Семья

С какого возраста ребёнок может участвовать в решении вопроса о месте проживания после развода родителей?

Фото: img.freepik.com

В этом году разводы громкие происходят один за другим, а вместе с ними раздел детей. Недавняя история Агаты Муцениеце и Павла Прилучного продемонстрировала, что дети страдают из-за развода больше всех. Может ли ребенок сам решить, с каким родителем ему жить, и в каком возрасте?

Может ли ребёнок выбирать родителей после развода?

Дети имеют право общаться с обоими родителями, независимо от того, развелись ли те. Развод не предоставляет ни одному родителю автоматического права прекратить воспитание ребенка, даже если ребенок проживает с другим родителем.

Согласно статье 57 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его интересов. В судебных или административных разбирательствах ребенок должен быть выслушан. Статья предусматривает право ребенка высказываться о желаемом месте проживания с одним из родителей.

В каком возрасте ребёнок может влиять на решение о выборе места жительства после развода родителей?

С десяти лет ребенок может быть допрошен судом. С этого возраста ребенок может заявить о желании жить с одним родителем, при этом это желание может быть внушено им этим родителем. Суд принимает во внимание мнение ребенка вместе с другими доказательствами (медицинские документы по ребенку, характеристики с места жительства и обучения, показания свидетелей).

В судах предпочтение отдается мнению ребенка при решении вопроса о месте проживания. Как юрист и мать, считаю, что мнение ребенка важно, но его участие в гражданском процессе нецелесообразно, так как судебный процесс — стресс для любого человека, а для ребенка особенно.

Ирина Ярцева

Насколько учитывается мнение ребенка

Принимая во внимание мнение ребенка с десяти лет обязательно, если это не вредит ему. При разрешении спора между родителями о месте жительства несовершеннолетних суд руководствуется статьями 57, 61 и 65 Семейного кодекса РФ. Эти статьи устанавливают равные права и обязанности отца и матери по отношению к своим детям, но обязательно нужно учитывать интересы несовершеннолетних.

Решающее слово в деле о custody принадлежит суду и основывается не только на желании ребенка, но и на множестве обстоятельств.

  • возраст ребенка;

  • Его крепкие связи с каждым членом семьи — родителями, братьями, сёстрами и другими родственниками.

  • Характер и другие личностные черты родителей.

  • Взаимосвязи каждого родителя с ребёнком.

  • Создание условий для ребенка по вопросам воспитания и развития, принимая во внимание род деятельности и график работы родителей, а также их финансовое положение и общую семейную ситуацию.

  • Другие обстоятельства, описывающие обстановку в месте жительства каждого из родителей: характеристика с места жительства, справка от участкового, выписка из УК или ТЖС (включая показания соседей), справка об отсутствии судимости, документы из медицинских учреждений.

  • Влияние отца и матери второго брака на жизнь ребёнка.

Простое материальное преимущество одного из родителей не гарантирует суда решение оставить ребенка именно с ним. В процессе определения места жительства детей обязательно участвует представитель органов опеки и попечительства, предоставляющий соответствующие документы.

  • акт обследования условий проживания родителей;

  • Заключение определяет место проживания ребёнка, исходя из мнения ребёнка, его связей с родителями, а также материальных и жилых условий, при учёте позиции уполномоченного органа.

Как происходит выбор родителя-опекуна ребенком

Точных данных о том, с кем проживают дети после развода родителей, нет. Однако анализ практики показывает, что в большинстве случаев дети остаются с матерью. Это связано с тем, что суд руководствуется принципом «материнской любви и заботы». По приблизительным подсчётам, около 78% судебных решений принимаются в пользу матери.

Внимания заслуживают и другие 22%, дети, которые живут с отцом. Причины такого решения часто кроются в отказе матери от ребенка, предпочитающей «устроить свою личную жизнь». Иногда подростки сами стремятся жить с отцом.

Суд проводит опрос ребенка с участием психолога или педагога, однако мнение ребенка не всегда учитывается при принятии решения. В связи с этим во многих процессах проводится психолого-педагогическая экспертиза. Статья 79 Гражданского кодекса РФ предусматривает назначение экспертизы судом в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Экспертиза может быть поручена учреждению, специализирующемуся на судебных экспертизах, отдельному эксперту или нескольким экспертам. Стороны и другие лица, участвующие в деле, могут предоставить суду вопросы для рассмотрения при проведении экспертизы. Окончательный перечень вопросов, по которым требуется заключение эксперта, устанавливает суд. При отклонении каких-либо вопросов суд обязан мотивировать своё решение.

Что изменится в новом законопроекте

Недавно в Госдуму внесли законопроект Законопроект № 534677-8 даст судам возможность игнорировать мнение ребенка при расторжении брака родителей. Кроме того, депутаты хотят зафиксировать в законе их собственную интерпретацию понятия «интересы ребенка».

Документ, внесенный 22.01.2024 года депутатами Государственной Думы Кузнецовым, Матвейчевым, Гусевым, Мусатовым и Наумовым, предлагает заменить право ребенка на выражение своего мнения на «Право ребенка на учет его интересов и мнения его родителей». В документе также прописано, что депутаты подразумевают под интересами ребенка и его родителей.

  • Твёрдое семейное гнездо и супружеская преданность родителей.

  • Воспитание уважения к родителям у ребёнка.

  • Опека, наставничество и надзор со стороны родителя.

  • Не расставаться с обоими родителями независимо от желания последних, даже если живут раздельно.

  • Обеспечение ребенку реального шанса усвоить жизненный опыт, взгляды на мир, религиозные и другие убеждения обоих родителей и старших членов семьи (включая бабушек и дедушек), формирование семейной, гражданской, национально-культурной идентичности, любви к семье и Родине, знание истории своей семьи и страны, даже при раздельном проживании родителей.

  • Воспитание и образование, укорененные в традиционных русских духовных и нравственных идеалах.

  • Каждый родитель должен помогать ребенку поддерживать связи с семьей и воспитывать уважительное отношение к другому родителю, старшим родственникам, включая дедушку и бабушку.

  • Воспитание и образование, формируемые на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей.

Выводы из текста указывают на то, что интересы ребенка принимаются во внимание лишь при условии их согласия с приоритетными семейными ценностями: сохранением брака и обеспечением безбарьерного общения с каждым родителем после его расторжения.