Семья

Самый неприятный персонаж советского кино — кто он?

Самый неприятный персонаж советского кино — кто он?
РИА Новости

Счастлива ли Нюра из фильма «Три тополя на Плющихе»? Кто её муж Гриша — грубый жадный деспот или положительный серьёзный человек? И можно ли такого вообще любить?

«Чего тебя оглаживать, ты не тёлка»

Если вы смотрели фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», то наверняка удивлялись: почему Нюрка (Татьяна Доронина) терпит возмутительное отношение к себе собственного мужа? Именно о нём, этом Грише (Вячеслав Шалевич), мы хотим поговорить. Его можно смело поставить в ряд самых несимпатичных и неприятных персонажей советского кино. Жена — добрая, покорная, работящая, ласковая. И совершенно нетребовательная. Всё, что ей надо, — немного тепла, улыбка, доброе слово. Но даже этого от Григория не дождёшься. «Чего тебя оглаживать, ты же не тёлка», — пренебрежительно бросает он.

Серьёзный мужчина

Григорий работает бакенщиком — зажигает огонь в плавучих бакенах на реке, чтобы ночью суда не сели на мель. Солидный мужчина, серьёзный, хозяйственный. И Нюра с её нежным, добрым, жаждущим любви сердцем его по-настоящему любит. Да что там — обожает! Хотя и побаивается. Недаром ведь слушается во всём беспрекословно, будто строгого отца. Нет, муж её не бьёт. Но иногда хмурым взглядом и угрюмым молчанием можно сделать в сто раз больнее.

Благополучная Нюрка

Нюрке откровенно завидуют в селе. «Сытая», благополучная, не знающая горя, за мужем — как за каменной стеной. Именно так выглядит её «счастье» с колокольни измученных сельских женщин, привыкших к «твёрдой руке» пьяных мужей, привыкших всё тащить на себе. А Нюрка вон какая — гладкая, спокойная, улыбчивая! Гриша жадный? Ну что ж — хозяйственный, всё в дом, ради семьи. Холодный? Так не по-мужски это, сантименты разводить! Грубый? Да ладно, руки ни разу не поднял на жену, хотя иногда и не грех «поучить»!

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

Чтобы перед людьми не стыдно было

То ли дело муж его сестры, городской Нины. Сидит в тюрьме, а прежде, до посадки, бил чуть ли не смертным боем и Нину, и их дочь-школьницу. И всё-таки главное для Григория — не счастье сестры, а «приличия». Чтоб перед людьми не стыдно было. Поэтому, отправляя Нюрку в город с заданием — продать на рынке мясо, он строго ей наказывает: зайти к Нине и сделать ей внушение. Мол, нечего «женихаться», какой позор — хахаля завела при живом муже, должна верно ждать супруга из заключения. А если не послушается, угрожает Григорий, то я её вожжами поучу. И Нюра уверена: это правильно. Так надо. Мужу виднее, он умный. А Нина – Нина хочет слишком многого: свободы.

Любовь — только во сне

Самой Нюрке эта свобода, кажется, не нужна вовсе: она и так счастлива. Счастлива? Да! Тем, что когда-то Гриша выбрал именно её из череды подружек-красавиц. И любил, и был ласковым. Она до сих пор видит в счастливом сне любящего, улыбающегося мужа, чувствует его жаркие объятия, слышит слова о том, что она — самая красивая. Во сне. Но верит, что однажды всё вернётся: и любовь мужа, и его улыбка, и горячие поцелуи. Ради этого она готова на всё: много работать, чтобы угодить, чтобы «быть достойной» Гриши. Для Гриши все старания Нюры быть для него лучшей — ничего не значат. Он воспринимает их как должное. Не хвалит, не одобряет. Не бьёт — и слава богу. Он остаётся таким же холодным, грубым, жадным.

Городской таксист

И по сравнению с ним городской таксист Саша в исполнении Олега Ефремова — идеальный мужчина. Интеллигентный, тонкий, добрый. И Нюра ему сразу понравилась, очень! И он ей — тоже… И песня «Нежность» недаром нравится им обоим: Нюрке так не хватает в жизни именно её, а Саша только и ждёт, на кого излить накопившуюся нежность. Ей так хочется почувствовать счастье хоть на вечер. Сходить в кино с симпатичным мужчиной. Ощутить себя молодой, красивой, желанной.

Судьба против

Если бы не сломался дверной замок — она бы пошла на свидание? Неизвестно. Может быть — побежала бы бегом. И получила бы бурю эмоций, о которых вспоминала бы всю жизнь. А может быть, даже ушла бы от своего Гриши к таксисту Саше, и прожила бы вторую часть жизни совсем иначе: с ласковым, нежным, добрым мужчиной. А может быть, никуда бы она не пошла. В последний момент вспомнила о «долге», и он бы перевесил счастье. Так или иначе, судьба сама всё решила за Нюру: дверь не открылась, таксист Саша зря ждал женщину, в которую, кажется, успел влюбиться. И вряд ли они ещё когда-нибудь встретятся.

Грустно? Очень. Жаль Нюру? Конечно! А может быть, зря? Некоторые зрители считают: финал говорит о том, что Нюра поняла — она счастлива с Гришей, и другого ей не надо. И всё же относиться к Грише с симпатией очень сложно. Он вызывает совсем другие чувства и остаётся одним из самых неприятных персонажей нашего кино эпохи СССР.


Источник