статей советских СМИ: утром они публиковались в газетах, а вечером находили отражение в куплетах, подобно тому, как это происходило в знаменитых «Покровских воротах». С эстрады могли высмеивать религиозных женщин и бездельников, однако с определенной осторожностью, чтобы не возникло впечатления, будто они порочат советскую молодежь или проявляют недостаточное уважение к старшему поколению. В целом жанр переживал не самый благоприятный период.

Для тех, кто хотел развеяться, Советский союз предлагал посетить цирк. Там выступали клоуны, которые, к слову, не произносили ни слова, не подлежащего цензуре, поскольку вообще ничего не говорили. Также допускалось смеяться над комедийными фильмами в кинотеатрах. В общем, советский гражданин сталинской эпохи должен был проявлять скорее бодрость и оптимизм, нежели склонность к смеху и, особенно, насмешливости.

Неожиданным образом, попытки изменить ситуацию возникли в период правления Сталина. В 1939 году в Ленинграде начал функционировать Театр эстрады и миниатюр. Впоследствии, в 1980-х годах, театр переместится в Москву и получит более точное наименование «Сатирикон», однако в 1930-х годах для проведения творческих экспериментов было предпочтительнее находиться на некотором расстоянии от Кремля. Театр эстрады и миниатюр стремился к экспериментам и творчеству, отказавшись от примитивных шуток прошлого ради более интеллектуального и современного юмора.

Аркадий Райкин практически сразу же стал одним из ведущих актёров театра. В годы Великой Отечественной войне ему предстояло возглавить театр, и он проработал на этом посту почти сорок лет. По примеру театра, созданного им, в 1954 году был открыт Московский театр эстрады. В 1973 году, в возрасте двадцати восьми лет, именно здесь начнёт свой путь как артист в жанре юмора и сатиры Евгений Петросян.

Над чем смеялись?

В советском юморе и сатире вопросы секса и политики обычно табуировались. Наиболее откровенным, что допускалось на эстраде, стал монолог Райкина «Холостяк»: «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, со мной ещё можно… поговорить!». Политику можно было затрагивать лишь в форме карикатур, как это делали Кукрыниксы: то есть высмеивать лидеров капиталистических стран, но лишь бегло.

В отечественной культуре практически отсутствовали поводы для юмора. В качестве объектов насмешек рассматривались бытовые разногласия, консерватизм и чрезмерная озабоченность материальными вопросами, недостаточная пропитанность идеологическими принципами и коллективизмом, а также «местные изъяны» – бюрократические проволочки, злоупотребление алкоголем, низкий уровень образования и отсутствие интереса к знаниям, безделье и паразитизм, необоснованное копирование западных образцов (влечение к модной одежде и музыке).

Первые сатирические выступления на сцене напоминали газетные фельетоны – они не отличались особой остротой из-за опасения переступить границы, изобиловали клише и вызывали скорее снисходительное злорадство, чем искренний смех (ну, пробрались, конечно!). Однако в эпоху застоя юмористам стало позволено проявлять большую свободу. «Приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет – у меня есть! Ты попробовал – речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».

На одном из первых видеозаписей Петросяна, датированной 1971 годом, когда он еще работал конферансье, а не юмористом, Евгений шутит на тему опозданий девушек на свидания и рассказывает популярные анекдоты своего времени, представляя их как записи из личного блокнота, основанные на реальных событиях. Многие, кто посещал выступления Петросяна вживую, отмечали, что он умело и обаятельно рассказывает анекдоты, и эффект от них, даже если они уже хорошо известны, оказывается сильнее, чем от его сольных монологов.

Наблюдая за энергичным молодым артистом на первых видеозаписях, сложно поверить, что он недавно столкнулся с трагедией. Именно в тот период в автомобильной аварии погибла первая жена Петросяна. С тех пор на его попечении осталась дочь Викторина, воспитанием которой ему предстояло заниматься самостоятельно. Хотя этот факт редко упоминается, в Советском Союзе и в современной России образование ребенка (и его способность к получению) традиционно зависело, и продолжает зависеть, в первую очередь от матери, а перспективы профессионального роста у девочки значительно снижаются, если она растёт без матери.

Викторина окончила факультет иностранных языков МГУ и работала организатором выставок, а также продюсером документальных фильмов. Она проживает в США на протяжении многих лет. Предсказать такую перспективу было бы невозможно, наблюдая за выступлениями обычного советского ведущего Евгения Петросяна.

Безусловно, широкую известность в советское время Евгений Ваганович приобрел не благодаря анекдотам. Существует несколько объяснений этому.

В начале своей карьеры он не скрывал, что вдохновляется Аркадием Райкиным, которого многие считали эталоном эстрадного юмора в жанре монологов. Он активно использовал жесты и мимику – в отличие от большинства эстрадных исполнителей, которые обычно придерживались большей сдержанности. Кроме того, Петросян умело подбирал авторов, сотрудничая с известными на тот момент писателями юмористического жанра, такими как Хайт и Задорнов. Сегодня их творчество может восприниматься иначе, но четыре десятилетия назад они точно определяли актуальные «народные» темы.

«Я сейчас работаю на стройке. Нам выдают проект, в котором огромное количество тангенсов и котангенсов, разобраться без специальных инструментов сложно. Но нам это не требуется. Мы строим, руководствуясь собственным опытом – на глаз. Это позволяет работать оперативно, экономно и эффективно! Конечно, стена имеет незначительный наклон, в дверных проемах небольшие недочеты, окна немного пропускают сквозняки. О, унитаз забыли установить. Ну и что? Никуда не денешься. Все равно там будешь жить. Ведь в школе нас учили строить качественно, а жизнь показала, что необходимо строить в срок. Тогда и примут с оркестром».

Почти монополия

После распада Советского Союза многие артисты различных жанров столкнулись с трудностями. Петросян, напротив, быстро добился успеха, став телезвездой, известной актуальными монологами. Хотя на эстраде девяностых и начала двухтысячных артист не был единственным юмористом, и его передачи имели аналоги на российском телевидении, при воспоминаниях об эстрадной сатире и юморе тех лет чаще всего вспоминают именно Петросяна. Для многих юмор того времени вообще сводится к понятию «петросянщина», которое употребляется с оттенком пренебрежения. Этот термин ассоциируется с однообразной мимикой и жестикуляцией известного юмориста и шутками, построенными вокруг «слишком современных» слов.

Несмотря на это, выступления на «петросянщине» не только приносили хороший доход, позволяя Петросяну гастролировать по бывшим советским республикам, но и давали возможность заработать многим другим артистам эстрады. По всей видимости, первоначально речь шла не о крупных суммах, а о поддержке коллег, чтобы обеспечить их выживание. Благодаря интенсивной работе, основанной на сатире и юморе, телевизионное эфирное пространство было насыщено, а количество представителей этого жанра, известных публике, превышало ожидаемое.

Две масштабные программы, созданные Петросяном, оставили заметный след в истории российского юмора: «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Значительной аудиторией пользовалось и «Петросян-шоу». Как отмечает Дарья Гаврилова в обзоре на Wonderzine, в определенный период времени оно являлось самым просматриваемым юмористическим шоу в России. Интересно, что в данном обзоре рассматривается вопрос о том, как на российской юмористической эстраде изображаются женщины. В своей работе Гаврилова, по сути, искала шоу, в котором меньше всего проявляется сексизм. К удивлению, таким оказалось именно шоу Петросяна.

Пожалуй, самое старомодное по стилю шоу оказалось самым безобидным. Женщинам, что нетипично для подобных передач в России, уделялось около трети эфирного времени, хотя они составляли менее трети всего состава артистов. Количество шуток, направленных непосредственно на женщин, было значительно меньше, чем в том же Comedy Club, а в целом шоу продемонстрировало гораздо меньше стереотипов относительно того, какие роли женщины должны играть в телепередаче и в жизни. «Евгений Петросян, который выглядит на сцене несколько нелепо, не стремится кого-то высмеивать — он искренне хочет развеселить», – заключает Дарья Гаврилова.

Неожиданно, но в этом отношении «устаревший» юморист Петросян кажется более современным, чем нынешние стендаперы. Однако всегда возникает вопрос о том, насколько совпадают взгляды на женщин артиста Петросяна и самого Петросяна.

Пять жён Евгения Вагановича

Петрос Петр Петрович сейчас состоит в пятом браке. Его нынешняя жена, Татьяна Брухунова, родилась в 1989 году, что делает её практически на пятьдесят лет младше юмориста. Они работали вместе на концертах, и, очевидно, между ними возникли чувства. Бывшая жена, юмористка Елена Степаненко, в телеэфире окрестила Брухунову «марамойкой». Развод, похоже, до сих пор вызывает у неё сильные переживания.

Степаненко обвинила Петросяна в том, что он избавляется от своих жён, используя их в своих целях.

Во время брака со Степаненко Петросян, безусловно, достиг вершины своей популярности и получил значительный доход. Например, ему известно, что он приобрел несколько однокомнатных квартир, предназначенных для его личной библиотеки. Юморист увлекается коллекционированием старинных и редких книг. Однако сложно определить, насколько именно работа жены повлияла на его финансовый успех.

Союз Петросяна и Степаненко оказался весьма продуктивным, хотя и не в религиозном контексте. Супруги совместно продвигали шоу Петросяна, выступали вместе и многим представлялись образцовой парой. Степаненко также реализовывала собственные проекты, такие как «Шоу Елены Степаненко» и «Кышкин дом». Брак юмористов выдержал распад Советского Союза, сложности и искушения девяностых и нулевых, и многие уже представляли артистов, двигающихся к завершению своего пути.

Для многих поклонников развод, произошедший в 2018 году, стал неожиданностью. На тематических форумах можно найти скорбные обсуждения этого события, из которых становится очевидно, что некоторые не знают – Степаненко не была первой женой Петросяна, и, соответственно, разводы для артиста не редкость. Помимо нее, у Евгения Вагановича были еще полтора года брака с дочерью знаменитого советского тенора Козловского, а также непродолжительный союз с искусствоведкой из Ленинграда. Возможно, права Елена Григорьевна, предостерегая Татьяну (пусть и не самыми мягкими словами), что она может оказаться следующей брошенной.

Евгений Ваганович сейчас испытывает искреннюю радость, связанную с женитьбой и отцовством: 13 марта 2020 года у него и Татьяны Брухуновой появился на свет сын Ваган.