Родители-медузы: уроки для всех
Getty Images
Медузы, как и тигры и дельфины, претендуют на звание лучших родителей. В чем секрет родительской мастерства медуз?
Кто такие медузы?
Современные авторы по воспитанию и педагогике предложили типологию родителей, разделяя их на три типа: «тигров», «дельфинов» и «медуз». Каждый тип имеет собственные принципы общения с ребенком. Эта тема пользуется большой популярностью в социальных сетях.
При воспитании «медуз» родитель выполняет желания ребенка.
Теория родителей-медуз имеет много приверженцев и противников. Противники мягкого воспитания считают, что «медузы» показывают пример истинного понимания и принятия ребенка таким, какой он есть. Кристен Гиринг, директор по образованию в Parent Lab, говорит: «Это искусство по-настоящему настроиться на своего ребенка». Писательница Эмма Брокес называет этот стиль «мягким, прозрачным и очень гибким».
Пользователи соцсетей считают, что медузы проявляют крайность, так как безграничная свобода и попустительство родителей-медуз могут завести детей на путь заблуждения. В будущем это может привести к негативным последствиям, до преступных деяний или беспорядочных половых связей.
В любом деле полезно найти баланс. Не нужно слепо следовать новым идеям, достаточно извлечь из них ценное.
3 правила воспитания родителей-медуз
Родитель прислушивается к желаниям ребенка.
Некоторые считают, что родители из «медуз» слишком мягко относятся к детям и соглашаются со всеми их желаниями. Впрочем, можно смотреть на это иначе: ребенок сам выбирает то, что ему кажется лучшим, а родитель лишь предоставляет ему свободу выбора.
В теории родители осознают необходимость разностороннего развития ребёнка: сыну или дочери пригодится всё в взрослой жизни, в карьере. Пока есть возможность, нужно учиться всему. Занятость малыша или школьника — показатель и характеристика родителя, который занимается образованием своего ребёнка.
Расписание ребенка заполняется школой, языковыми курсами английского и китайского, игрой на флейте, шахматами, каллиграфией и спортивными тренировками без пробелов. Ребенок, не желая, выполняя требования мамы или папы, целый день бегает с одного занятия на другое, устает и теряет интерес к обучению.
Что бы сделал родитель-медуза?Общался с малышом: о том, что могло бы ему понравиться изучать и чем заняться. Дал возможность самому решить. Правда, есть шанс, что наследник скажет: хочется ничем не заниматься, только играть на планшете или в консоль.
Способен к адаптации в процессе обучения и сопереживанию.
Все родителя стремятся помочь своим детям. Многие из нас, наблюдая плотный график ребёнка, задумываются: ради кого всё это — для нас или для самого ребёнка? На самом деле, интересны ли ему музыка и спорт?
Если ученик жалуется на большие нагрузки, усталость и нежелание посещать дополнительные уроки, большинство родителей скажут примерно следующее: «Есть слово “надо”». И убедят ребёнка в том, что нельзя бросать начатое, что нужно быть ответственным и воспитывать в себе дисциплину.
Что бы сделал родитель-медуза? Родитель-медуза, как и любой родитель, замечает потребности и возможности своего чада, но может быть более гибким в вопросах воспитания.
3. Дает право выбора
Когда сыну исполнилось четыре года, блогер и журналист Даниэль Мари Холланд записала его в секцию футбола. У него не было интереса к групповым видам спорта, но Холланд окружали родители детей-футболистов. Она считала, что занятия спортом будут полезны: ребенок научится играть с другими, физически окрепнет и появится уверенность. Возможно, спорт добавит ему баллов при поступлении в университет. Но сын не проявлял к футболу интереса: на поле стоял как вкопанный или падал, накрывшись курткой. Последней каплей стало то, что он схватил мяч и убежал с ним с поля.
Что бы сделал родитель-медуза? Предоставил бы возможность ребенку испытать себя в разных областях и выбрать занятие по душе. Не заставлял бы закончить музыкальную школу из-за уже отученных трёх лет, не настаивал на четырёх разовых тренировках по каратэ, если сын им не рад. При сопротивлении расписанию ребенку нужно дать отдых или отказаться от дополнительных кружков и секций.
Философия воспитания родителей-медуз подсказывает: предоставляя ребенку свободный выбор, мы помогаем ему обрести увлечения.
Даниэль Мари Холланд считает: если сын не хочет заниматься футболом или посещать кружок просто для заполнения свободного времени после школы, это не означает, что он никогда не сможет довести начатое дело до конца. Эта мысль помогает ей прислушиваться к желаниям ребёнка и узнавать, чем ему действительно интересно заняться.
Важно, чтобы воспитание было направлено на благо ребёнка и семьи, независимо от его стиля.