Семья

Родители-медузы: уроки от необычных воспитателей

Фото: img.freepik.com

В борьбе за звание лучших родителей «медузы» соперничают с «тиграми» и «дельфинами». Что же отличает «медуз» от других родителей и в чём их секрет?

Кто такие медузы?

Современные авторы по воспитанию и педагогике предложили типологию родителей, условно разделив их на три типа: «тигров», «дельфинов» и «медуз». Каждый тип обладает собственными принципами общения и контакта с ребёнком. Эта тема часто обсуждается в социальных сетях.

В методе воспитания «медуз» родитель принимает решения ребенка и поддерживает их исполнение.

Теория родителей-медуз имеет сторонников и противников. Западно от мягкого воспитания утверждают, что «медузы» демонстрируют подлинное понимание и принятие ребенка таким, какой он есть. «Это искусство по-настоящему настроиться на своего ребенка», — говорит Кристен Гиринг, директор по образованию в Parent Lab. Писательница Эмма Брокес называет этот стиль «мягким, прозрачным и очень гибким».

В социальных сетях пользователи выражают мнение о том, что медузы демонстрируют крайность: безграничная свобода и попустительство родителей-медуз приводят детей к заблуждениям и могут иметь негативные последствия в будущем, включая преступную деятельность или случайные половые связи.

В любом деле важно соблюсти баланс. Нет необходимости становиться сторонником новой теории полностью, достаточно извлечь из нее полезные моменты.

3 правила воспитания родителей-медуз

Родитель внимает и понимает желания ребенка.

Многие считают, что «медузы» недостаточно твердо ставят границы ребенку и соглашаются со всеми его капризами. Впрочем, можно посмотреть на это иначе: родитель не навязывает свое мнение, а дает ребенку возможность самостоятельно определиться с тем, что ему полезно.

В теории родители понимают, что сыну или дочери необходимо дать разностороннее развитие, так как неизвестно, что пригодится во взрослой жизни и карьере. Пока есть возможность, нужно учиться всему.
Занятость малыша или школьника — определенный показатель и характеристика родителя, который занимается образованием своего ребенка.

Расписание ребёнка заполняется школой, языковыми курсами английского и китайского, игрой на флейте, шахматами, каллиграфией и спортивными тренировками без пробелов. Ребёнок, не желая, выполняет требования мамы или папы и целый день бегает с одного занятия на другое, устаёт и теряет интерес к обучению.

Что бы сделал родитель-медуза? Общался с ребёнком о том, что ему хотелось бы изучать и чем проводить время. Дал ему право выбора. Впрочем, возможно, он скажет, что хочет только играть на планшете или в видеоигры.

Способен адаптироваться в процессе воспитания, проявляя понимание.

Все родители стремятся помочь своим детям. Увидев загруженный график ребенка, многие из нас задумывались: ради кого это делается – ради нас или ради него? В действительности ему интересно заниматься музыкой или спортом?

Если школьник жалуется на большое количество заданий, усталость и нежелание ходить на дополнительные занятия, большинство родителей скажут: «Есть слово «надо». И убедят ребенка, что нельзя бросать начатое, нужно быть ответственным и воспитывать в себе дисциплину.

Что бы сделал родитель-медуза? Как любой родитель, родитель-медуза обращает внимание на потребности и возможности своего чада, однако может быть гибким в вопросах воспитания.

3. Дает право выбора

Когда сыну исполнилось четыре года, блогер и журналист Даниэль Мари Холланд записала его в секцию футбола. У него не было никакого интереса к каким-либо групповым видам спорта, но её окружали родители детей-футболистов. Она считала, что занятия спортом будут полезны: ребенок научится играть с другими, физически окрепнет, у него появится уверенность. Возможно, занятия спортом добавят ему баллов при поступлении в университет. Но сын не проявлял к футболу никакого интереса: на поле стоял как вкопанный или падал, накрывшись с головой курткой. Последней каплей стало то, что он схватил мяч и просто убежал с ним с поля.

Что бы сделал родитель-медуза? Лучше дать ребенку возможность попробовать разные виды деятельности и выбрать то, что действительно нравится. Не заставлять заканчивать музыкальную школу только из-за того, что уже 3 года там учился, и не настаивать на тренировках по каратэ, если они сыну не нравятся. Если ребенок сопротивляется расписанию, ему нужно отдохнуть или отказаться от дополнительных кружков.


Главный итог, который можно извлечь из философии воспитания родителей-медуз, заключается в том, что предоставление ребенку свободы выбора не делает его праздным, а помогает ему обнаружить дело по сердцу.

«Если сын не хочет заниматься футболом или ходить в кружок только для того, чтобы заполнить свободное время после школы, это не значит, что он никогда не сможет закончить начатое дело — говорит Даниэль Мари Холланд. — Эта мысль помогла мне прислушаться к желаниям ребёнка и узнать, что его действительно интересует».

Главное – родительские действия направлены на благо ребёнка и семьи, какой бы стиль воспитания ни был выбран.