С сентября 2025 года в школах появится оценка за поведение: особенности внедрения и регионы старта

Вопросы поддержания дисциплины среди учащихся в России обсуждаются еще со времен Российской империи. Оценки за поведение периодически отменялись и вновь вводились. Например, согласно правилам, действовавшим в период с 1944 по 1970 год, аттестат получали лишь те школьники, кто имел оценку «отлично» по поведению. «Удовлетворительно» служило финальным предупреждением, предшествующим отчислению, а за «неудовлетворительно» ребенка исключали из школы.
Оценки за поведение в школах не выставляются с 1989 года, и правила, касающиеся этого вопроса, были пересмотрены. «Неудовлетворительные» оценки отменили ещё в период существования Министерства народного образования СССР, однако вопрос об их повторном введении периодически поднимается.
Вновь возник вопрос об оценке не только успеваемости, но и поведения учащихся в школах.
Где в России вводят оценки за поведение
По информации, предоставленной Министерством просвещения, старт эксперимента запланирован на 1 сентября 2025 года и охватит шесть регионов Российской Федерации: В Новгородской, Ярославской, Тульской областях, в Луганской Народной Республике, а также в Чечне и Мордовии. Для отбора пилота было рассмотрено 84 учебных заведения.
«В рамках нового учебного года начинается испытание системы оценивания поведения учащихся, — сообщил Министр просвещения Сергей Кравцов. — Это значимый этап в создании всестороннего подхода к воспитанию и образованию. Данная инициатива заслуживает обсуждения с участием специалистов, учителей и родителей».
Изначально представители власти заявляли, что испытание новой системы не должно превысить четырехмесячный срок. Необходимо оценить, каким образом она сказывается на дисциплине, мотивации учащихся и обстановке в классах, и выяснить, не приведет ли это к увеличению рабочей нагрузки учителей.
Эксперимент, по предварительным результатам, будет представлен для публичного обсуждения, в котором примут участие как специалисты, так и родители. В случае признания эксперимента успешным, его внедрение на всей территории страны может начаться с 1 января 2026 года.
Как будут выставлять оценки за поведение
В настоящее время конкретные механизмы, критерии и порядок выставления оценок не определены. Регионы, вовлеченные в эксперимент, должны разработать их к началу августа, учитывая мнение педагогов и родителей. Однако уже сейчас известно, что оценивание будет проводиться по четырем критериям, которые представители власти называют «основными обязанностями школьников». Это: старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде.
Для получения высокой оценки ученику необходимо не только демонстрировать хорошие знания и хорошее поведение на переменах, но и проявлять инициативу, принимая участие в школьных мероприятиях и субботниках.
Авторы данной инициативы стремятся с самого начала исключить предвзятость, чтобы личные разногласия между ребенком и педагогом не повлияли на оценку (хотя полностью исключить такую возможность не всегда удается).
«В министерстве отметили, что при оценке поведения ребенка в коллективе педагогами будет строго соблюдаться принцип объективности.
Кто и кого будет оценивать
«По словам замминистра просвещения Ольги Колударовой, в пилотном режиме оценки поведения будут выставляться с 1-го по 8-й класс на протяжении всего учебного года. Выпускные классы не будут включены в апробацию, чтобы избежать дополнительного напряжения, связанного с подготовкой к экзаменам. В перспективе предполагается внедрение данного проекта для всех учащихся».
По информации, поступившей 26 июня 2025 года, оценивать поведение ученика будет классный руководитель. При этом он обязан принимать во внимание мнения педагогов и администрации учебного заведения.
Есть вопросы
В настоящее время наиболее актуальный вопрос заключается в том, будет ли поведение ученика зафиксировано в школьном аттестате и повлияет ли это на средний балл, например, у выпускника 9 класса. Поскольку при поступлении в колледж по конкурсу аттестатов учитываются даже незначительные показатели.
Вопрос о том, как гарантировать объективность оценивания, особенно актуален, поскольку существующие оценки по предметам, ориентированным на творчество и развитие, могут оказаться еще менее значимыми. В настоящее время предлагается полностью отказаться от них и перейти к системе, где ученики получают только «зачет» или «незачет» во всех школах.
Согласно результатам социологических опросов, большинство родителей поддерживают данную инициативу, как и многие педагоги, которые рассчитывают, что это поможет справиться с наиболее недисциплинированными учениками. Однако значительная часть школьного сообщества пока относится к ней с осторожностью и желает оценить ее практическую реализацию в пилотных регионах.