Самый несексистский юморист. Как Евгений Петросян взлетел в отечественном юморе
В социальных сетях можно увидеть две фотографии, прикреплённые друг к другу. На одной Барак Обама у микрофона, на другой – юный Петросян на сцене. Оказываются, они внешне похожи. Тот случай, когда Евгений Ваганович ничего не сделал лично, чтобы рассмешить людей, но рассмешил: очень уж неожиданно это сходство. Впрочем, говорят, можно найти своего близнеца любой расы и любой эпохи – просто до появления интернета это было гораздо, гораздо труднее.
Почему Петросян стал знаменитым?
Конечно, карьеру в молодости Петросян сделал вовсе не благодаря сходству с американским политиком. И политик тогда был в проекте, и американские реалии для советских жителей были чем-то очень смутным. Всё дело в том, что на эстраде в жанре юмора и сатиры Евгений оказался струёй свежего воздуха в тот момент, когда пришёл её покорять. В некотором роде новым Аркадием Райкиным, но – более созвучным новым временам, в чём так часто мэтры проигрывают молодым талантам.
Утром в газете, вечером в куплете
Поколение, рождённое в СССР, выросло на юморесках в утренних передачах и образе куплетиста из «Покровских ворот». Кажется, официальный – бодрый и в то же время мягкий, беззубый – юмор был неотъемлемой частью советской эстрады. На самом деле – напротив. Очень долго сатира считалась не только ненужной в стране советов, но даже вредной, и едва была жива в виде фельетонов, настолько идеологически выдержанных и дубовых по языку, что неясно, было ли от них смешно хоть кому-нибудь.
Примерно до середины века эстрадные куплетисты СССР представляли сатиру в основном на иностранные правительства. Материал брался из разгромных статей советской прессы: утром в газете, вечером в куплете, как озвучивалось всё в тех же «Покровских воротах». Могли с эстрады высмеять религиозных бабушек и молодого тунеядца, но с осторожностью, чтобы не казалось, что порочат нашу молодёжь и недостаточно почитают наших стариков. В целом же жанр переживал не лучшие времена.
Тем, кто хочет посмеяться, Советский союз предлагал пройти в цирк. Там есть клоуны. Которые, кстати, ничего, требующего проверки цензурой, не говорят, потому что ничего не говорят вообще. Разрешалось также посмеяться над комедией в кинотеатре. В целом же советский человек сталинской эпохи должен был быть скорее бодр и оптимистичен, чем смешлив и, тем более, насмешлив.
Как ни странно, попытки переломить ситуацию произошли именно в сталинскую эпоху. В Ленинграде в 1939 году начал свою работу Театр эстрады и миниатюр. Позже, в восьмидесятых, театр переедет в Москву и возьмёт более конкретное название «Сатирикон», но в тридцатых эксперименты в творчестве удобнее было ставить на определённом отдалении от Кремля. Театр же эстрады и миниатюры был намерен экспериментировать и творить, уйдя от простеньких клоунад прошлого к более интеллектуальному и актуальному юмору.
Фактически сразу одним из ведущих артистов театра стал молодой Аркадий Райкин. Во время Великой Отечественной ему предстоит стать руководителем театра, и на этом посту он проведёт без малого сорок лет. По образцу выпестованного им театра откроется в 1954 году Московский театр эстрады. В двадцать восемь лет, в 1973 году, именно здесь начнёт свой путь как артист в жанре юмора и сатиры Евгений Петросян.
Над чем смеялись?
Секс и политика по большей части были под запретом в качестве тем для советского юмора и сатиры. Самое пикантное, что могла себе позволить эстрада, представлено в монологе Райкина «Холостяк»: «Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, со мной ещё можно… поговорить!». Политику можно было затрагивать только в духе карикатуристов, известных как Кукрыниксы: то есть смеяться над лидерами капиталистических стран и то вскользь.
В родной же стране, считалось, почти не над чем смеяться. В качестве тем предполагались бытовые недопонимания, косность и озабоченность бытом граждан, недостаточно заражённых идейностью и коллективизмом, а также «отдельные недостатки на местах» – забюрократизированность страны, бытовое пьянство, нехватка эрудиции и любознательности, лень и тунеядство, «слепое подражание западу» (любовь к модной одежде и музыке).
Ранняя сатирическая эстрада была похожа на газетные фельетоны – не слишком остроумные в силу боязни выйти за рамки, полные штампов, вызывающие скорее злорадство, чем смех (ишь, как протащили!), но в годы застоя юмористы стали чувствовать себя свободнее. «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет – у меня есть! Ты попробовал – речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».
На одном из самых ранних видео Петросяна, 1971 года, когда он считался ещё конферансье, а не юмористом, Евгений шутит о том, как девушки опаздывают на свидание, и зачитывает популярные восточноевропейские анекдоты своего времени, выдавая их за наблюдения из жизни, записанные в блокнотик. Вообще многие из тех, кто вживую посещал выступления Петросяна, отмечали, что он много и обаятельно рассказывает анекдоты, и эффект от них, даже давно известных, сильнее, чем от монологов.
Глядя на оживлённого молодого артиста на ранних видео, трудно представить, что он только что пережил трагедию. Примерно в те годы погибла в автокатастрофе первая жена Петросяна. На руках у него осталась дочь Викторина, которую предстояло теперь поднимать своим умом. Хотя это редко обсуждается, в Советском Союзе и современной России то, какое образование получит ребёнок (и справится ли с получением), определяла и определяет прежде всего мать, и шансы девочки сделать хорошую карьеру резко уменьшаются, если её воспитывает один отец.
Но Викторина закончила истфак МГУ, стала организатором выставок и продюсером документальных фильмов. Живёт она уже очень давно в США. О том, что такое будет возможно, тоже нельзя догадаться, глядя на кадры с обычным советским конферансье Евгением Петросяном.
Но популярность в советское время Евгений Ваганович, конечно, получил не на анекдотах. Причин называют несколько.
Он вполне откровенно подражал в начале своей карьеры Аркадию Райкину, который для многих был образцом эстрадного жанра юмористических монологов. Он необычно много жестикулировал и использовал мимику – обычно исполнители на эстраде были сдержаннее, даже в жанре эстрады. И, наконец, Петросян очень метко выбирал себе авторов, сотрудничая с такими актуальными в своё время писателями жанра, как Хайт и Задорнов. В наше время их уже трудно воспринимать, но сорок-тридцать лет назад они действительно улавливали «народные» темы.
«Вот я на стройке работаю. Ну, дают нам проект. Там этих тангенсов-котангенсов столько, что без стакангенса не разберешься. А нам и не надо. Мы строим по своей науке – на глазок. Быстро, дешево и сердито! Ну, конечно, стена дает небольшой косинус, в дверях легкий незакрывангенс, окна слегка продувангенс. Ну, унитангенс забыли поставить. Ну и что? Куда ты денешься? Все равно там будешь жить. Ведь это в школе нас учили, что надо строить хорошо, а жизнь меня научила, что надо строить досрочно. Тогда под духовой оркестр всё примут».
Почти монополия
После распада СССР многие артисты самых разных жанров оказались не у дел. Петросян же вскоре начал процветать, став телезвездой с актуальными монологами. Несмотря на то что на эстраде девяностых и нулевых артист был не единственным юмористом, а его передачи имели аналоги на отечественном ТВ, до сих пор, вспоминая эстрадную сатиру и юмор тех лет, в первую очередь вспоминают и Петросяна. Более того, для многих юмор того периода вообще укладывается в слово «петросянщина» – и его произносят с пренебрежением. Оно ассоциируется со ставшей очень однообразной мимикой и жестикуляцией известного юмориста и шутками вокруг «слишком современных» слов.
Тем не менее, на «петросянщине» не только хорошо зарабатывал, объезжая бывшие советские республики, сам Петросян – он подтягивал «подкормиться» многих других артистов эстрады. Вероятно, изначально вопрос при этом шёл не о бешеных деньгах, а о том, чтобы дать выжить как можно большему количеству коллег. В результате плотной работы сатирой и юмором телевизор был буквально переполнен, а имён представителей жанра было на слуху больше, чем можно бы ожидать.
Две большие программы Петросяна фактически вошли в историю российского юмора: «Смехопанорама» и «Кривое зеркало». Не менее популярно было и «Петросян-шоу». Согласно обзору Дарьи Гавриловой на портале Wonderzine, оно было в какой-то момент самым популярным юмористическим шоу страны. Сам же обзор интересен тем, что в нём исследуется, как подаются женщины на юмористической эстраде России. Условно говоря, Гаврилова искала шоу с наименьшим количеством сексизма. Совершенно неожиданно им оказалось именно шоу Петросяна.
Самое, может быть, устаревшее по духу шоу оказалась наименее оскорбительным. Женщины, что нехарактерно для таких шоу в России, получали там около трети экранного времени — при том, что составляли менее трети всей команды артистов. Шуток именно про женщин было много меньше, чем в том же Comedy Club, и в целом шоу продемонстрировало гораздо меньше стереотипов в отношении того, какие роли должны играть женщины в передаче и в жизни. «Евгений Петросян, который выглядит на сцене душкой, не ставит своей целью кого-то унизить — он действительно хочет рассмешить», – резюмирует Дарья Гаврилова.
Удивительно, получается, в этом отношении «замшелый» юморист Петросян куда современнее актуальных стэндаперов. Вот только всегда остаётся вопрос, насколько артист Петросян и человек Петросян близки друг другу во взгляде на женщину.
Пять жён Евгения Вагановича
Как известно, сейчас Петросян женат в пятый раз. Нынешняя его супруга, Татьяна Брухунова – восемьдесят девятого года рождения, то есть почти на полвека младше артиста. Они сотрудничали на концертах и там, по всей видимости, сблизились. По этому поводу предыдущая жена, юмористка Елена Степаненко, назвала Брухунову с телеэкрана «марамойкой». Вообще развод до сих пор вызывает у неё бурные эмоции.
Петросяна Степаненко обвинила в том, что он буквально выкидывает жён, когда выжимает из них всё, что можно.
За время брака со Степаненко Петросян, действительно, достиг пика славы и немало заработал. Известно, например, что он купил несколько однокомнатных квартир специально под свою личную библиотеку. Юморист собирает старинные и редкие книги. Но трудно сказать, какой вклад в его заработки точно внёс труд жены.
Брак Петросяна и Степаненко действительно был плодотворен совсем не в библейском смысле. Они вместе раскручивали шоу Петросяна, вместе выступали и многим казались почти идеальной парой. Делала Степаненко и собственные проекты: «Шоу Елены Степаненко» и «Кышкин дом». Брак юмористов пережил распад СССР, трудности и соблазны девяностых и нулевых, и многие уже представляли артистов вместе идущими к последней черте.
Развод в 2018 году для поклонников прозвучал как гром среди ясного неба. На форумах можно увидеть горестные обсуждения события, и из них становится ясно, что многие не в курсе – Степаненко не была первой женой Петросяна, так что развод для артиста не внове. Между первой женой и Степаненко у Евгения Вагановича были ещё полтора года брака с дочерью знаменитого советского тенора Козловского, а также не слишком долгий брак с искусствоведкой из Ленинграда. Может быть, права Елена Григорьевна, предупреждая Татьяну (пусть и не в самых добрых выражениях), что она может оказаться следующей брошенной.
Пока же Евгений Ваганович от души переживает счастье новобрачного и наслаждается отцовством: 13 марта 2020 года у него и Татьяны Брухуновой родился сын Ваган.